Что такое социальное неравенство. Причины и проблемы социального неравенства. Изменение степени социального неравенства в процессе истории

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аспекты неравенства

Неравенство в человеческом обществе выступает в качестве одного из актуальных объектов социологических исследований. Его причины также кроются в нескольких основных аспектах.

Неравенство изначально подразумевает собой разные возможности и неравный доступ к имеющимся общественным и материальным благам. Среди таких благ выделяют следующие:

  1. Доход – представляет собой определенную сумму денежных средств, которые получает человек за единицу времени. Зачастую, доход – это непосредственно заработная плата, которая выплачивается за произведенный человеком труд и затраченные физические или умственные силы. Помимо труда это может быть также владение собственностью, которая «работает». Таким образом, чем ниже доход человека, тем на более низком уровне он находится в иерархии социума;
  2. Образование – комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных человеком за время его пребывания в учебных заведениях. Уровень образования измеряется числом лет обучения. Они могут варьироваться от 9 лет (неполная средняя школа). Например, профессор может иметь за спиной более 20 лет образования, соответственно он будет стоять гораздо выше по уровню, чем человек, окончивший 9 классов;
  3. Власть – возможности индивида к навязыванию своего мировоззрения, точки зрения более широким слоям населения, независимо от их желания. Уровень власти измеряется количеством людей, на которое она распространяется;
  4. Престиж – это положение в обществе и его оценка, которая сложилась на основе общественного мнения.

Причины социального неравенства

Многие исследователи на протяжение долгого времени задавались вопросом о том, а может ли общество в принципе существовать, если в нем не прослеживается неравенство или иерархия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах социального неравенства.

Различные подходы по-разному интерпретируют это явление и его причины. Проанализируем самые влиятельные и известные.

Замечание 1

Функционализм объясняет явление неравенства исходя из многообразия социальных функций. Эти функции присущи разным слоям, классам и общностям.

Функционирование, развитие общественных отношений оказываются возможны только при условии разделения труда. В данной ситуации каждая социальная группа осуществляет решение жизненно важных для всего социума задач. Одни занимаются созданием и производством материальных благ, а деятельность других направлена на создание духовных ценностей. Необходим еще и управляющий слой, который будет контролировать деятельность первых двух – отсюда и вытекает третий.

Для благополучной жизнедеятельности общества просто необходимо сочетание всех трех вышеуказанных видов человеческой деятельности. Некоторые при этом оказываются наиболее важными, а некоторые наименее. Таким образом, на основе иерархий функций складывается иерархия классов и слоев, которые их выполняют.

Статусное объяснение социального неравенства. Оно основано на наблюдениях за действиями, поведением конкретных индивидов. Как мы понимаем, каждый человек, который занимает определенное место в социуме, автоматически обретает свой статус. Отсюда мнение о том, что социальное неравенство – это, в первую очередь, неравенство статусов. Оно вытекает как из способности индивидов выполнять определенную роль, так и из возможностей, которые позволяют человеку достичь определенное положение в обществе.

Для того чтобы индивид выполнял ту или иную социальную роль, ему необходимо обладать определенными навыками, умениями и качествами (быть компетентным, коммуникабельным, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть учителем, инженером). Возможности, которые позволяют достичь человеку того или иного положения в обществе заключаются, например, во владении собственностью, капиталом, происхождение из известной и обеспеченной семьи, принадлежность к высокому классу или политическим силам.

Экономический взгляд на причины социального неравенства . В соответствие с данной дочкой зрения основная причина социального неравенства заключается в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился при марксизме, когда именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества и образованию антагонистических классов.

Проблемы социального неравенства

Социальное неравенство является очень распространенным явлением, в связи с чем, как и многие иные проявления в обществе, оно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, проблемы неравенства возникают сразу в двух наиболее развитых областях социума: в общественной и экономической сфере.

Когда мы говорим о проблемах неравенства в общественной сфере, то здесь стоит упомянуть о следующих проявлениях нестабильности:

  1. Неуверенность в своем будущем, а также в устойчивости того положения, на котором сейчас находится индивид;
  2. Приостановка производства из-за недовольств со стороны различных слоев населения, что ведет к недостатку продукции для остальных;
  3. Рост социальной напряженности, которая может привести к таким последствиям, как беспорядки, социальные конфликты;
  4. Отсутствие реальных социальных лифтов, которые позволят перемещаться по социальной лестнице как снизу вверх, так и наоборот – сверху вниз;
  5. Психологическое давление из-за ощущения непредсказуемости будущего, отсутствие четких прогнозов по дальнейшему развитию.

В экономической сфере проблемы социального неравенства выражены следующим образом: увеличение государственных затрат на производство определенных товаров или услуг, частично несправедливое распределение доходов (получают не те, кто реально работает и использует свои физические силы, а те, кто больше вкладывает денежные средства), соответственно отсюда исходит еще одна значимая проблема – неравный доступ к ресурсам.

Замечание 2

Особенность проблемы неравенства доступа к ресурсам заключается еще и в том, что она является одновременно и причиной, и последствием современного социального неравенства.

Введение.

«Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, но меньшей мере, скептически».

Dahrendorf R .

Неравенство – неотъемлемый элемент всякого общества. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах, как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Исследования антропологов говорят о том, что неравенство существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т. д.), чем другие. Существование социального неравенства можно принять за аксиому. Однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношения конкретных форм остается одной из ключевых проблем всякого социологического исследования.

Неравенство в современной социологической теории.

Существуют различные определения неравенства: «Неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж»; «Неравенство социальное – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравным жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей»; «В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления». Все эти определения отражают разные стороны социального неравенства.

В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э. Дюркгеймом в его работе "О разделении общественного труда". Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения.

