Орденская система древней греции презентация. Ордерная система. Существует три типа греческих ордеров

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует». Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре. Ужев Древнем Египтемассивныестойки-колонныподдерживалилежащиена нихбалки. В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче. Конструкция из стоек и балки, лежащей на них,естественна для деревянного строительства. Именно при строительстве деревянных сооруженийсформировались основные части ордера. Стереобат колонна Антаблемент Фронтон Стилобат Ствол колонны Капитель Архитрав Фриз Карниз Метопа Триглиф Основные части греческого ордера Названия частей греческого ордера Стереобат – от греч. «stereos» - крепкий и «bates» опора.Колонна – от лат. «columna» - столб.Антаблемент – от греч. «ante» - прямо и «blemma» - взгляд.Фронтон – от лат. «frons» - лоб, лицо.Стилобат – от греч. «stylos» - стержень, колонна и «bates» - опора.Капитель – от лат. «caput» - голова.Архитрав – от греч. «archi» - главный и «trabs» - балка.Фриз – от греч. «frisso» - дрожу, трепещу.Метопа – от греч. «metopon» - лицевая сторона.Триглиф – от греч. «tries» - три и «glypho» - вырезаю.Карниз – от греч. «koronis» - завершение. Попробуйте на фотографии Парфенонанайти основные части ордера. ? ? ? ? ? ? ? Вместе с работой над простотой и ясностью конструкциигреческие архитекторы много работалинад зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка,может по-разному выглядеть,в зависимости от оформления.Эти видимые изменения конструкцииназывают тектоникой. Проследим за тектоническими изменениями опоры. Конструкция простого столба и колонны одинакова,но тектоническое (зрительное) их решение разное.Так архитектор с помощью тектоникидобивается разных эффектов при одной и той же конструкции. Ствол колонны (фуст) Капитель База Абак Волюты Эхин Абак Каннелюры С помощьюэтихдеталейдостигаетсятектоническаявыразительностьколонны. Стволы колоннтщательно вымеряли,вытесывалииз отдельныхкаменных блоков,вплоть до каннелюр,и скреплялимежду собой шипами. Основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность.Именно пропорции отличаютодин ордер от другого. Пропорции дорического ордера делают егомассивным, тяжелым.Не случайно дорические храмы называли «мужскими». Поэтому иногда вместо колонн дорических храмовставили мужские статуи – атланты. Даже отдельно стоящаядорическая колоннапроизводит впечатлениечего-то необычайноустойчивого. Этому впечатлению помогаеточень простое строениевершины колонны – капители. Парфенон – самый известныйдорический храм древности. Храмыионического ордераболее стройныи изящны.Не случайноговорили,что у их колоннженские пропорции. Поэтому иногда вместо колонн ионических храмовставили женские статуи – кариатиды. Впечатлению женственностиот ионическойколонныспособствуетеё капительс волютами. Самые утонченные пропорцииу храма коринфского ордера.Пропорции его колонн сравнивалис пропорциями девического тела. Капитель коринфской колонны,словно прихотливая прическа,украшена листьями. В последующие векаордер (его структура и пропорции)стал частью многихархитектурных сооружений. В эпоху классицизма (XVIII-XIX века)здания во многом строились на основе ордера. Здание Биржи в Санкт-Петербурге. Творческое задание Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Греческий ордер Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует». Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.

Уже в Древнем Египте массивные стойки-колонны поддерживали лежащие на них балки.

Конструкция из стоек и балки, лежащей на них, естественна для деревянного строительства.

Именно при строительстве деревянных сооружений сформировались основные части ордера.

Стереобат колонна Антаблемент Фронтон Стилобат Ствол колонны Капитель Архитрав Фриз Карниз Метопа Триглиф Основные части греческого ордера

Происхождение названия частей греческого ордера Стереобат – от греч. « stereos » - крепкий и « bates » опора. Колонна – от лат. « columna » - столб. Антаблемент – от греч. « ante » - прямо и « blemma » - взгляд. Фронтон – от лат. « frons » - лоб, лицо. Стилобат – от греч. « stylos » - стержень, колонна и « bates » - опора. Капитель – от лат. « caput » - голова. Архитрав – от греч. « archi » - главный и « trabs » - балка. Фриз – от греч. « frisso » - дрожу, трепещу. Метопа – от греч. « metopon » - лицевая сторона. Триглиф – от греч. « tries » - три и « glypho » - вырезаю. Карниз – от греч. « koronis » - завершение.

Попробуйте на фотографии Парфенона найти основные части ордера. ? ? ? ? ? ? ?

Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции греческие архитекторы много работали над зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка, может по-разному выглядеть, в зависимости от оформления. Эти видимые изменения конструкции называют тектоникой.

Проследим за тектоническими изменениями опоры.

Конструкция простого столба и колонны одинакова, но тектоническое (зрительное) их решение разное. Так архитектор с помощью тектоники добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.

Ствол колонны Капитель База Абак Волюты Эхин Абак Каннелюры С помощью этих деталей достигается тектоническая выразительность колонны.

Стволы колонн тщательно вымеряли, вытесывали из отдельных каменных блоков, вплоть до каннелюр, и скрепляли между собой шипами.

Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого.

1 1 1 16 18 20 1 3/2 2 1/3 1 1 1/4 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 3/4 2 Пропорции греческих ордеров Модуль (единица измерения) – диаметр колонны.

Пропорции дорического ордера делают его массивным, тяжелым. Не случайно дорические храмы называли «мужскими».

Этому впечатлению помогает очень простое строение вершины колонны – капители.

Парфенон – самый известный дорический храм древности.

Храмы ионического ордера более стройны и изящны. Не случайно говорили, что у их колонн женские пропорции.

Капитель коринфской колонны, словно прихотливая прическа, украшена листьями аканта.

