Индивидуальный план развития работника. Индивидуальный план развития: пример, конкретные действия и цель

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для разработки и дальнейшего успешного выполнения Индивидуального Плана Развития (ИПР) необходимо действовать по следующему алгоритму:

1. ОПРЕДЕЛИТЬ КОМПЕТЕНЦИЮ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ

В рамках развития/ приобретения профессиональных навыков преподавателей-наставников необходимо определить - какие компетенции важно развивать, чтобы осуществлять эту деятельность качественно и эффективно. В помощь для определения зоны развития используйте рабочую версию профиля компетенций:

· Навыки презентации

· Навыки фасилитации

· Работа с групповой динамикой

· Разработка тренингов

Более подробно данные компетенции описаны на стр. 18-19 Рабочей тетради к 1-му модулю программы обучения преподавателей-наставников.

Задание:

2. ПОСТАВИТЬ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ВЫБРАННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Цель развития – это конкретное изменение, которое планирует сделать преподаватель в рамках выбранной компетенции. Какие именно знания, умения и навыки хочет приобрести преподаватель? Как это изменит его профессиональное поведение? Какой результат он достигнет? Как можно будет узнать, что цель развития достигнута?

Например, в рамках компетенции «Навыки презентации», преподаватель испытывает сложности с донесением информации слушателям. Часто сбивается в процессе информирования, повторяется в доносимой информации и теряет мысль, которой открывал сообщение.

Формулировка цели развития:

«Начиная с 1.05.11 года, при ведении мини-лекций и в ходе других публичных выступлений я четко и структурировано доношу информацию слушателям. Для этого я осуществляю сбор информации, ее анализ на «нужность» слушателям, подбираю принцип структурирования, готовлю подробный план выступления, проверяю язык сообщения для целевой аудитории, которой проводится сообщение».

Задание:

Под каждую выбранную компетенцию разработайте минимум 2 цели развития. Для фиксации целей развития используйте шаблон ИПР.

3. РАЗРАБОТАТЬ КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

Для повышения мотивации достижения целей развития необходимо на данном этапе разработать конкретные мероприятия, реализация которых поможет достигнуть комплексного результата. При подборе мероприятий рекомендуем использовать следующие методы обучения и развития:

· Развитие на рабочем месте;

· Тренинги и семинары;

· Обратная связь;

· Обучение на опыте других;

· Самообучение;

· Развивающие/ специальные задания

Более подробно методы обучения и развития описаны на стр. 20-21 Рабочей тетради к 1-му модулю программы обучения преподавателей-наставников.

Задание: разработайте минимум 3 конкретных мероприятия под каждую цель развития. Для фиксации выбранных мероприятий используйте шаблон ИПР.

В приложении 1 приведен пример заполнения индивидуального плана развития.

Приложение 1.

ПРИМЕР индивидуального
плана развития

Индивидуальный план развития

Фамилия Имя Отчество

Преподаватель

Подразделение

Дата заполнения

22.02.2011 года

Компетенция / Область развития: Презентационные навыки

Цель развития:

Что будет результатом развития?

Как можно будет узнать, что цель развития достигнута?

Начиная с 1.04.11 года, при ведении мини-лекций и в ходе других публичных выступлений я четко и структурировано доношу информацию слушателям. Для этого я осуществляю сбор информации, ее анализ на «нужность» слушателям, подбираю принцип структурирования, готовлю подробный план выступления, проверяю язык сообщения для целевой аудитории, которой проводится сообщение

Какие мероприятия необходимо реализовать для развития?

Сроки реализации

Что будет первым шагом и когда я смогу это реализовать? С кем?

1. Читаю статью «Пирамида информации»

Найти статью в инете, распечатать. 25.02.11

2. Изучаю материалы к 1-му модулю программы обучения Преподавателей-наставников.

Каждый рабочий день – минимум 30 мин.

Принести материалы на рабочее место. 25.02.11

3. Перенимаю опыт преподавателя в публичных выступлениях.

1.03 – 30.03.11

Договариваюсь о встрече с 1.03.11

4. Делаю сообщение в рамках ближайшего заседания цикловой комиссии.

  • Что такое саморазвитие
    • Cила воли
    • Мотивация
    • Память
    • Планирование времени
    • Дисциплина
    • Психология
    • Самооценка
    • Уверенность в себе
  • Отношения
    • «Секрет»
    • «Заплати другому»
    • Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»
  • Что такое саморазвитие

    Личность человека – величина непостоянная. С течением жизни она претерпевает множество изменений в зависимости от того, какие испытания мы выдерживаем и какие задачи ставим перед собой. И даже живя в одном ритме и придерживаясь стабильного графика, мы меняемся. Зачастую – не в лучшую сторону, поскольку отсутствие развития почти всегда тянет за собой деградацию.

    У многих в возрасте 30-35 лет начинается кризис личности. В эти моменты мы понимаем, что просто жить и работать – недостаточно. Что мы хотим от себя чего-то более глубокого и глобального, что минимумы нам не подходят, и что не все возможно измерять деньгами и прочими осязаемыми мерками.

    Кто-то приходит к этому раньше, кто-то позже, а кто-то и вовсе не приходит. Для одних людей пусковым механизмом служит потрясение, у других озарение происходит естественно и постепенно. В результате появляется желание стать на путь саморазвития, перестать предъявлять требования к миру и начать работать над собой, заниматься саморазвитием.

    Что такое саморазвитие? Это постоянный и комплексный процесс работы над собой, развития своих положительных качеств в разных сферах – физической, интеллектуальной, творческой, эмоциональной, духовной. Саморазвитие характерно добровольностью и самоконтролем, когда человек изучает новую информацию и применяет ее на практике безо всякого принуждения извне.

    Почему важно заниматься саморазвитием

    Действительно, зачем все эти мучения? Изучение новой информации, утомительные занятия спортом, постоянное напряжение… Ведь можно спокойно отдыхать на диване, смотреть сериалы и наслаждаться «ничегонеделанием». Но безделье – это мнимое счастье, обратная сторона которого чревато депрессией и разочарованием в жизни.

    Человек так устроен: он нуждается в постоянном росте, поиске нового. Прекращая двигаться (не только в физическом, но и в ментальном смысле), он начинает деградировать. Как пример можно привести плавание – для того, чтобы держаться на воде, мы должны прилагать усилия. Расслабившись и потеряв контроль, пловец сразу же идет ко дну.

    Оглянитесь вокруг и сравните счастливых и несчастных знакомых. Чем они отличаются? Счастливые открывают новый бизнес, учатся на тренингах, занимаются спортом, постоянно путешествуют, познают что-то новое. Несчастные десятилетиями работают на одной работе, развлекаются только с помощью пива и постоянно ищут виноватых в своих неудачах.

    Ответ на наш вопрос прост – необходимо заниматься саморазвитием для того, чтобы стать счастливым. Любой, кто ступил на этот путь, понимает, что наслаждение приносит и сам процесс, и результаты. И что этот ресурс неисчерпаем, ведь верхней планки совершенства просто не существует.


    С чего начать саморазвитие и самосовершенствование

    Самый-самый первый шаг, предваряющий всякое действие – это мысль. Желание, идея – называйте, как хотите. Они индивидуальны и у каждого формулируются по-разному. От расплывчатого «я больше не хочу так жить» до «я планирую выучить пять языков и зарабатывать минимум сто тысяч в месяц».

    Первое, что нужно сделать – это захотеть. Причем хотеть нужно долго, упорно и беспрерывно. Сначала вы не будете понимать, как вообще приступить к делу, сомневаться в своих силах, блуждать в потемках из-за отсутствия ориентиров…

    Потом начнут приходить ответы. Они проявляются в книге, которую кто-то подарил, в необычном человеке, в новых возможностях (например, отправиться в многодневный поход с палатками).

    В этот момент нужно принимать все конструктивные предложения и все неожиданные вызовы. Но и самому необходимо постоянно искать эти ответы, стремиться к ним, а не сидеть, сложа руки. Читать статьи в интернете, смотреть видео по теме саморазвития, искать книги, пробовать что-то из рекомендаций на практике. Из этого всего начнет вырисовываться методика, появятся первые результаты, и вы увидите свой путь.

    На это может понадобиться немало времени – все зависит от самого человека и его стартовой позиции. Кому-то хватит и месяца, а кто-то будет находиться в поиске год или два. Главное – не опускать руки и помнить, что поиск обязательно увенчается успехом.