В рамках структурного функционализма концепцию стратификации развивали американские социологи К. Дэвис и У. Мур. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению. Таким образом, общество не просто дифференцировано, но иерархично структурировано, по принципу "выше" - "ниже".

Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в теории стратификации. Само понятие "стратификация" пришло в социологию из геологии, где "страта" означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

Критерии организации неравенства могут быть различными. Это служит основанием многомерного подхода к изучению социальной стратификации в западной социологии. Как известно, у нас долгие годы господствовала классовая теория, основанная на одномерном подходе к анализу социальной дифференциации, где определяющим критерием выступает отношение к собственности, к средствам производства. Отсюда на различных этапах развития общества выделялись как основные классы имущих и неимущих: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа.

Однако "замкнутость" на экономику не могла объяснить той многоплановости и объемности, которые в реальной жизни характеризуют социальную дифференциацию общества. М. Вебер расширяет круг критериев, включая отношение к власти и социальный престиж, позволяющий занять то или иное место на социальной лестнице в соответствии с занимаемым статусом.

Разные формы социальной дифференциации выделяет П. А. Сорокин. Имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации.

В современной западной социологии на основе многомерного подхода выделяются разные измерения стратификации: по признаку пола, возраста, расы, имущественного положения, образования и т. д.

Однако социальная дифференциация - это лишь одна составляющая социальной стратификации. Другой, не менее важной - является социальная оценка.

Американский социолог Т. Парсонс подчеркивал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями. В соответствии с этим в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности или группы.

Причины неравенства.

Разделение труда считается одной самой важной причиной социального неравенства, потому что экономическая деятельность считается самой важной.

Мы можем выделять неравенство по ряду признаков:

I) Неравенство по физическим признакам, которое можно разделить на три типа неравенств: 1) Неравенство на основе физических различий; 2) Сексуальное неравенство; 3) Неравенство по возрасту;

К причинам первого неравенства можно отнести принадлежность к какой-либо расе, национальности, определенный рост, полнота или худость тела, цвет волос, и даже группа крови. Очень часто распределение социальных благ в обществе зависит от какой-либо физической характеристики. Особенно сильно проявляется неравенство, если носитель признака входит в «группу меньшинства». Очень часто группа меньшинства подвергаются дискриминации. Одни из видом данного неравенства является «расизм». Некоторые социологи считают, что причиной этнического неравенства является экономическая конкуренция. Сторонники этого подхода подчеркивают роль конкуренцию между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто занимает низшие должности), чувствуют угрозу со стороны тех, кто её ищет. Когда последние являются членами этнических групп, может возникнуть или усилится враждебность. Также одной из причин неравенства этнического неравенства можно считать личностные качества индивида, проявляя которые он считает другую расу неполноценной.

К сексуальному неравенству приводят в основном гендерные роли и сексуальные роли. В основном различие полов приводят к неравенству в экономической среде. Женщины имеют гораздо меньшие жизненных шансов поучаствовать в распределении социальных благ: начиная от Древней Индии в которой девочек просто умерщвляли до современного общества, в котором женщинам трудно найти работу. Это связанно, прежде всего, с сексуальными ролями – место мужчины на работе, место женщины дома.

Вид неравенства связанный с возрастом в основном проявляется в разных жизненных шансах разных возрастных групп. В основном, оно проявляется в молодом и в пенсионом возрасте. Возрастное неравенство всегда касается всех нас.

II) Неравенство вследствие различий предписанных статусов

Предписанный (аскриптивный) статус включает в себя унаследованные факторы: раса, национальность, возраст, пол, место рождения, проживания, семейное положение, какие-то аспекты родителей. Очень часто предписанные статусы человека мешают вертикальной мобильности человека, из за дискриминации в обществе. Это тип неравенства включает в себя большое количество аспектов, поэтому очень часто приводит к социальному неравенству.

III) Неравенство на основе владения богатством

IV) Неравенство на основе владения властью

V) Неравенство престижа

Эти критерии неравенства рассматривались еще прошлом веке, и будут рассмотрены в нашей работе в дальнейшем.

VI) Культурно-символическое неравенство

Последний вид критерия можно частично отнести к разделению труда, т. к. квалифицированность включает себя определенный вид образования.

Социальные группы как одно из проявлений социального неравенства.

Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию (совместную позицию). Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает». Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологичекая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа - это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса».

Социальная группа - одна из основных форм взаимодействия людей, их объединеннная социальная позиция, связанная с удовлетворением потребности, занимающих ее индивидов, в осуществлении совместных действий.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

    социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

    стигмация - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы;

    идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противовпоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе» (и осуществлением «рефлексиного мониторинга», по Э. Гидденсу);

    хаббитуализация - то есть «опривычивание» (согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Каждый индивид входит в несколько групп - разных в разные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса , студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т.д.

Социальные группы могут быть различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты между всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют чёткие формальные границы, контролируются определёнными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Большая часть социальных групп существует в виде организаций .

Группы принадлежности индивида называются ингруппами (моя семья, моя компания и т.п.). Другие группы, к которым он не принадлежит, называются аутгруппами.

В традиционном обществе доминируют малые группы, построенные главным образом на отношениях родства . В современном обществе структура групп и основания их формирования усложняются и разнообразятся. Индивид принадлежит одновременно ко многим группам, в связи с чем возникает проблема групповой идентичности.

Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать своё членство - они связаны только на основе близости интересов , образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов (имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т.п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса, - статусные группы.