В эпоху классицизма (XVIII-XIX века) здания во многом строились на основе ордера.


Она не спрятана в музеях С рождения обнажена, Ее, любуясь, лицезреют, Дань гению отдав сполна. Когда стройна и величава, Когда до мелочи проста, Но как бы мода не кричала, Гармонии она верна. Бегут года почти незримо, Искусство это не молчит. Минувших лет неколебимо Она историю хранит.


Греческие ордера: А – дорический, Б – ионический, В – коринфский. Цифрами показаны части ордера: 1 – карниз, 2 – фриз, 3 – архитрав (карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент), 4 – капитель, 5 – ствол колонны, 6 – база. План греческого храма. Периптер.




Проанализируй стихотворение Для этого выпиши незнакомые слова и проведи словарную работу. Ответь на вопросы: 1. Соразмерность с чем искали греки? 2. Имела ли колонна дорического ордера капитель? 3. Напиши, какие еще элементы, составляющие греческий ордер, не названы? 4. Листья какого растения украшают коринфскую капитель? 5. Какие арки имеет в виду автор, упоминая в стихотворении зодчих Древнего Рима и Ампира? 6. Что еще служило древним грекам вместо колонн?


Античный ордер Во всем искали греки Соразмерность. Античный храм Не смотрит свысока. Он зодчим ордер дал, Его на верность Проверили. Ответ был: « На века!» Когда пришел период Архаический, Создали греки ордер свой Дорический. Колонны вырастают Прямо с постамента. Стволы их с каннелюрами - Деревья – монументы. В суровый дух дорийцев Легко поверить, Хоть раз, увидев храм, Богини Геры.


А Эллина потомки - Ионийцы Продолжили строительства Страницы. Стал храм у них нарядней, Встрепенулся, Изящно над Акрополем Взметнулся. На базу встав, Колонны приподнялись, Сложнее капителями Макушки увенчались. Два завитка – волюты - так знакомы. Узнаешь их легко И в современном доме.


Коринфцы - те же греки, На месте не стояли. Еще сложнее ордер Потомкам передали. Его колонна - Столь изящная натура. Во всю длину ее Все те же каннелюры. От капители глаз Не отвести, Переплелись в ней листья, Красуясь с высоты. И Древний Рим, И зодчие Ампира, Что арки подарили миру, В колонне сей увидят Триумфальность. И так из века в век Не меркнет гениальность. Л. Кукарева




ОРДЕР - определенная художественная система стоечно - балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран. Ордером (лат. ordin - строй, порядок) римляне назвали воспринятую у греков систему правил сочетания формы и размеров архитектурных элементов. Эту систему в течение нескольких столетий совершенствовалась поколениями греческих архитекторов.















Золотое сечение Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а.






АБАКА - верхняя часть капители в виде плиты КАПИТЕЛЬ - верхняя. завершающая часть колонны, пилона или пилястры. КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволах колонн, пилонов или пилястр. ОРДЕР - в классической архитектуре определенная система соотношения частей сооружения, несущих и несомых элементов, главных деталей колонн. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР - первый античный архитектурный ордер, отличающийся монументальностью пропорций; в этом ордере ствол колонн покрыт каннелюрами, капитель состоит из эхина и абаки. ЭХИН - нижняя часть дорической капители, напоминающая плоскую круглую подушку. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР - второй античный архитектурный ордер, отличающийся легкостью пропорций; каннелированный ствол колонн более утончен, чем у дорической колонны, капитель декорирована волютами. ВОЛЮТА - архитектурно - декоративная деталь в виде спирального завитка КОРИНФСКИЙ ОРДЕР - третий античный архитектурный ордер, отличающийся изысканностью пропорций; ствол колонн подчеркнуто утончен, капитель декорирована волютами и акантовыми листьями. ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР - римский вариант дорического ордера; в этом ордере ствол колонны не имеет каннелюр, опирается в отличии от дорического на базу. ПИЛОН - массивный столп, прямоугольный или круглый в плане, поддерживающий свод ПИЛЯСТРА - плоский, прямоугольный в плане выступ стены, имеющий подобно колонне базу, ствол и капитель; служит для членения плоскости стен. БАЗА - подножие колонны, пилястры, пилона ПРОЛЕТ - промежуток между опорами, колоннами, пилястрами.





« Постамент со всех сторон поднимается тремя уступами. Их не надо понимать как ступени, недаром они слишком велики для человеческого шага: подобно постаменту статуи, они поднимают храм над Землей, изолируют его от окружающего. Непосредственно из постамента вырастают колонны. Они так массивны и могучи, так тесно поставлены, что кажутся не просторной сквозной галереей, а сплошной непроницаемой стеной. Их задача – нести, поддерживать огромную тяжесть, нависшую над их головами. Это тяжелое покрытие так оформлено, что производит впечатление не горизонтальной каменной полосы, обегающей кругом храма, а опять - таки сплошной каменной массы, лежащей параллельно постаменту. Чтобы крепче противодействовать давлению тяжести, на вершину колонн положены квадратные плиты. Но давление так мощно, столкновение силы и тяжести так резко, что вершина колонны сплющивается в круглую подушку и тело колонны разбухает от напряжения. И все - таки колонны, как воплощение живой силы, оказываются победителями в этой борьбе с косной массой. Они не только сдерживают тяжесть, но и своим контр натиском раздробляют ее единство, продолжая свой упор в вертикальных линиях триглифов и поднимая крышу треугольников фронтона. В результате устанавливается полное равновесие направлений; чувством глубокой уверенности, непоколебимой твердости веет от дорического храма. Простые, сильные и скупые в своих чувствах люди были создателями дорийского ордера ». Б. Р. Виппер « Искусство Древней Греции »

Рассказать друзьям