    8 причин, почему люди не развиваются

    Вот, казалось бы, все просто – берешь и развиваешься. Купил книжку и читаешь. Или пошел в спортзал, взял штангу, и качай себе все что хочешь. Ан нет! Если было бы все просто, людей, занимающихся саморазвитием, было бы намного больше.

    Существует немало факторов, отсутствие которых мешает нам совершенствоваться.

    Cила воли

    Психологи долго спорили по поводу того, что такое сила воли, почему у одних она есть, а у других нету, и что с этим делать. Провели тучу экспериментов и исследований и пришли к выводу: сила воли – это такое личностное качество, которое можно развивать, как мышцу. А ее наличие в основном определяется воспитанием и привычками, заложенными в детстве. Повезло тем, у кого были дисциплинированные и волевые родители, развившие эти качество в своих детях. Если же в семье этого нет – что ж, путь будет долгим, но пройти его вполне по силам каждому.

    В определении силы воли как понятия важно вот что: благодаря этому качеству личности мы можем следовать своим решениям и делать все необходимое для достижения целей, не поддаваясь лени, нежеланию или прокрастинации.

    Как развить силу воли ? Есть две основных методики: делание и неделание. Делание – совершение неприятных или скучных, но полезных действий, например, зарядка по утрам. Неделание – сознательный отказ от действий, несущих вред. Например, от курения или переедания.

    К слову, церковный пост как раз и есть практикой, направленной на тренировку силы воли: через отказ от определенной еды мы учимся контролировать себя. Если копнуть еще глубже, то окажется, что во всех религиях есть подобные практики отказа – от еды, комфорта, имущества, определенных мыслей или действий. Все потому, что техника неделания укрепляет силу воли гораздо сильнее.

    Сила воли – духовное качество высшего сорта, одно из самых важных для человека. Развив его, можно радикально переменить свою жизнь. Слышали фразу: «Я знаю, как правильно, но почему-то делаю наоборот»? Так говорят люди с неразвитой силой воли.

    Мотивация

    Мотивация – могучая сила. Когда человек очень сильно чего-то хочет, он готов горы свернуть. Что-то не получилось? Значит, плохо хотели. Ведь, когда вы очень сильно хотите тортика, готовы идти за ним три километра в ночной супермаркет?

    Это что же, получается, нужно учить себя правильно хотеть? Именно! Наш хитрый мозг направлен на энергосбережение, так распорядилась матушка-эволюция. И он будет придумывать отговорки, чтобы отвадить своего хозяина от лишней работы: «Ну зачем это надо? Нам и так хорошо! О, смотри, новое сообщение в мессенджере! Смотри-смотри, котята на картинке!»

    Поэтому нужно прилагать хитрость против установок собственного подсознания, ленивого и желающего только получать удовольствие.

    Как себя мотивировать на работу ? В первую очередь нужно ставить правильные цели, потому что даже самая лучшая мотивация не будет действовать, когда вы не понимаете, чего хотите, или ставите ложные цели, навязанные обществом. Например, деньги или статус. Прислушавшись к себе, вы можете вдруг обнаружить, что на самом деле хотите путешествовать автостопом или работать волонтером в Африке, а не крутиться как белка в колесе, чтобы удовлетворить чужие запросы.

    Итак, поставив правильную цель, мы ее конкретизируем и визуализируем. Бизнес – какой? Чем вы будете заниматься, целевая аудитория, идея, коллектив, слоган, тематические цвета? Дом – какой? Сколько этажей, есть ли гараж, подвал, сауна, сколько комнат?

    К примеру, вы хотите начать свое дело, но никогда не занимались бизнесом. Создайте условия, в которых вы сможете понять, насколько вам подходит такая деятельность: например, зарегистрируйтесь в бесплатной бизнес-игре «Твой старт» . Это симулятор бизнеса, где вы можете в увлекательной и безопасной игровой форме начать и развить свое дело, получив в процессе много полезной информации о предпринимательстве.

    После конкретизации и визуализации мы должны помнить о нашей цели и ее положительных эмоциональных компонентах. Постоянно представляйте, как вы будете заниматься интересными проектами в рамках бизнеса или выбирать шторы для спальни в своем доме. Думайте о хорошем.

    Не сомневайтесь в своих силах, верьте в победу и не предполагайте иных вариантов. У людей, добившихся в жизни высоких показателей, часто спрашивают: «Как вы смогли реализовать такой сложный проект?» В ответ многие из них говорят: «Я принял решение, что должен пройти этот путь до конца, каким бы он ни был».

    Память

    Память очень важна для гармоничной личности. Возможность запоминать информацию и оперировать ею нужны нам постоянно: в учебе, работе и даже развлечениях. Поддержать беседу можно лишь тогда, когда вы можете рассказать что-то интересное. А как это сделать, если в голове не держится ни сюжет прочитанной книги, ни перипетии собственного путешествия?

    Для успешной работы память – один из главных инструментов. Чем большего достигает человек, тем больший поток информации проносится сквозь него. Как с ним справиться, если «флешка» не удерживает большие объемы? Все записывать? Ну уж нет, это не выход.

    Память, как и все другие качества, можно развивать с помощью упражнений. Например, прочитать, как стать умнее за 15 минут в день , и применять эту информацию на практике.

    Планирование времени

    Невозможно выполнить сложную и многоэтапную работу, не спланировав все ее шаги. Это касается и саморазвития. У того, кто хочет изменить свою жизнь в лучшую сторону, должен быть план на год, месяц, неделю и день.

    Но планировать тоже нужно уметь. Не у каждого получается составлять реальные и выполнимые планы с первого раза. Поэтому рекомендуем изучить 25 правил планирования времени , чтобы этот навык облегчал работу, а не усложнял ее.

    Существуют секреты планирования, оптимизирующие работу настолько, что диву даешься – куда я раньше девал так много времени? Чтобы научиться грамотно использовать все 24 часа, пройдите бесплатный курс, который поможет повысить продуктивность .

    Дисциплина

    Дисциплина – еще один кит саморазвития, без которого никак не обойтись. Все практики, направленные на совершенствование, требуют постоянного и рутинного повторения. Один раз выйти на пробежку может любой, продержаться неделю – каждый третий, а превратить бег в неотъемлемую часть графика – единицы.

    Дисциплина необходима и для того, чтобы отказываться от вредных привычек, и для того, чтобы придерживаться режима дня, и для приучения себя к правильному питанию.

    Нужна дисциплина и для того, чтобы бороться с одним из злейших врагов развития – ленью. Найдя ответы на вопрос как побороть лень , мы становимся ближе к своим целям.

    Психология

    Наши результаты в значительной мере зависят от мышления и установок. Если думать «у меня все равно ничего не получится», то так и выйдет. Если считать всех богатых людей ворами и негодяями, то никогда не стать богатым – мы же не хотим быть плохими. Если быть уверенной, что «все мужики козлы», то такой спутник и повстречается.

    Как думать и что думать – зависит от нас. Узнайте, как мыслить эффективно – и вы сэкономите много времени и сил, которые тратили на самокопание, переживания и деструктивные эмоции.

    Самооценка

    Человек принимает лишь то, чего считает себя достойным. Уровень дохода, внимание противоположного пола и другие жизненные критерии каждый устанавливает для себя сам.

    Нереалистичная самооценка (завышенная или заниженная) мешает своему владельцу реализовывать себя в жизни. Мы совершаем нелогичные поступки и делаем выбор в пользу проигрыша, подсознательно считая, что такой должна быть наша судьба. Неудачи, страдания, общение с токсичными людьми – это все выбор человека с нездоровой самооценкой.

    Чтобы исправить ситуацию, необходимо понять причины низкой самооценки и постараться устранить их. Часто они кроются в глубоком детстве, связаны с разводом родителей или травлей в школе – такие вещи отпустить очень сложно, но необходимо.

    Уверенность в себе

    У меня все получится – твердят себе успешные люди. Они уверены в том, что способны достичь большего, и даже в случае неудач продолжают верить, что у них все получится, но в следующий раз.

    Самый главный ресурс человека – он сам. Нужно доверять себе, верить в себя, уважать себя и любить.

    А ведь как много людей ненавидят себя… Они даже не хотят купить себе красивую одежду, потому что «не заслужили». Прежде, чем начать развиваться, нужно найти ответ на вопрос: как полюбить себя ? Самосовершенствование без любви к себе невозможно…


    Гармоничная личность сильна одновременно во всех жизненных плоскостях. Чтобы развивать себя равномерно, нужно составить пошаговый план, куда будут включены все основные векторы роста.