Одни и те же индивиды в разном расположении, в разных связях образуют и разные социальные группы. Разделение индивидов на основные группы по одному из общественных сечений выступает в то же время в качестве внутреннего деления для иных основных общественных сечений. Возьмем для примера общественное деление на жителей города и деревни. По отношению к этим обширным общностям (горожан и селян) самостоятельное разделение на работников умственного и физического труда выступает как подчиненное, образующее внутри них слоевое сечение. И наоборот, если общество рассматривается со стороны разделения на работников умственного и физического труда, то по отношению к нему разделение на горожан и селян выступает как слоевое. Основанием же для соотношения делений внутри социальных общностей (больших социальных групп) является взаимосвязь социальных явлений в обществе в целом, которое выступает как субординированная система социальных отношений между людьми.

При анализе социальной структуры одной из основных задач является выявление, во-первых, тех свойств, по которым можно судить о целостности общности (скажем, территориальной), а во-вторых, свойств, которые определяют неоднородность этой социальной общности, Множественность исторически обусловленных устойчивых социальных свойств, по которым производится классификация индивидов, определенным образом субординирована. Эта субординация - одна из черт всей системы социальных отношений, присущих конкретному социальному организму, социальная структура которого исследуется, Здесь возникают две проблемы: 1) По каким признакам следует выделять социальные группы (общности) как элементы социальной структуры? 2) Что свидетельствует о субординированности этих межгрупповых отношений? Объяснение мы находим в том, что социальные группы (общности) и отношения между ними - продукт деятельности людей. Они существуют в силу того, что люди действуют для удовлетворения своих потребностей и интересов, разделяя при этом функции (роли), объединяясь, кооперируясь. Подлинно человеческое существование возможно лишь в соединении взаимодействующих групп людей, которые застают на каждый данный момент определенные общественные отношения (прежде всего, производственные), вступают в эти отношения, Следовательно, механизм существования и развития социальных групп и социальных отношении «скрыт» в системе человеческой деятельности.

Отношения между людьми в процессе этой деятельности - основа формирования и воспроизводства социальных групп.

Системность и целостность социальным отношениям как особому типу общественных отношений придают потребности и интересы социальных групп, т. е. совокупности людей, обладающих чертами сходства по объективному положению в системе общественных отношений.

Основные социальные группы.

В нашей отечественной традиции социальными группами называют социальные классы, слои и другие крупные единицы макросоциальной структуры всего общества, а также единицы мезосоциальной структуры территориальных общностей (города, агломерации и т. д.). По отношению ко всем ним социальная группа - родовое, собирательное понятие. В контексте социологии неравенства именно эти группы имеют определяющее значение.

В своей работе более подробно мы остановимся на основных, на наш взгляд, социальных группах, называемых классами.

Процесс перехода от экономики, в основе которой лежал административно-бюрократический способ управления общественным производством и распределением, к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, и от монопольной власти партгосноменклатуры к представительной демократии происходит чрезвычайно болезненно и медленно. Стратегические и тактические просчеты в радикальном преобразовании общественных отношений отягощаются особенностями созданного в СССР экономического потенциала с его структурной асимметричностью, монополизмом, технологической отсталостью и т. д.

Все это нашло отражение в социальной стратификации российского общества переходного периода. Чтобы дать ее анализ, понять особенности, необходимо рассмотреть социальную структуру советского периода. В советской научной литературе в соответствии с требованиями официальной идеологии утверждался взгляд с позиций трехчленной структуры: два дружественных класса (рабочий и колхозное крестьянство), а также социальная прослойка - народная интеллигенция. Причем в данном слое как бы на равных оказывались и представители партийной и государственной элиты, и сельская учительница, и библиотечный работник.

При таком подходе вуалировалась существовавшая дифференциация общества, создавалась иллюзия движения общества к социальному равенству.

Разумеется, в реальной жизни дело обстояло далеко не так, советское общество было иерархизировано, притом весьма специфически. По мнению западных и многих российских социологов, оно представляло собой не столько социально-классовое, сколько сословно-кастовое общество. Господство государственной собственности превратило подавляющую массу населения в наемных работников государства, отчужденных от этой собственности.

Решающую роль в расположении групп на социальной лестнице играл их политический потенциал, определявшийся местом в партийно-государственной иерархии.

Высшую ступень в советском обществе занимала партийно-государственная номенклатура, объединявшая высшие слои партийной, государственной, хозяйственной и военной бюрократии. Не являясь формально собственником национального богатства, она обладала монопольным и бесконтрольным правом его использования и распределения. Номенклатура наделила себя широким кругом льгот и преимуществ. Это был по существу закрытый слой типа сословия, не заинтересованный в росте численности, ее удельный вес был невелик - 1,5 - 2% населения страны.

Ступенью ниже находился слой, обслуживавший номенклатуру, работники, занятые в сфере идеологии, партийной прессы, а также научная элита, видные деятели искусства.

Следующую ступеньку занимал слой, в той или иной степени причастный к функции распределения и использования национального богатства. К ним относились государственные чиновники, распределявшие дефицитные социальные блага, руководители предприятий, колхозов, совхозов, работники материально-технического снабжения, торговли, сферы обслуживания и т. д.

Отнести эти слои к среднему классу вряд ли правомерно, поскольку они не имели свойственной этому классу экономической и политической независимости.

Представляет интерес анализ многомерной социальной структуры советского общества 40-50-х годов, данный американским социологом А. Инкельсом (1974 г.). Он рассматривает ее как пирамиду, включающую 9 страт.