    Этот план индивидуален для каждого. Один решает в уме интегралы, но еще не научился строить отношения с противоположным полом, второй кидает двухпудовую гирю одной левой, но при этом прочитал за всю жизнь только одну книгу. А третий может вообще прийти к пониманию, что толком ничего не умеет и не развил ни один из векторов.

    При построении плана нужно учитывать все направления, но при этом выполнять поддерживающую работу там, где уже достигли успеха (чтобы не пошел перекос в обратную сторону) и уделять больше времени тем сторонам, которые еще не развиты.

    Духовность – вопрос сложный и многогранный. Мы не будем сейчас говорить о религии и философии, это слишком сложные темы для того, чтобы сейчас их обсуждать. Поговорим о тех аспектах духовности, которые делают счастливым самого человека.

    Благодарность. Научившись быть благодарным за каждую мелочь, мы всегда испытываем радость даже в тяжелые времена. Благодарный человек сможет найти лучик надежды в трепетании весенних листьев и играх котенка. Он легко прощает недостатки близких, помня, что они были рядом, когда нужна была помощь. Благодарность – это богатство.

    Любовь. Любить бескорыстно, без собственнических замашек, безусловно, без требований – это высокое искусство. Оно дает радость, так же как игра на любимом инструменте или созерцание океана. Настоящая любовь не знает ни страха, ни боли.

    Духовный человек всегда чувствует ответственность за свои поступки, живет осознанно, стремиться быть лучше. Он не теряет веры и не позволяет себе впадать в отчаяние, стремится познавать мир и быть свободным от страстей, зависимостей и негативных мыслей.

    Что понимать под словами «личностный рост»? Это совершенствование показателей, отвечающих за интеллектуальную деятельность и богатство внутреннего мира, улучшение качества жизни на ментальном уровне. Достижение целей, позитивное мышление, развитие памяти и интеллекта – все это входит в понятие личностного роста.

    Чтобы было совсем понятно, скажу, что результаты личностного роста навсегда остаются с нами, даже если мы окажемся полным банкротом без крыши над головой. Зрелая личность будет иметь достаточно знаний и навыков, силы духа и мотивации, целеустремленности и уверенности в себе, чтобы выстоять в самой сложной ситуации. Человек с низкими личностными показателями зависим от материального имущества, поэтому живет в страхе потерять то, что имеет.

    Люди, прошедшие через болезни или утратившие трудоспособность, как никто остро понимают важность здоровья. Работать, учиться, развиваться, любить и познавать мир можно только имея на это силы.

    Молодые люди часто пренебрегают здоровьем. Им кажется, что они всегда будут сильными, независимо от того, как питаются, пьют ли алкоголь или курят. В зрелом возрасте, ощущая последствия своего легкомыслия, они хватаются за голову и кусают локти. Кто-то вовремя одумывается, и у него получается восстановить здоровье, но часто бывает поздно.

    Мы имеем достаточно информации и хорошо понимаем, как быть здоровым . Прекрасно знаем, что нельзя потакать вредным привычкам, переедать, работать до истощения, много нервничать. Но так ли часто используем эти знания на практике?

    Особенно часто встречается проблема современных загруженных людей – они не умеют правильно отдыхать. А ведь отдых – это залог продуктивной работы. Дыхательные упражнения, медитации, релаксация на природе, добровольное одиночество, качественный сон – моменты, которым нужно уделять достаточно внимания.

    Обязательно нужно внедрять в свою жизнь физические нагрузки, хотя бы прогулки в парке. Не говорим о профессиональном спорте – это скорее травмирующее занятие, чем полезное. А вот легкие физические нагрузки приводят организм в состояние бодрости и дают энергию. Пусть это будут танцы, бадминтон, велосипедные прогулки – все, что доставляет удовольствие. Главное, что они должны быть регулярными.

    Отношения

    С каждым – свой тип отношений. Они разные, но одинаково требуют постоянной работы: это выстраивание рамок, выражение любви, забота, совместное времяпровождение. Несчастен тот, кто зарабатывает много денег, но не видит, как растут его дети.

    Очень важны отношения с еще одним человеком – самим собой. Собственно, именно с них и начинается выстраивание всех остальных связей. Тот, кто уважает и любит себя, умеет уважать и любить других. Тот, кто не может найти общего языка с собой, никогда не подружится с остальными.

    Все люди нуждаются в том, чтобы реализовать свой потенциал в работе, приносить пользу другим и делать то-то, чем они гордятся. Это настолько глубинная потребность, что ее игнорирование делает человека несчастным, даже если внешне у него все идет хорошо.

    Поэтому важно выбрать для карьерного развития дело, которым заниматься увлекательно и приятно. Когда вы будете просыпаться с мыслью: «Ура, сегодня столько интересной работы!», вопрос денег и повышения решится сам собой.

    Конечно, не все в этом мире купишь за деньги, да и вообще, их роль уж слишком преувеличена. Но и без них никак. Имея финансовую свободу, мы чувствуем себя спокойно и уверенно, можем позволить себе путешествовать, тратить деньги на культурное и умственное развитие, правильно питаться, обеспечивать семью, помогать родителям.

    Большинство из нас работает по найму. На такой работе можно получать неплохой доход, а особенно если вы хороший работник и постоянно двигаетесь вверх по карьерной лестнице. Но так бывает далеко не всегда, и многие специалисты, достигнув карьерного потолка в какой-нибудь организации, приходят к тому, что пора уходить в свободное плавание. Нужно только понимать, как правильно стартовать.

    Для этого можно пройти бесплатный тренинг, который поможет начать свой бизнес . Работая на себя, мы можем достичь намного большего в финансовой сфере.

    Как вы проводите Новый год? Попробую угадать: ставите елку, накрываете стол, покупаете шампанское и под бой курантов звените бокалами, загадывая желания. Есть смельчаки, ломающие систему в пух и прах – они не готовят оливье и селедку под шубой.

    А почему бы не заказать квест для всей семьи? Или поехать в лес, разжечь костер и нарядить настоящую елку? Или сотворить еще какое-то безумие?

    И хотелось бы, но не знаем, как, правда? Вот и получается, что нашей фантазии хватает максимум на отказ от оливье за новогодним столом.

    Многие интересные приключения и небывалые затеи не требуют серьезных затрат, физической подготовки и большого количества времени. Просто у нас недостаточно идей. Для того, чтобы превратиться в богатого на выдумки человека, нужно знать, как развить креативное мышление .

    Сделать свою жизнь яркой не так сложно, как кажется. Это не блажь и не роскошь – наша душа и мозг нуждаются в эмоциях, впечатлениях, радости, восторге. Это все делает нашу личность богаче, подпитывает подобно сладкому эликсиру.

    В процессе саморазвития важен не только настрой, но и качество информации. В основном мы черпаем ее из книг и фильмов, о которых поговорим ниже.

    10 лучших фильмов для саморазвития

    Полезные для развития фильмы можно условно поделить на три категории: художественные, где кроется глубокая философия и мотивация, документальные, где можно узнать больше об окружающем мире, психологии человека и пути цивилизации; и биографические – о людях, с которых можно брать пример.

    Можно привести целый список биографических фильмов о выдающихся людях, но вспомню я лишь об одном: это документальный фильм ВВС о величайшем ученом, открывшем многие физические законы. Он разгадал природу света и подарил нам закон всемирного тяготения. Но какой личностью был Ньютон, что позволило ему стать самым просвещенным умом эпохи и какие тайны он скрывал?

    Фильм с непревзойденным Джимом Керри в главной роли. Эта история о неудачнике по имени Карл Аллен, мимо которого проходит жизнь. Карл всегда отвечает «нет» на все предложения и довольствуется существованием отшельника, потому что боится даже выйти из квартиры. Но случается событие, вынуждающее Карла говорить «да» на любое, даже самое безумное предложение. И с этого начинается его новая жизнь.

    Комедийная лента о жизненных приоритетах и о том, как важно быть внимательным к своим словам. Особенный шарм привносит главный герой в роли Эдди Мёрфи – вот уж кто может болтать до нескончаемости и с огромной скоростью. Успешный литературный агент Джек МакКолл, умеющий уговорить даже мертвого, отодвигает на второй план семью и любовь, отдает все время карьере и деньгам. Но узнав, что в его жизни осталась лишь тысяча слов, и, сказав последнее, он умрет, Джек начинает задумываться о том, что для него важнее.

    - французская комедия о двух совершенно разных людях, встретивших друг друга в самый сложный момент жизни. Он рассказывает зрителям, что в темные дни нам могут помочь те, от кого мы этого не ожидали, и что не существует случайных встреч.

    - одновременно художественный и документальный фильм о планете Земля, нашем Доме. Его автор – фотограф Ян Артюс-Бертран, который однажды увлекся видеосъемкой с воздушного шара и смог запечатлеть множество прекрасных и неожиданных видов. Режиссер – Люк Бессон.

    Мы можем увидеть красоту дикой природы во всей ее масштабности, и следы освоения планеты человеком – такие маленькие с высоты птичьего полета, но так глобально изменившие облик нашего Дома навсегда. Кто мы, и какова роль каждого из нас в разрушении или созидании Земли? Готовы ли мы взять на себя ответственность за сохранения своей обители?

    «Секрет»

    «Секрет» - документальный фильм-интервью о том, как человек притягивает события c помощью мысли, о силе желания и материальности информации. Фильм состоит из серии интервью с разными людьми, излагающими философскую основу «закона притяжения» на примерах из собственной жизни.

    - художественный фильм-притча с красавчиком Джеймсом Марсденом в главной роли. Герой ленты Нил Оливер на свой день рождения загадывает желание «получить ответ на свою жизнь», и чудесным образом его исполняет оказавшийся поблизости волшебник. С этого момента разворачивается череда удивительных событий, выходящих за рамки привычного понимания и восприятия. Все, через что проходит герой, заставляет его переосмыслить свои установки, научиться доверять себе и принять главное решение: кем ему быть.

    - фильм о целях. Перед лицом смерти, когда уже нечего бояться, когда все условности и установки оказываются только пылью, человек может достичь любой поставленной цели. Мы живем так, будто бессмертны, постоянно откладывая жизнь на потом. Но в действительности у нас очень мало времени, и реализовывать мечты нужно прямо сейчас.

    «Заплати другому»

    «Заплати другому» - трогательный фильм о мальчике Треворе, который придумал интересную систему взаимопомощи. Он делал добрые дела абсолютно бескорыстно, но при этом просил «заплатить другому», то есть сделать добро незнакомому человеку. Так цепочка добрых дел разрасталась и вышла не только за пределы города, но и за пределы штата. Один ребенок изменил жизнь многих, и это заставляет задуматься: ведь мы тоже можем менять мир, нужно только захотеть.

    Мистическая и глубоко психологическая кинолента снята по одноименной книге Стивена Кинга. В ней рассказывается о последнем месте заключенных, где их готовят к казни. Смерть витает в воздухе, каждый становится настоящим перед ее ликом: кто-то демонстрирует благородство, кто-то – низость духа. Оставаться верным себе и помогать даже своим палачам – на это способен только сильный человек. Именно он и меняет мировоззрение всех, кто встречается с ним.

    10 лучших книг для саморазвития

    Известно, что самые успешные люди много читают, причем в основном специальную литературу – по психологии, саморазвитию, своей профессии. Художественные книги тоже нужно читать – они обогащают наш словарный запас и развивают воображение.

    Читать нужно много и регулярно – желательно составить себе график и обозначить нормы чтения на каждый день, чтобы работа двигалась в одном ритме. В вашем графике должны быть список книг по медитации , психологии, бизнесу и финансам, истории страны и мира, биографии, философская литература и мотивирующие книги.

    А для того, чтобы вы могли охватывать большие объемы информации без особого напряжения, рекомендуем пройти бесплатный курс «Реактивный мозг» . Его разработчики взяли за основу техники скорочтения и обогатили их упражнениями по ускорению мышления и структурированию информации.

    Автор книги самостоятельно прошел путь к успеху с нуля. Даже не доучившись в школе и начав свою работу с профессии чернорабочего, он стал вице-президентом компании. Исследуя собственный опыт и истории других людей, Брайан Трейси стал известным психологом и написал множество книг об успехе и способах его достижения.

    Вы когда-нибудь задумывались, сколько ресурса мы тратим на то, чтобы нервничать, переживать, страдать из-за неудач и волноваться, рисуя картины будущего. Наши нервы и эмоции тоже требуют энергии, и перестав переживать о неизбежном, мы высвобождаем очень много времени и сил для работы. Марк Мэнсон учит нас, как достигать цели, не тормозя себя лишними эмоциями, и двигаться дальше даже после самых эпических провалов.

    Давным-давно, в 1960-х годах на просторах Мексики антрополог Карлос познакомился с индейцем яки доном Хуаном, который оказался магом. Тот передал своему новому ученику все знания, а Кастанеда записал их в виде полевых заметок, изданных позднее в десяти томах. Все десять читать не призываем, но вот том третий, «Путешествие в Икстлан» - рекомендуем. В нем содержится выжимка философии дона Хуана – путь воина, взаимоотношения с миром и самим собой. Важным является понятие чувства собственной важности, замедляющего человека в достижении целей. Совет: воспринимайте саму книгу как сказку с моралью, поскольку главное в ней – философия, а не сюжет.

    Автобиографичная книга американской журналистки, сумевшей изменить свою жизнь и воплотить мечты в ситуации, из которой, казалось бы, нет выхода. Девочка из семьи, где было 11 детей, Регина прошла тяжелые испытания в жизни и сумела с ними справиться. Эти советы о том, как научиться жить со своим прошлым и отпускать обиды, двигаясь вперед.

    Роберт Кийосаки: «Богатый папа, бедный папа»

    Всегда интересно читать книги людей, проживших яркую жизнь. Роберт Кийосаки побывал и морским пехотинцем, и летчиком, и торговым агентом, и бизнесменом, и педагогом. Сегодня он успешный инвестор и писатель, чьи книги стали бестселлерами. Он учит не тому, как заработать деньги, а тому, как изменить свое мышление, ведь именно оно – главный ключ к богатству.

    Брюс Ли «Путь опережающего кулака»

    Кто не слышал о легендарном Брюсе Ли? Мы знаем, что он был мастером единоборств и известным актером, но забываем, что он также был философом и реформатором в области боевых искусств. Его записки были изданы в 1975 году, уже после смерти автора. Кажется, что они посвящены единоборствам, но в действительности полны глубоких размышлений о развитии личности воина.

    Мы с вами уже говорили о силе воли и ее важности для развития, а теперь давайте возьмем в руки книгу о методике воспитания этого свойства в самом себе. Психолог и преподаватель Келли Макгонигал тщательно изучала этот вопрос и пришла к выводу, что в попытках развить силу воли мы часто руководствуемся ложными представлениями и пребываем в плену стереотипов. В книге рассказывается об исследованиях экспериментах, о людях, применявших советы Келли на практике и результатах, которых они смогли добиться.

    Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»

    Эта книга не зря стоит в самом конце – неокрепшим умам с ней лучше не связываться. Лао-цзы – древнекитайский философ, которому приписывают авторство трактата о двух жизненных началах: Дао и Дэ. Читать его лучше понемногу, по несколько предложений в день. Лао-цзы можно изучать всю жизнь, но так и не понять до конца. Поэтому не пугайтесь, если поначалу его изречения будут казаться сущей белибердой. Даже одна осмысленная идея из трактата принесет много практической пользы читателю – например, о недеянии как важной составляющей деятельности.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Автор и редакция запросили индивидуальные планы развития (ИПР) в нескольких компаниях и проанализировали их. Оказалось, что во всех образцах типичный набор ошибок. Сами планы разные, но ошибки одинаковые. Они становятся заметны, если взглянуть на образцы глазами тех, для кого эти документы составляют, – управленцев разных уровней. Мы привели образец типичного ИПР и отметили прямо в нем, что сделано неверно . Образец с пометками – ниже. Кроме того, мы подробно рассмотрели каждую ошибку в статье. В конце статьи мы дали фрагмент плана развития, который составлен правильно . Полная версия корректного ИПР доступна для Вас .