На вершине находится правящая элита (партийно-государственная номенклатура, высшие военные чины). На втором месте - высший слой интеллигенции (видные деятели литературы и искусства, ученые). Обладая значительными привилегиями, они не имели тех властных полномочий, которыми располагал высший слой. Достаточно высокое - третье место отводилось "аристократии рабочего класса". Это стахановцы, "маяки", ударники пятилеток. Этот слой также имел большие привилегии и высокий престиж в обществе. Далее следовал основной отряд интеллигенции (управленцы среднего звена, руководители небольших предприятий, научные и научно-педагогические работники, офицеры и т. д.). Пятое место занимали "белые воротнички" (мелкие управленцы, служащие, не имевшие, как правило, высшего образования). Шестой слой - "преуспевающие крестьяне", работавшие в передовых колхозах, где создавались особые условия труда. С целью формирования "образцово-показательных" хозяйств им выделялись дополнительные государственные финансовые и материально-технические ресурсы, что позволяло обеспечить более высокую производительность труда и уровень жизни. На седьмом месте находились рабочие средней и низкой квалификации. Численный состав этой группы был достаточно велик. Восьмое место занимали "беднейшие слои крестьянства" (а такие составляли большинство). И, наконец, внизу социальной лестницы находились заключенные, которые были лишены практически всяких прав. Данный слой был весьма значительным и составлял несколько миллионов человек.

Исследуя социальную структуру советского общества второй половины 80-х годов, отечественные социологи Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина выделили 12 групп. Наряду с рабочими (этот слой представлен тремя дифференцированными группами), колхозным крестьянством, научно-технической и гуманитарной интеллигенцией они выделяют такие группы: политические руководители общества, ответственные работники аппарата политического управления, ответственные работники торговли и бытового обслуживания, группа организованной преступности и др. Здесь использована многомерная модель. Разумеется, это деление весьма условно, реальная социальная структура "уходит в тень", поскольку, к примеру, огромный пласт реальных производственных отношений оказывается нелегальным, скрытым в неформальных связях и решениях.

В условиях радикального преобразования российского общества в его социальной стратификации происходят глубокие изменения, которые имеют ряд характерных черт.

Во-первых, наблюдается тотальная маргинализация российского общества. Дать ей оценку, а также спрогнозировать ее социальные последствия можно лишь исходя из всей совокупности конкретных процессов и условий, в которой это явление функционирует.

Маргинализацию, обусловленную массовым переходом из низших слоев общества в более высокие, т. е. восходящую мобильность (хотя она и имеет определенные издержки), в целом можно оценить положительно.

Маргинализация, которая характеризуется переходом в низшие слои (при нисходящей мобильности), если к тому же носит долговременный и массовый характер, приводит к тяжелым социальным последствиям.

В нашем обществе мы видим как восходящую, так и нисходящую мобильность. Но тревогу вызывает то, что последняя приобрела "обвальный" характер. Особо следует выделить растущий слой маргинален, выбитых из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированный слой (нищие, бомжи, бродяги и т. д.).

Следующая особенность - это блокирование процесса формирования среднего класса. В советский период в России существовал значительный слой населения, который представлял собой потенциальный средний класс (интеллигенция, служащие, высококвалифицированные рабочие). Однако превращения этих слоев в средний класс не происходит, отсутствует процесс "классовой кристаллизации".

Дело в том, что именно эти слои опустились (и этот процесс продолжается) в низший класс, находясь на грани бедности или за ее чертой. Прежде всего это относится к интеллигенции. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое можно назвать феноменом "новых бедных", исключительным, не встречавшимся, вероятно, в истории цивилизации ни в одном обществе. И в дореволюционной России, и в развивающихся странах любого региона современного мира, не говоря уже, разумеется, о развитых странах, она имела и, имеет достаточно высокий престиж в обществе, ее материальное положение (даже в бедных странах) находится на должном уровне, позволяющем вести достойный образ жизни.

Сегодня в России доля отчислений на науку, образование, здравоохранение, культуру в бюджете катастрофически уменьшается. Заработная плата научных, научно-педагогических кадров, медицинских работников, работников культуры все больше отстает от средней по стране, не обеспечивая прожиточного, а у отдельных категорий физиологического минимума. А поскольку почти вся наша интеллигенция "бюджетная", на нее неотвратимо надвигается обнищание.

Происходит сокращение научных работников, немало специалистов переходят в коммерческие структуры (огромную долю в которых составляют торгово-посреднические) и дисквалифицируются. Падает престиж образования в обществе. Следствием может быть нарушение необходимого воспроизводства социальной структуры общества.

В аналогичном положении оказался слой высококвалифицированных рабочих, связанных с передовыми технологиями и занятыми, прежде всего в сфере ВПК.

В результате низший класс в российском обществе составляет в настоящее время примерно 70% населения.

Наблюдается рост высшего класса (по сравнению с высшим классом советского общества). Его составляют несколько групп. Во-первых, это крупные предприниматели, владельцы капиталов разного типа (финансового, торгового, промышленного). Во-вторых, это государственные чиновники, имеющие отношение к государственным материально-финансовым ресурсам, их распределению и передаче в частные руки, а также осуществляющие надзор за деятельностью полугосударственных и частных предприятий и заведений.

Следует подчеркнуть при этом, что значительную часть этого слоя в России составляют представители бывшей номенклатуры, сохранившие места во властных государственных структурах.

Аппаратчики в основной своей массе сегодня осознают, что рынок экономически неизбежен, более того, они заинтересованы в появлении рынка. Но речь идет не о рынке "европейском" с безусловной частной собственностью, а о рынке "азиатском" - с усеченно-реформированной частной собственностью, где главное право (право распоряжения) оставалось бы в руках бюрократии.

Что такое социальное неравенство? Откуда пошло данное понятие? Что является предпосылками к его появлению и как с ним бороться? Над этими вопросами задумывались социологи и экономисты со всего мира и на протяжении очень большого количества времени. Тема, связанная с неравенством заняла особое место в мыслях россиян.