    Цель развития сформулирована масштабно и обтекаемо, неясно, что нужно развивать.
    В план включили слишком много навыков.
    Результат сформулирован неконкретно. Могут возникнуть разногласия с вышестоящим руководителем, который отвечает за развитие.
    Управленцу непонятно, как применять на практике полученные знания.
    Управленцу непонятно, как применять на практике полученные знания.
    Управленцу непонятно, как применять на практике полученные знания.
    В план включили слишком много навыков.
    В план включили слишком много навыков.
    В план включили слишком много навыков.
    В план включили слишком много навыков.
    Нет четких критериев оценки, успешно ли развитие.
    Управленцу непонятно, как применять на практике полученные знания.
    Управленцу непонятно, как применять на практике полученные знания.
    В план включили слишком много навыков.
    В план включили слишком много навыков.
    В план включили слишком много навыков.
    В план включили слишком много навыков.
    Неясно, где управленец будет применять новый навык.
    Нет четких критериев оценки, успешно ли развитие.
    Нет четких критериев оценки, успешно ли развитие.
    Управленцу непонятно, как применять на практике полученные знания.
    Управленцу непонятно, как применять на практике полученные знания.

    Полная версия плана доступна .


    Ошибка 1. Цель звучит масштабно и обтекаемо, но что именно нужно развивать, непонятно

    Тогда управленец воспринимает развитие как формальность. Он думает: главное не осваивать новые навыки, а делать вид, что он что-то развивает. Иначе говоря, достаточно для галочки выполнить весь список мероприятий, обозначенный в ИПР. А когда руководитель сделает это, его продвинут по карьерной лестнице. Кроме того, он может посчитать цель, которую не сформулировали конкретно, недостижимой. Он не понимает, к чему стремиться, какие навыки нужно развить и к какому сроку. Поэтому механически выполняет все, что указано в плане , и в результате новые компетенции не осваивает.

    Пример

    Торговая компания планировала открыть дочернее предприятие. Руководителем службы продаж в новой организации решили сделать начальника отдела по работе с клиентами. Коммерческий директор и HR-директор оценили знания и умения управленца, выявили, какие компетенции ему нужно развить, прежде чем занять новую должность. Выяснилось, что начальнику отдела не хватает лидерских навыков: умения делегировать полномочия, влиять на коллег и увлекать их идеей. Нужно развивать и стратегическое мышление. Директор по персоналу и руководитель коммерческой службы, которого назначили ответственным за развитие управленца, включили эти навыки ему в ИПР. Цель обозначили так: «Развить управленческую компетентность. Повышать личную эффективность и совершенствовать личные качества через обратную связь с сотрудниками подразделения. Выработать навык делегирования».

    Через 2 месяца после того, как начальник отдела по работе с клиентами начал выполнять ИПР, HR-директор попросил руководителя коммерческой службы проверить успехи подчиненного. Результаты оценки неприятно удивили: управленец не развивал необходимые навыки, хотя выполнял все, что предусмотрено планом. Директор по персоналу решил поговорить с начальником отдела и выяснить, в чем дело. Управленец ответил: «А я и не думал, что хоть какой-то результат возможен. Развить управленческую компетентность за 2 месяца или даже за полгода, на которые рассчитан ИПР, нельзя. Поэтому я просто выполняю все, что Вы в плане указали». HR понял, где ошибся: он сформулировал цель так, что она показалась управленцу недостижимой. Начальник отдела решил, что план – формальность. Главное – пройти все мероприятия, а четкого результата компания от него не ждет.

    Как избежать ошибки. В планах развития определяйте цели четко и однозначно. Конкретно пропишите, к какому результату должен стремиться управленец. Скажем, не «Выработать навык делегирования», а «Научиться ставить перед подчиненными четкие задачи, оговаривать требования к сроку и результату». Установите критерии, по которым и сам сотрудник, и его вышестоящий руководитель поймут, что цель достигнута. Если чтобы развить навык, нужно больше времени, чем то, на которое рассчитан ИПР, обсудите с управленцем и пропишите от его лица, чего он должен достичь, когда срок истечет. Скажем, «На момент окончания плана эффективно делегирую подчиненным 10 процентов своих функций».

    Поговорите с управленцем, спросите, понимает ли он, какого результата должен достичь , знает ли, почему это важно для компании. Заметьте, как новый навык пригодится и самому сотруднику. Например, если руководитель научится делегировать полномочия, он перестанет тратить время на то, чтобы решать второстепенные дела, сможет сфокусироваться на стратегических задачах.

    Опыт: привлекать управленцев к разработке стратегии

    В холдинге «Швабе» управленцы, которым предстоит выполнить план развития, принимают участие в стратегических сессиях наравне с вышестоящими руководителями. Об этом рассказала Ольга МАЛАШКИНА, заместитель генерального директора по управлению персоналом, правовым, корпоративным и организационным вопросам холдинга. Благодаря этому управленцы понимают, какие задачи ставит перед собой компания на ближайшее время, видят, какие именно навыки и компетенции им нужно развивать. А в КБ «ПОЙДЁМ!» управленцы, которым предстоит реализовать ИПР, участвуют в разработке долгосрочной стратегии. Об этом сообщила Дария КОЛЕСНИК, директор департамента управления человеческими ресурсами банка. Сотрудники видят, почему сейчас важно, чтобы они приобретали новые навыки и достигали поставленных целей, понимают, какого результата от них ожидает компания.

    Ольга КОТЕЛЬНИКОВА,

    заместитель генерального директора по управлению персоналом аптечной сети «Ригла»

    Если для управленца развитие сейчас не в приоритете, создаем ситуацию «запланированного кризиса»

    Чтобы показать управленцу, что ему необходимо развивать новые навыки и компетенции, обратной связи или оценки 360 градусов недостаточно. Поэтому мы вместе с генеральным директором компании и непосредственным руководителем формируем для управленца такую ситуацию, в которой он сам увидит, что ему нужно развиваться. Иначе говоря, ставим задачу, решая которую, сотрудник должен понять, что ему нужны дополнительные навыки. Так мотивируем управленца узнавать новое. Он сам осознает, какие компетенции ему нужно развивать и для чего. В результате больше заинтересован в том, чтобы успешно реализовать ИПР.

    Ошибка 2. Управленец и его вышестоящий руководитель по-разному понимают, какого результата нужно достичь

    В итоге сотрудник выполняет все задания, которые указаны в ИПР, приобретает одни навыки, а его руководитель оценивает другие. Так происходит, если ожидаемые результаты в плане развития сформулированы неточно, а управленец и его начальник не прояснили, что каждый из них под этими результатами понимает.

    Пример

    В план развития начальнику отдела по связям с общественностью, которого готовили на позицию PR-директора, включили навык «Умение вести себя на публике». Управленец успешно проходил все мероприятия, предусмотренные ИПР. Однако через 3 месяца во время оценки директор по маркетингу, которого назначили ответственным за развитие, заметил, что подчиненный навык не развивает. Начальник отдела не согласился с вышестоящим руководителем. Он сказал, что не только выполняет все задания в плане, но и дополнительно берет уроки ораторского искусства, слушает выступления публичных людей. Директор по маркетингу удивился: «А зачем? Коммуникативные навыки и умение подать себя у Вас развиты достаточно. А вот конструктивно вести совещания Вы не умеете. Поэтому мы Вам это в ИПР и включили». Управленец понял, что потратил целых 3 месяца на то, чтобы развить не тот навык, который должен был. А вышестоящий руководитель посчитал, что подчиненный не хочет развиваться. Но на самом деле это не так. Начальник неправильно интерпретировал поведение сотрудника. В результате управленец уволился.

    Как избежать ошибки. Перед тем как разрабатывать ИПР, вместе с управленцем и его вышестоящим руководителем составьте портрет «идеального руководителя» . Попросите каждого из них написать список из 30–40 любых качеств и навыков, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный представитель должности, на которую готовят управленца. Пусть стороны обсудят свои списки, объяснят, что они подразумевают под каждым понятием, которое указали. Это поможет устранить разночтения: управленец и вышестоящий руководитель поймут, какие смыслы вкладывает в один и тот же термин каждый из них.

    Юлия КАРАПАЙ,

    Директор по персоналу компании «Азимут»

    Ставьте управленцу в план цели, которые мотивируют его быть успешным не только в будущем, но и сейчас

    Скажем, не «Улучшать навыки управления людьми для того, чтобы занять должность директора через один-два года», а «Улучшить навыки мотивации подчиненных, учитывать их индивидуальные потребности, чтобы в результате снизить текучесть персонала в отделе на 5 процентов». Тогда управленец понимает, что знания и компетенции, которые он получит в ходе развития, пригодятся ему не только в далеком будущем, но и сейчас. Следовательно, он заинтересован в том, чтобы выполнять все задания, которые стоят перед ним в плане, и развивать новый навык.