Проблема социального неравенства связана с появлением первых признаков социальной дифференциации (дифференциация - выделение определенной части из общих объектов или знаний по некоторым признакам) , что в дальнейшем создавало все новые и сложные проблемы, которые связаны с этим.

Неравенство занимает особое место в любом социологическом исследовании, однако объяснение данного понятия, его характер, взаимоотношение отдельных форм остается одной из важнейших проблем всякого социологического исследования.

В любом учебнике социологии понятие социальное неравенство определяют по-разному. Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе нам необходимо определить понятие социального неравенства.

Социальное неравенство - это форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, и обладает неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам: деньги, услуги, власть.

В общем виде социальное неравенство означает, что люди живут в неравных социальных условиях и они имеют неравномерный доступ, как к материальным ресурсам, так и к духовным.

Социальными различиями являются те различия, которые порождены социальными факторами: городское или сельское население, работник умственного труда или физического, а также социальная роль в обществе и так далее, что ведет к различию получаемого дохода, власти и социального статуса, а также образования.

Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии обширно используют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратификация» взято у геологов. В английском языке оно стало пониматься как пласт, формация в геологии, слой общества (в обществознании). Стратификация предполагает, что социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования.

Неравенство между людьми существует в любом обществе. И это вполне нормально, так как люди различаются и по умственным способностям, по физическим способностям, интересам и предпочтениям, ценностям в жизни. В абсолютно любом обществе существуют богатые и бедные, люди, обладающие властью, так и люди, которые ею не обладают, образованные люди и необразованные люди. В связи с этим, всегда возникала проблема социального неравенства, которая вызывала повышенный интерес только у экономистов, политиков, но и у обычных граждан, которых волновала данная проблема.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархизированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Понять социальное неравенство можно только при рассмотрении различий между людьми. Данные различия могут быть врожденными или приобретенными, могут носить естественный или социальный характер, также быть материальными или духовными, физиологическими, психическими, интеллектуальными.

Марк Вебер - классик мировой социологической теории, выразил решающее значение для формирования современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства. Идея состоит в том, что человек является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер не считая экономического нюанса стратификации принимал во внимание эти нюансы, как власть и авторитет. Вебер рассматривал собственность, власть и авторитет как 3 отдельных взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Отличия в собственности порождают экономические классы; отличия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а особенные отличия предоставляют статусные группы либо страты. Из этого он определил понятие о «3-х самостоятельных измерениях стратификации». Он акцентировал внимание, что «классы», «статусные группы», «партии» - относятся к сфере распределения власти внутри общества.

Главное отличие Вебера от Маркса состоит в том, что, как утверждал Вебер, класс не имеет никакой возможности существовать субъектом действия, так как он не считается общиной. В отличие от Маркса, Вебер связывал определение класса только с капиталистическим сообществом, где рынок является один из важнейших регулятором отношений. С помощью него человек способен удовлетворить свои потребности в материальном плане.

Но на рынке люди занимают различные позиции либо пребывают в различных «классовых ситуациях». Тут все реализовывают и приобретают. Одни реализовывают продукты, услуги, а другие - рабочую силу. Различие тут в том, что будто они обладают собственностью, а у остальных она отсутствует. У Вебера нет определенной структуры капиталистического общества, поэтому его работы дают несовпадающие перечни классов.

В самом начале в основании неравенства лежит природная дифференциация - отличия между людьми, обусловленные их физическими, психическими, интеллектуальными чертами. Они могут иметь, как врожденный (пол, раса, интеллект, состояние физического здоровья), так и приобретенный характер (полученные в процессе обучения, тренировки).

Одними из основных различий, из-за которых развивается неравное отношение людей и в дальнейшем социальное неравенство - это естественные различия. Данные различия составляют основу неравенства в первобытные времена, но они не утратили свое значение по сей день. Различия заключаются в том, что идет смещение одних акцентов на другие. Под это понятие подходят такие явления, как расизм, нацизм, а в большинстве случаях в современном мире и во многих странах на социальное неравенство влияет: раса, цвет кожи, национальность. Ослабление этих факторов является заботой для политических сил. Например, создание достойных условий для труда и полноценного проживания, борьба с расовыми предрассудками.

Существует другой уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальные различия - это различия, которые созданы социальными факторами, главными которые являются:

  • 1) Разделение общественного труда, после которого создаются новые различные виды занятий и профессий человека
  • 2) Занятие человека определяется только содержанием его деятельности
  • 3) Уровень жизни связан с внешними условиями по отношению к человеку. Физические условия: природа, климат, ландшафт, население. Культурные условия определяются средой, в которой живет человек (язык, нормы, религия, традиции и так далее)
  • 4) Образ жизни человека является его характерной чертой. Он зависит от возраста человека, от пола, от образования, от рода занятий.

Современная культура допускает наличие неравенства по доходам или по должностям, которые не вызывает у людей никакого возражения, в отличие от неравенства по национальному признаку.

Сущность социального неравенства в том, что оно является универсальной характеристикой общества, при котором люди имеют неравные жизненные шансы на моральные и духовные блага общества.

Феномен понятия бедность стал предметом исследования в современной отечественной социологии в 90-х годах. В советское время понятие бедность не существовало вообще, его заменяло понятие малообеспеченность, раскрывающаяся в теории благосостояния.

Макс Вебер - классик мировой теории в сфере социологии, выразил свою точку зрения, которая имела решающее значение для складывания передовых представлений о сущности, формах и функциях неравенства в обществе. Основные идеи этой мысли состоят в том, что человек считается субъектом общественного действия.

В противовес Марксу Вебер не считая экономического нюанса стратификации принимал во внимание эти нюансы, как власть и авторитет. Вебер рассматривал собственность, власть и авторитет, как отдельные взаимодействующие факторы, которые лежат в основе иерархий в всяком обществе. Отличия в собственности порождают экономические классы; отличия, которые относятся к власти, порождают политические партии, а элитные отличия предоставляют статусные группировки (страты).