    Ошибка 3. В план развития управленцу включили слишком много навыков

    Управленец не может сосредоточиться на чем-то одном, спешит выполнить как можно больше задач, которые предусмотрены в плане, чтобы достичь цели. В результате не приобретает ни одного навыка . Либо, увидев, сколько развивающих мероприятий надо выполнить за короткий срок, теряет интерес и перестает работать над планом.

    Как избежать ошибки. Проанализируйте, не являются ли навыки, которые нужно развить управленцу, проявлениями одной компетенции. Скажем, сотруднику, для которого составили ИПР в образце, нужно учиться влиять на коллег, принимать нестандартные решения, делегировать полномочия, развивать стратегическое мышление. Все эти качества – индикаторы компетенции «лидерство». Ее и включите в ИПР. А навыки объедините так, чтобы их было не больше четырех. В цели отметьте, что управленец должен развивать именно эти навыки. Поставьте задачи, для решения которых управленцу нужно будет их применять.

    Опыт: включать в план несколько компетенций, если для того, чтобы их развить, нужно немного времени

    Марина ПОПОВА, Директор по персоналу AZIMUT Hotels регион Россия, советует включать в план развития от 1 до 3 компетенций. Но в первую очередь учитывать, сколько времени потратит управленец, чтобы освоить каждую. Если компетенция сложная, на то, чтобы ее развить, требуется около года, лучше сосредоточиться только на ней. К каждой компетенции ставьте не больше 4 развивающих задач. Таким образом, план развития не раздуется. Управленец сконцентрируется на 1 компетенции, у него будет достаточно времени, чтобы развить ее до нужного уровня.

    Диаграмма. Помогает ли ИПР развивать управленцев вашей компании?

    Руслан ЛАРИН,

    Директор по персоналу компании RICOH Rus в России и СНГ

    Чтобы управленец понял, каких целей в ходе развития должен достичь, заключаем с ним джентльменское соглашение

    В нашей компании цели и результаты развития управленец обсуждает не только с непосредственным начальником, но и с руководителем на уровень выше. Управленцы заключают между собой джентльменское соглашение. Вышестоящий руководитель объясняет подчиненному, почему его развитие важно для компании, ставит перед ним задачи, отмечает, какого результата ждет. Таким образом, развитие становится для управленца значимым, а не формальным. Он осознает, зачем приобретать новые компетенции, понимает, к каким результатам стремиться.

    Ошибка 4. В плане много мероприятий, рассчитанных на приобретение теоретических знаний

    Управленец может посчитать, что его задача – только прочитать книгу или прослушать курс. А использовать новую информацию в работе не нужно. Кроме того, сотрудник уверен, что руководитель не будет контролировать, как он выполняет мероприятия. Поэтому можно не тратить на них время. Управленец не читает книги и не проходит тренинги либо делает это между делом. В результате не знает, как поступать в ситуации, когда нужно применить новые знания.

    Как избежать ошибки. Чтобы управленец понял, как можно применять теоретическую информацию на практике, попросите его представить, какие знания он может получить после мероприятия. Скажем, Вы запланировали тренинг «Формирование эффективной команды». Спросите управленца, о чем он хотел бы узнать на тренинге. Например, как создать команду и ставить задачи подчиненным. Попросите управленца представить, как он мог бы использовать эти знания . Скажем, распределять задания участникам в команде так, чтобы они проявляли в работе свои сильные стороны. Зафиксируйте ожидания сотрудника в плане развития. А после тренинга попросите непосредственного руководителя оценить, использует ли подчиненный новые знания. Продумайте, как побудить управленца осознанно читать книги, которые Вы включите в план. Скажем, начальник заранее предупредит подчиненного, что обсудит с ним прочитанное.

    Опыт: обсуждать книгу с коллегами, проводить лекцию для молодых сотрудников, используя материалы из видеокурсов

    В компании «Арлифт Интернешнл» управленцы, которые проходят план развития, договариваются, какую книгу из списка будут читать, а потом обсуждают ее. Об этом рассказала Директор по персоналу компании Елена ВЛАДА. Просто пролистать книгу недостаточно. Во время встречи придется делиться мнением, аргументировать его, поэтому нужно осмыслить прочитанное. Это позволяет лучше понять и запомнить информацию. Кроме того, управленцы во время такого обсуждения получают возможность лучше узнать и понять коллег, поработать с ними в команде. Руководителям также включат в план развития задачу – провести лекцию на определенную тему для своих подчиненных или молодых сотрудников. Тема чаще всего новая и для самого управленца. Почерпнуть информацию руководитель может из обозначенных в плане видеокурсов и книг. Чтобы подготовиться к лекции, руководителю нужно структурировать свои знания, продумать, как построить речь, какие вопросы могут возникнуть и как на них ответить. Таким образом, управленец лучше запоминает информацию, прорабатывая и проговаривая ее несколько раз. Опираясь на полученные знания, руководители потом выдвигают и реализуют идеи, которые позволяют улучшить бизнес-процессы в компании.

    Еще 3 ошибки, из-за которых план развития не работает

    1. Вы взяли чужой ИПР, который не учитывает цели вашей компании. Управленец не понимает, зачем ему нужно развиваться. Даже если он реализует план, те навыки, которые он получит в итоге, скорее всего, будут для вашей компании бесполезны.
    2. Задачи, которые стоят перед управленцем, не мотивируют его. Сотруднику неинтересно развитие, он не понимает, зачем оно нужно именно ему. Скажем, управленец хочет достигать новых амбициозных целей, а Вы мотивируете его прибавкой к зарплате.
    3. Вы включили в ИПР задачи из производственного плана или KPI. Сотрудник не будет развивать новые навыки, решая текущие задачи.

    Ошибка 5. Неясно, как оценивать, развил ли управленец необходимую компетенцию

    Сотрудник не понимает, до какого уровня должен развивать навык, потому что в плане развития это не отмечено. Скажем, в ИПР в образце к навыку «Стратегическое мышление» указан только ожидаемый результат – «Вижу сильные и слабые стороны компании по сравнению с конкурентами». Сотрудник понимает так: нужно научиться находить достоинства и недостатки конкурентов. Однако на самом деле этого недостаточно. Управленец должен не только видеть слабые и сильные стороны других организаций, но и использовать их во благо своей компании. Поэтому, даже если он выполняет все необходимые мероприятия, освоить навык в полной мере у него не получится. В итоге вышестоящий руководитель посчитает, что развитие подчиненного безрезультатно.

    Как избежать ошибки. Заранее продумайте, как будете оценивать, развивает управленец необходимые навыки или нет. В плане развития пропишите критерии оценки. Скажем, вышестоящий руководитель поймет, что навык «Стратегическое мышление» развит, если подчиненный составит и сможет защитить перед гендиректором стратегический план реализации проекта, как улучшить бизнес-процессы в компании. Так управленец будет знать, к чему должен стремиться. Кроме того, не ограничивайтесь финальной оценкой. Раз или два раза в месяц проводите «срезы»: фиксируйте, как управленец выполняет мероприятия, использует ли новые знания и навыки в работе.

    Пример

    В план развития начальника технического отдела, которого готовили на позицию главного инженера, HR-директор включил навык публичных выступлений. Это так называемый мягкий навык, и отследить, развивается ли он, достаточно сложно. Для этого нужно слушать каждое выступление управленца, замечать, становятся ли они лучше. Директор по персоналу вспомнил: начальник отдела раз в месяц проводит лекцию для молодых инженеров. Он рассказывает о технологиях, которые использует компания, делится опытом. HR-директор решил составить анкету, которую сотрудники будут заполнять после лекции. По результатам такой оценки и будет понятно, прогрессирует ли управленец. В анкету HR включил 5 вопросов: «Насколько мое выступление соответствовало заявленной теме? (10-балльная шкала)», «Насколько интересна и убедительна была речь? (10-балльная шкала)», «Насколько поза и невербалика были органичны / хорошо смотрелись из зала? (10-балльная шкала)», «Что я сделал(а) хорошо, что мне надо зафиксировать?», «Что мне нужно было бы сделать в следующий раз по-другому?». Анкету Директор по персоналу сделал электронной и анонимной: после выступления управленца инженеры и техники заполнят ее и отправят обратно на сервер. Начальник технического отдела сразу же увидит результаты. Сможет это сделать и его вышестоящий руководитель – главный инженер. По результатам такой оценки он поймет, развивает ли подчиненный необходимый навык, стоит ли скорректировать работу над планом.