Отсюда он сформулировал понятие о «трех автономных измерениях стратификации».

Он акцентировал внимание, что «классы», «статусные группы», «партии» - это явления, которые относятся к сфере распределения власти внутри общества.

Главное противоречие Вебера с Марксом является то, что Вебер связывал определение класса только с капиталистическим обществом, где рынок является регулятором взаимоотношений. С помощью него человек удовлетворяет собственные материальные потребности. Но на рынке люди занимают различные позиции и находятся в разной «классовой ситуации». Тут все покупают и продают. Одни продают товары и услуги, а другие - рабочую силу.

Различие в том, что одни имеют собственность, а у других она отсутствует. Вебер не имеет четкого определения классовой структуры капиталистического общества, поэтому различные интерпретаторы его работ предоставляют несовпадающие перечни классов.

Если брать во внимание его методологические взгляды, и обобщая его исторические, социально-экономические работы, то можно реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

  • 1. Рабочий класс
  • 2. Мелкая буржуазия
  • 3. «Белые воротнички»
  • 4. Администраторы и менеджеры
  • 5. Собственники

Социальное неравенство - явление, избежать которого практически невозможно; появляется во всех типах общества и на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. С другой стороны, у человека тогда не было бы стимула заниматься сложными, опасными или даже неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. Благодаря неравенству доходов общество побуждает людей (индивидов) к нужным занятиям, но достаточно трудным, поощряет самых талантливых.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и актуальных проблем. Индивидуальностью общественной структуры российского общества является сильная социальная поляризация - деление общества на бедных и богатых при отсутствии среднего строя, выступающего основой экономически устойчивой и развитой страны. Сильное социальное разделение воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой способности самостоятельной жизненной самореализации и увеличение общественного статуса для достаточно большой доли русского населения страны.

Тем самым неравенство оказывается сложным явлением, т.е. складывающимся из нескольких частей. Значит, и оценивать следует каждую часть отдельно. Утверждать, что неравенство есть абсолютное зло или абсолютное благо будет упрощением вопроса. Не забудем, что оценка тоже может быть разной. Одно дело моральное осуждение, а другое – подход с позиций эффективности.

Изменение отношения к неравенству происходит с формированием индустриальных цивилизаций, провозглашающих права и свободы личности. Это способствует осознанию своей индивидуальности, чувствительности к давлению общества, а в первую очередь, к препятствиям, мешающим реализации личностных качеств. Поэтому неравенство в стартовых позициях и в возможности себя реализовать начинает рассматриваться как социально несправедливое явление. Ведь оно ставит человека в зависимость не от своих личных усилий, а от внешних сил. Преодоление подобных форм неравенства обладает и социальной эффективностью, потому что ослабляет напряженность социальных конфликтов в обществе.

Для индустриальных обществ характерной становится проблема согласования индивидуального и общественного интереса. Ведь с одной стороны, общество, провозгласившее права и свободы личности, не может руководствоваться насилием, а с другой стороны, нуждается в реализации общественного интереса. В результате формируется концепция социальной справедливости, которая основана на принципе соглашения между человеком и обществом или договоре о взаимных гарантиях. Согласно ему каждая сторона должна пожертвовать частью своих прав ради гарантии взаимной безопасности и взаимного сохранения и сохранить принцип добровольности и свободы отношений.

В первую очередь общество создает условия для преодоления неравенства в стартовых позициях и возможности себя реализовать. Но они реализуются не как равенство по труду («кто не работает, тот не ест») или равенство в распределении благ. Общество выравнивает стартовые позиции через гарантию права на жизнь. Это проявляется в создании системы социальной защиты малоимущих слоев, пособий по безработице и т.д. Кроме того, создаются условия для реализации равенства возможностей так, чтобы успехи человека ставились в зависимость только от его личных усилий. Для этого ликвидируются различные сословно-кастовые ограничения. Наконец, общество гарантирует каждому право на проявление автономности и своеобразия путем отказа от единой идеологии и созданием правового государства. Тем самым индивида призывают руководствоваться принципом: поступай так, чтобы реализация твоего желания не препятствовала реализации желаний других.



Но с другой стороны общество нуждается в создании способов вовлечения человека в общественную жизнь. Для этого используется система стимулов. В этой системе неравенство в распределении благ становится одним из доминирующих стимулов. Общество тем самым реализует принцип: если хочешь добиться цели, то ориентируйся на поощрение и убеждение. В результате неравенство в распределении благ становится частью работы принципа справедливости. Оно связывается с зависимостью масштабов обладания благами от собственного усилия.

1. Одной из важнейших черт общества является наличие структуры, что отличает общество от толпы. Все виды социального структурирования можно свести к горизонтальной дифференциации, особенностью которой является равноправие или равнозначимость различий между группами, и вертикальной дифференциации, которая предполагает иерархию между социальными группами в зависимости от разной степени обладания социальными ценностями.

2. Вертикальная дифференциация порождает социальную стратификацию общества. В качестве основных ценностей, определяющих положение группы в системе стратификации, принято выделять власть, богатство, престиж. Принято выделять кастовую, сословную и классовую формы социальной стратификации.

3. Когда неравенство между группами не просто описывают, то и оценивают, то можно говорить не просто о стратификации, но о социальном неравенстве. Виды неравенства: неравенство в распределении благ, в стартовых позициях, возможности самореализации.

4. Причины возникновения социального неравенства состоят в стремлении общества создать систему стимулов для вовлечения индивидов в выполнение социальных функций; в исторических условиях, не позволяющих обеспечить индивидам свободу выбора; в субъективном интересе господствующих классов.

5. В индустриальном обществе с провозглашением прав и свобод личности меняется отношение к неравенству. Неравенство в распределении благ сохраняет свое значение как вид стимула. Неравенство в стартовых позициях и возможности самореализации оцениваются как социально несправедливые.

Контрольные вопросы

1. Чем сословно-кастовая форма стратификации отличается от классовой?

2. Что такое «неравенство в стартовых позициях»?

3. Почему неравенство в распределении благ общество использует в качестве стимула?

4. Какие проблемы в сфере социального неравенства необходимо решать обществу, провозгласившему права и свободы личности?

Социальная структура – это совокупность наиболее существенных элементов и связей между элементами, из которых складывается общество

Социальная стратификация – одна из форм социальной структуры, основанная на распределении индивидов (или групп) вдоль школы неравенства

Социальное неравенство – это степень и возможность обладания общезначимыми благами

Открытое общество – это общество, где любой индивид может претендовать на выполнение любой социальной функции (роли) путем свободного выбора

Закрытое общество – это общество, где все индивиды силой, традицией или законами прикреплены к своим социальным функциям (ролям) и не могут их поменять

(отвечать только «да» и «нет»)

1. Теория стратификации исходит из того, что любое общество состоит из уровней, которые соотносятся друг с другом в терминах господства и подчинения, неважно, касается ли это власти, привилегий или престижа

2. Сословно-кастовая стратификация характерна для первобытных обществ

3. Принадлежность человека к тому или иному классу определяется его происхождением

4. Стратификация возникает только в обществе, где одни люди начинают использовать труд других

5. Классы – это такой тип стратификации, в котором положение человека в обществе определяется в основном экономическими критериями

6. Социальное неравенство - это отрицательное явление в жизни общества

7. Причина возникновения и существования социального неравенства обусловлена интересами господствующих классов

8. Неравенство приобретает социальное значение, когда возможность человека достичь каких-либо целей определяется не его способностями, а особенностями общественного устройства

9. Подлинные истоки социального неравенства лежат в природных качествах любого человека

10. Положение человека в обществе всегда определялось богатством

11. Социальное неравенство может играть в обществе положительную роль

12. Как существа природные люди равны между собой

13. Социальное неравенство может играть в обществе роль стимула к выполнению функций, важных для общества

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Социальная стратификация – это

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

б) представление о стремлении людей к благам

в) совокупность признаков, определяющих социальную структуру

2. Что является наименее важной причиной социальной стратификации общества

а) интерес господствующих классов

б) необходимость обеспечить выполнение важных для общества функций

в) природные различия между людьми

г) редкость благ, необходимых для удовлетворения потребностей

3. Разделение на владельцев собственности, организаторов производства и наемных работников наиболее характерно для

а) кастовой структуры

б) классовой структуры

в) сословной структуры

г) цеховой структуры

4. Свободный переход из одной группы в другую характерен для

б) сословий

в) классов

г) этносов

д) племен

5. Религия как фактор общественного разделения является причиной создания

а) сословий

б) классов

6. Открытое общество – это общество

а) которое существует в любую переломную эпоху, когда рушатся все социальные барьеры и возникает потребность обновить состав социальных групп

б) где все индивиды, имеют право выполнять любые социальные функции

в) которое разрешает индивидам из других обществ жить в нем

г) где существуют не только традиции, но и законы

7. Социальное неравенство играет положительную роль, потому что

а) может играть роль стимула при выполнении общественно важных функций

б) отделяет добродетельных людей от безнравственных

в) позволяет отделить трудолюбивых людей от бездельников

8. Положительную стимулирующую роль в обществе играет

а) неравенство в стартовых позициях

б) неравенство в вознаграждении

в) прикрепление людей к социальным группам и слоям

1. «Не всякие различия между людьми создают стратификацию. Пол и возраст универсальны, но в большинстве обществ они формируют только «статистические страты». Они не способны служить инструментом создания «социальных групп» Е. Бергель. А почему?

2. Как вы думаете, при каком типе социальной стратификации «все бытие человека можно понять до мелочей» П. Бергер и почему?

3. «Классы» не являются сообществами: они представляют только возможную основу для совместных действий» М. Вебер. Как понять это выражение?

4. «Каждому по степени божественной благодати, почиющей на нем». «Каждому по его капиталу». «Каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в управлении» П. Сорокин. О каких типах социальной стратификации идет речь?

5. «Общество должно каким-то образом распределять своих граждан по социальным позициям и стимулировать к выполнению тех обязанностей, которые накладываются данной позицией. Подобное утверждение справедливо как для конкурентной, так и для неконкурентной системы» К. Дэвис, У. Мур. А почему?

6. «Чародеи же и вожди, по верованию первобытного общества, - лица, одаренные необычными способностями и оказывающие громадные услуги. Отсюда они – и наиболее полноправные индивиды. Пусть эти заслуги с нашей точки зрения только мнимые заслуги, фактически бесполезные, каковыми нередко они и были, но с точки зрения общества того времени… они казались ценными и полезными» П. Сорокин. О каких сторонах социального неравенства идет речь в этом отрывке?

7. «Социальное неравенство – это такое непредумышленное устройство, которое гарантирует обществу, что наиболее важные позиции предумышленно займут наиболее квалифицированные люди» К. Дэвис, У. Мур. Есть ли здравая мысль в этих рассуждениях? В чем она? А в чем можно возразить?

8. «В каждом обществе объем прав и преимуществ того или иного сословия в общем пропорционален их заслугам по оценке того общества» П. Сорокин. О каких сторонах социального неравенства идет речь в этом отрывке?