    Ошибка 6. Управленец не понимает, для чего ему развивать новые навыки, где он сможет их применять

    В таком случае развитие становится для сотрудника незначимым. Он считает, что если новый навык не пригодится ему в текущей и будущей работе, то можно не тратить время на то, чтобы его освоить. Например, начальник отдела логистики может не понимать, зачем ему развивать навык ведения переговоров.

    Как избежать ошибки. Прежде чем планировать развитие той или иной компетенции, сначала подумайте, сможет ли управленец ее применять, действительно ли она пригодится ему на будущей должности. Не включайте в ИПР навык просто потому, что им обладает «идеальный руководитель». Исходите из потребностей бизнеса и корпоративной культуры компании. Скажем, любой руководитель должен быть инициативным. Однако, если в вашей компании жесткое директивное управление, задачи и идеи спускаются только сверху от гендиректора, инициативность вряд ли понадобиться управленцу в ближайшем будущем. После того как составите план развития, попросите управленца подумать, как бы он мог применять компетенции в работе. Сотрудник поймет, для чего нужны новые навыки, как они помогут ему в работе, определит, где сможет их использовать.


    Важные выводы

    1. Цель развития и ожидаемые результаты формулируйте четко и однозначно. Объясните, почему для компании важно, чтобы управленец развил те или иные навыки.
    2. Не включайте в план развития много навыков. Достаточно четырех, которые относятся к одной компетенции. Подумайте, сможет ли управленец применять навыки, пригодятся ли они ему на новой должности.
    3. Продумайте, как будете оценивать, развил ли управленец навык. Если компетенция сложная, пропишите, к каким результатам должен прийти сотрудник, когда срок ИПР истечет.

    Чтобы управленец понял, что значит быть «идеальным руководителем», и знал, что не займет должность, пока таким не станет

    По дисциплине

    Управление развитием персонала

    Карьера: индивидуальный план развития

    г. Москва – 2009 г.


    ВВЕДЕНИЕ

    Грант Донован, директор компании Perception Mapping (Австралия), как-то в беседе высказал такую мысль: «Будущее корпоративного обучения - в индивидуальном подходе и планировании. Если компания хочет получить от каждого сотрудника его максимальную производительность, нужно предоставить ему как можно больше возможностей для устранения его личных профессиональных недостатков. Думаю, что индивидуальные планы развития могут стать хорошим инструментом управления этим процессом. За ними будущее».

    Отличная перспектива, как вы считаете? Действительно, в ИПР можно учесть как ожидания организации от сотрудника, так и личные устремления человека. Кроме того, сам процесс составления ИПР демонстрирует работнику разнообразие возможностей обучения и развития, причем не только тех, которые предоставляет компания, но и тех, которые сотрудник может открыть для себя сам, если он нацелен на движение вперед. Формирование и реализация ИПР, по мнению многих экспертов, переносит ответственность за развитие и обучение с организации на самого работника. Ведь часто, особенно в разгар «войны за таланты», звучали жалобы HR-менеджеров на потребительское отношение персонала к компании, в том числе и к обучению. «Обучайте меня!» - витало в компаниях. Если ИПР составлен правильно и сбалансировано, таких перекосов быть не должно.

    ДЛЯ КОГО СОСТАВЛЯЕТСЯ ИПР

    Для кого же должен разрабатываться ИПР? Это выбор каждой компании. Правильного ответа нет, но есть несколько подходов к решению этого вопроса.

    Первый подход заключается в том, что ИПР составляется для каждого сотрудника организации. Данного подхода придерживаются, например, такие компании, как МТС и DHL. Его апологеты придерживаются точки зрения, схожей с вышеописанной позицией Гранта Донована: неважно, на каком грейде находится сотрудник, важно, чтобы его работа была эффективной для компании. А поскольку идеальных работников не существует и степень «неидеальности» у всех разная, то для каждого должен быть определен свой путь совершенствования.

    Второй подход гласит: ИПР разрабатывается для кадрового резерва, высокопотенциальных сотрудников или претендентов на высокие должности. Этот подход используется во многих компаниях, и часто именно с этой категории персонала начинается распространение ИПР на другие группы работников. Его сторонники считают, что составление ИПР - достаточно трудоемкий процесс, в который должен быть вовлечен сам сотрудник, его руководитель, HR-менеджер и/или коуч и ментор (если он есть). Однако если распространять эту практику на всех сотрудников, она окажется слишком дорогостоящей для компании.

    Наконец, третий подход подразумевает, что ИПР создается для всех руководителей компании, начиная с низших и заканчивая топ-менеджерами. Приверженцы этого подхода объясняют свой выбор тем, что сильное менеджерское звено организации, хорошо развитые лидерские компетенции - залог ее успеха, и именно руководители всех рангов должны стать фокусом инвестиций и усилий со стороны HR-департамента. Но создания для них тренингов или программ недостаточно - нужно обязательно учитывать их индивидуальные особенности и потребности, именно поэтому необходим ИПР.

    Общим для всех подходов является отношение к сотрудникам компании. Все люди разные, уровень подготовки у каждого свой, и невозможно достичь максимальной отдачи от сотрудника без индивидуального подхода к развитию его профессиональных качеств. Если ваша компания стоит на пороге внедрения ИПР, рекомендуем вам начать с малого: выберите пилотную группу персонала и опробуйте выбранный вами подход на ней. Пилотной группой может быть кадровый резерв, сотрудники ключевого для компании подразделения (например, отдела продаж или работы с клиентами) или работники филиала организации (все отделы, все сотрудники). Существует опыт запуска ИПР в группе сотрудников фронт-офиса (call-центра).

    КЕМ СОЗДАЕТСЯ ИПР

    Если говорить об идеальной ситуации, то ИПР должен составлять руководитель вместе со своим подчиненным на основе результатов оценки эффективности деятельности (performance appraisal), аттестации и других видов оценок сотрудника. Но если мы посмотрим на список того, что должен знать руководитель, чтобы ИПР был составлен качественно, станет понятно: руководителю, по крайней мере на начальном этапе, нужна поддержка.

    Итак, для составления качественного ИПР руководитель должен знать:

    􀁑 какие виды / формы обучения и развития существуют в принципе;

    􀁑 какие из них уже есть в компании (каталоги очных и дистанционных тренингов, семинары учебного центра и внешних поставщиков; актуальные проекты, к участию в которых можно привлечь сотрудника с развивающей целью; программы коучинга / менторинга, в которые можно включить сотрудника; библиотеки и пр.);

    􀁑 как можно развивать сотрудника на рабочем месте (некоторые компании создают специальные инструкции, где перечислены конкретные методы развития на рабочем месте, но важно, чтобы руководитель мог сам генерировать варианты);

    􀁑 каковы результаты оценки сотрудника, которую проводит не сам руководитель (метод «360 градусов», DISC, ассесмент-центр и т.д. - в зависимости от инструментария компании);

    􀁑 каков размер бюджета на обучение в рамках отдела (если он выделен особо);

    􀁑 каковы личные устремления сотрудника в профессиональной или управленческой карьере, каковы его реальные возможности;

    􀁑 какие методы и формы обучения наиболее эффективны для сотрудника (есть люди, которые лучше обучаются в группе, а есть предпочитающие чтение; для одних дистанционное обучение полезно, а другие плохо воспринимают информацию с экрана);

    昧 какое обучение сотрудник проходил ранее (в вашей или другой компании, если он новичок);

    Они могут быть основаны на результатах внутреннего или внешнего бенчмаркинга. Например, по данным Trainings INDEX`09, в 2008 г. на одного сотрудника категории «линейный менеджер» приходилось 35 часов очного обучения. Если данный показатель ниже, это может восприниматься работником как недостаток компании, т.к. возможность обучения, по данным многочисленных исследований, является важной составляющей бренда работодателя. Кроме того, исследование Всемирного банка показало, что добавление десяти часов обучения в год на одного сотрудника увеличивает его производительность на 0,6%2.

    К сожалению, единицы руководителей обладают полным набором информации и/или навыков для качественного составления ИПР, а ведь их роль в этом процессе ключевая. Чем же можно помочь в данной ситуации?