9. «Традиционный подход к управлению выражен «теорией Х». Главная задача менеджмента – производство вещей при помощи людей, которых надо награждать, контролировать и наказывать, если мы хотим достичь эффективного применения менеджеров, оборудования и капитала. Среднестатический человек по природе ленив, т.е. он стремится работать настолько мало, насколько это возможно. Он лишен амбиций, чувства ответственности и предпочитает быть управляемым, а не управлять. Вдобавок ко всему он эгоистичен и равнодушен к делам организации. Эта теория основана на ошибочных представлениях о природе человека, смешении того, что есть следствие, а что причина. То, как представляет себе поведение «теория Х», объясняется не природой человека, а природой промышленной организации» Д. Макгрегор. Как вы поняли основную идею данного рассуждения? О каких чертах социальной жизни говорит данное рассуждение?

10. Почему необходима система стимулов к выполнению общественных функций? Почему общество не может руководствоваться принципом: «Людей много. У всех есть разные желания и какие-нибудь потребности, поэтому для выполнения любой профессии всегда найдутся желающие»?

11. Почему победы восстаний низших классов очень часто заканчивались восстановлением тех же общественных отношений, против которых они выступали? Перечислите возможные причины и назовите те, которые считаете наиболее важными?

12. Как вы думаете, при каких условиях вопрос о равенстве или неравенстве людей начинает приобретать характер общественной проблемы, а при каких - нет?

13. Почему многие цивилизации прошлого были сословными или кастовыми обществами?

14. Верно ли выражение, что общество должно существовать ради осуществления интересов человека? Могут ли вообще интересы человека и общества полностью совпадать? Возможно ли этого добиться и если невозможно, то чего можно добиться во взаимоотношениях человека и общества?

15. Почему для организации жизни в общине достаточно было традиций и обычаев и не было специальной необходимости в использовании других стимулов к исполнению общественных функций?

16. «Основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности общества, мы должны максимально опираться на внутренние силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению». Как вы поняли, что хотел сказать этими словами автор высказывания? Всегда ли это возможно?

17. «Будь раб храбрейшим и мудрейшим, все же он был «вещью», и в первые времена рабства ничто не могло изгладить печать его позорного происхождения. Господин был и оставался «персоной», хотя бы он был «полной бездарностью» и моральным ничтожеством» П. Сорокин. О каком типе социальной стратификации и социального статуса идет речь? Какие особенности данного типа стратификации отмечает автор?

18. «Древняя общественная дифференциация напоминала дом с наглухо отделенными друг от друга квартирами, резко отличавшимися друг от друга по богатству и роскоши. …Современная общественная дифференциация похожа на казенный дом с казенными квартирами. Но отличие от предыдущей картины здесь в том, что эти квартиры сообщаются друг с другом» П. Сорокин. Как вы поняли мысль автора? В чем же разница между данными типами стратификации?

2.6. Отношения власти и управления

2.6.1. Понятие власти и управления. Источники власти

2.6.2. Государство как форма управления обществом

2.6.3. Функции государства. Проблема сущности государства

2.6.4. Происхождение государства

2.6.5. Понятие политики. Причины и условия ее существования в обществе. Политическая система общества

2.6.6. Партии как элемент политической системы

2.6.7. Понятие политического режима

2.6.8. Типы политических режимов: демократия и тоталитаризм

Цели и задачи темы

1. Дать представление о сущности власти и управления как необходимых условиях существования любого общества.

2. Дать характеристику основных источников власти.

3. Сформулировать основные признаки государства как формы управления обществом и основные функции, которые оно выполняет в обществе.

4. Сформулировать причины возникновения государства.

5. Дать представление о политической системе и функциях, которые она предназначена выполнять в обществе.

6. Дать характеристику партий как существенного элемента политической системы: основные черты партий, функции в обществе, причины возникновения и тенденции развития.

7. Дать характеристику основных типов политических режимов: демократического, тоталитарного и авторитарного, показав их существенные и специфические черты, отличающие друг от друга, а также условия господства того или иного типа режима.

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого - силой, третьего - красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными . Однако в человеческомобществеглавным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.Социальными называютсяте различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход - сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование - комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа - 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Может ли существовать общество без социального неравенства ? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления

Все общества, известные истории, были организованы так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное перед другими положение, что выражалось в неравном распределении социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще социальное неравенство. Еще античный философ Платон утверждал, что любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины - одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой.Поэтому одним из базисных понятий современной социологии является «социальная стратификация» (от лат. stratum - слой + facio - делаю). Так, итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что социальная стратификация, изменяясь по форме, существовала во всех обществах. В то же время, как полагал известный социолог XX в. П. Сорокин, в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания.Понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где им обозначают расположение пластов Земли по вертикальной линии.



Подсоциальной стратификацией будем понимать вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по таким признакам, как неравенство доходов, доступ к образованию, объем власти и влияния, профессиональный престиж.

В русском языке аналогом этого признанного понятия являетсясоциальное расслоение.

Основу стратификации составляетсоциальная дифференциация - процесс возникновения функционально специализированных институтов и разделения труда. Высокоразвитое общество характеризуется сложным и дифференцированным устройством, многообразной и богатой статусно-ролевой системой. При этом неизбежно какие-то социальные статусы и роли предпочтительнее и продуктивнее для индивидов, вследствие чего более престижны и желанны для них, а какие-то рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Отсюда не следует, что все статусы, возникшие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархическом порядке; некоторые из них, например возрастные, не содержат оснований социального неравенства. Так, статус малолетнего ребенка и статус грудного младенца не являются неравными, они просто разные.



Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и злободневных в современном обществе. Особенностью социальной структуры современного белорусского общества является социальная поляризация - разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Социальное расслоение воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения.

Рассказать друзьям