    Для повышения качества составления ИПР НR-менеджеры компаний используют ряд полезных и необходимых инструментов.

    􀁑 Обучение самих руководителей навыкам проведения аттестационной беседы и составления ИПР; повышение их информированности о методах и формах развития персонала, особенно на рабочем месте. Например, одна из международных компаний, действующих в России, проводит три раза в год для менеджеров всех уровней learning forums, которые полностью посвящены вопросам обучения и развития их подчиненных. В программе форума не только обучающие сессии, но и обмен успешным опытом развития персонала. На learning forum также награждаются лучшие менеджеры-коучи, которые выбираются по итогам опроса сотрудников компании.

    􀁑 Помощь в проведении аттестационных бесед и составлении ИПР. Например, HR-менеджеры компании МТС выступают коучами для руководителей при реализации процедуры оценки эффективности деятельности, в результате которой составляется ИПР. Специалисты по управлению персоналом присутствуют на самой оценочной беседе и/или проводят после нее сессию коучинга с руководителем, чтобы он совершенствовался. В результате качество оценки эффективности деятельности значительно повышается.

    􀁑 Аудит составленных ИПР . Это вариант поддержки руководителя со стороны HR-менедже ров: они проверяют составленные ИПР (выборочно или все), и те планы, качество которых не устраивает HR-специалиста, корректируются отдельно уже вместе с руководителем и подчиненным.

    􀁑 Составление инструкций (меню, пособий) для руководителей на предмет возможных развивающих действий и обучающей активности внутри и вне организации. Рекомендуем за основу этого документа брать корпоративную модель компетенций или ее аналоги. Обратной стороной привязки каждой опции меню развивающих действий к конкретной компетенции является привязка каждой централизованной обучающей активности внутри компании к одной или нескольким компетенциям.

    Таким образом, помимо руководителя к процессу создания ИПР может подключаться и HR-менеджер. При этом без привлечения руководителя HR-менеджер не сможет составить качественный ИПР. Это связано с тем, что в ИПР включается работа, например, в текущих проектах отдела и специальных проектах, о которых HR-менеджер может не знать. В некоторых компаниях ИПР может создавать сам сотрудник. Например, Alberta Public Services разработала настолько полное пособие по развитию компетенций, что создать по нему ИПР не составляет никакого труда. Пособие называется Development Tips и содержит перечень различных возможностей развития каждой компетенции (всего в компании их семь):

    1) советы по развитию на рабочем месте;

    2) перечень курсов Академии Alberta и внешних поставщиков (тренинговых компаний, университетов);

    3) список книг;

    4) перечень фильмов.

    Иногда в процесс разработки ИПР вовлекается коуч или ментор сотрудника (как правило, претендента на высокие позиции). Коуч может быть как работником компании, так и приглашенным специалистом. Поскольку в данном случае именно коуч является профессионалом в составлении ИПР (это важная компетенция любого коуча), то присутствие в этой связке HR-менеджера не обязательно. Итак, в создании ИПР должны участвовать как минимум два человека - сотрудник и руководитель, но эффективнее всего процесс реализуется с привлечением внутреннего (HR-менеджера, ментора) или внешнего (коуча, консультанта по развитию) консультанта.

    Индивидуальный план развития (Personal Development Plan, PDP) – план мероприятий по обучению и развитию сотрудника, составленный на основе оценки его компетенций. Документ, как правило, формируется в табличном виде и содержит в себе:

    1. Цели развития.
    2. Мероприятия по развитию.
    3. Указание лиц, ответственных за проведение этих мероприятий.
    4. Сроки проведения мероприятий.
    5. Отметки о выполнении.

    Позволяет управлять развитием сотрудника, сделать этот процесс плановым и контролируемым, включенным в общий контекст кадровой политики компании. Чаще всего составляется в следующих ситуациях:

    1. Сотрудник только что принят на работу, необходимо упорядочить процесс его ввода в должность, адаптации к работе. В этом случае план развития чаще всего содержит в себе набор стандартных мероприятий, обусловленных не особенностями нового сотрудника, а требованиями конкретной должности.
    2. Сотрудник определен в на вышестоящую должность, необходимо планирование перспективного освоения функционала будущей должности. Чаще всего данный план представляет собой набор мероприятий по развитию управленческих компетенций.
    3. Сотрудник демонстрирует недостаточно удовлетворительные результаты в работе, необходимо точечное развитие его компетенций. План развития формируется по результатам аттестации или деловой оценки сотрудника, представляет собой набор развивающих мероприятий, которые необходимо осуществить до повторной аттестации или деловой оценки.
    4. Составление индивидуального плана развития сотрудника находится в рамках бизнес-процесса по управлению результативностью (Performance Management), внедренного в данной компании, осуществляется в обязательном порядке на ежегодной основе, и предназначено для согласования целей развития сотрудника с целями развития подразделения и компании в целом. Индивидуальный план развития формируется в процессе встречи сотрудника с непосредственным руководителем, в ходе которой сотрудник получает обратную связь об эффективности своей работы за год и выполнении предыдущих целей по развитию, в процессе совместного обсуждения согласуется постановка целей на будущий год. Как правило, данное мероприятие имеет влияние на результаты бонусирования сотрудника по итогам прошедшего года, а также может влиять на определение принципов бонусирования в будущем году.

    В качестве мероприятий по развитию компетенций может использоваться участие в корпоративных обучающих мероприятиях (тренингах, семинарах, вебинарах), участие в обучающих мероприятиях сторонних организаций (краткосрочных и долгосрочных, от тренингов до курсов переподготовки и МВА), самоподготовка (например, самостоятельная работа с литературой), выполнение делегируемых со стороны руководителя дел, участие в проектах, участие в мероприятиях по обмену опытом, прохождение стажировок, осуществление наставничества, разные формы получения наставничества. В качестве лиц, ответственных за проведение этих мероприятий, могут выступать сам сотрудник, его непосредственный руководитель, руководитель его руководителя, сотрудники HR-службы, сотрудники со статусом внутреннего наставника, ведущие специалисты других подразделений и т.д.

    В некоторых компаниях план развития сотрудника превращается в формальный документ, который не поддерживается в актуальном состоянии и не отражает реальной ситуации с уровнем развития сотрудника. Индивидуальный план развития будет эффективным только в том случае, если он внутренне принимается сотрудником, поддерживается его окружением и корпоративной культурой компании:

    1. У сотрудника есть мотивация профессионального развития.
    2. План развития составлен совместно с сотрудником, сотрудник подтверждает данные о своем текущем уровне развития, принимает цели развития, мероприятия и поставленные сроки.
    3. Цели, мероприятия и сроки соответствуют потенциалу ближайшего развития сотрудника.
    4. Сотрудник имеет возможность отслеживать результаты работы по плану развития.
    5. Профессиональное развитие поддерживается непосредственным руководителем, сотрудник получает с его стороны психологическую поддержку и наставничество. Если сотрудник является резервистом, то в его адрес осуществляется делегирование управленческих функций.
    6. Профессиональное развитие поддерживается корпоративной культурой компании.
    7. Работа по плану развития формирует мотивацию сотрудника на профессиональный рост и на работу в компании.

    Для компаний сферы FMCG, как правило, характерна корпоративная культура, включающая в себя ценность профессионального развития, даже если это не декларируется документально на официальном уровне. Это обусловлено высокими темпами развития, общей динамикой перемен, характерной для большинства компаний данной сферы. В связи с этим составление индивидуальных планов развития сотрудников – от линейных сотрудников до управленцев высшего звена – является в компаниях сферы FMCG широко распространенной практикой.

    …Торговый представитель одной из компаний пришел к выводу, что он перерос свою должность. Он добился встречи с генеральным директором и заявил ему об этом напрямую. На встрече договорились о создании для этого торгового представителя индивидуального плана развития на квартал, подразумевающего развитие как управленческих, так и торговых компетенций. Критерием достаточного развития торговых компетенций было определено выполнение задачи по достижению 80% активности клиентской базы на самой удаленной и самой отсталой областной территории. Через три месяца оба выполнили свои договоренности: торговый представитель завершил работу по плану индивидуального развития, в том числе достиг требуемого показателя активной клиентской базы, а генеральный директор нашел для него должность супервайзера, несмотря на то, что в тот момент в компании управленческие вакансии отсутствовали.

    Рассказать друзьям