Корабль «Алагез»: скорая помощь на Тихоокеанском флоте. Отечественное оружие и военная техника Алагез спасательное судно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Двадцать лет назад на спасательном судне «Алагез» был поднят Военно-морской флаг.

Этот судно, предназначено для спасения личного состава кораблей, потерпевших аварию, поиска затонувших подводных лодок и спасения их экипажей, обеспечения глубоководных испытаний и выполнения многих других важных задач, было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года.

Судьба корабля была особенной, а на раннем этапе почти драматической, она переплеталась с событиями происходившими в нашей стране и ВМФ в те непростые 90-е года.

Тогда «Алагез» был поставлен в ремонт в Николаеве как раз в то время, когда наметился распад СССР. Почти полностью прекратилось финансирование, а на «Алагезе» казалось, был поставлен крест. Техника, установленная на нём, была специфичной, а некоторые системы вообще уникальны и единичны, следовательно, заниматься ими должны были специалисты особого класса и уровня, которые в своё время строили, спускали на воду этот корабль.
Многие предприятия-изготовители, производившие ремонт этой техники, к тому времени оказались «за границей», большинство из них просто закрылось, члены экипажа уходили служить в другие места. В те годы казалось, что участь «Алагеза», была предрешена.

Но с 2000 года корабль стали интенсивно ремонтировать, но уже во Владивостоке. На эти работы были выделены немалые средства, для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов и ремонтников Владивостокского судоремонтного завода. К тому же был произведён ремонт в одном из самых крупных доков Приморья.

По словам командира СС «Алагез» капитана 1 ранга Александра Бузилова, с началом глобального ремонта было принято решение о принципиально новом формировании экипажа: часть военнослужащих заменили гражданским персоналом. Практика показывала, что корабли такого типа удобнее эксплуатировать гражданским специалистам, потому что у них особенное отношение к судну, многие из них относятся к нему, как к своему родному дому. Специалистов брали со вспомогательного флота, здесь в Петропавловске — из дивизиона спасательных судов, а молодёжь — из школ и техникумов морской направленности. Из военнослужащих оставили командный состав, водолазов-глубоководников, химиков и команду обслуживания вертолётного комплекса.

В 2003 году, когда были решены все ремонтные и организационные вопросы, началась интенсивная подготовка к межбазовому переходу — к постоянному месту базирования. Дело в том, что во время этого похода необходимо было отработать несколько задач: проверить корабль на длительном переходе (Владивосток - Петропавловск - Камчатский) и отработать слаженность действий нового экипажа, потому что в смешанном составе выходить в дальний поход ещё не приходилось. Во время перехода все они были успешно выполнены.

С первого же дня нахождения корабля в военно-морской базе Петропавловска-Камчатского личный состав срочной и контрактной службы, офицеры интенсивно готовились к этой основной задаче, а в сентябре 2006 года впервые за несколько лет на Камчатке осуществил спуски водолазов на глубину до 120 метров, после длительного периода восстановления технической готовности корабля!

Несмотря на то, что экипаж в большинстве своём впервые участвовал в обеспечении водолазных спусков, да и участие в таких мероприятиях для многих стало премьерой, поставленная задача была выполнена в полном объёме.

2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и мы во взаимодействии с экипажами других кораблей дивизиона принимали в них самое непосредственное участие.

Следующим, весьма важным, новым и очень серьёзным событием для корабля стали испытания вертолётного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил.

В июле водолазы-глубоководники спасательного судна «Алагез», которым командует капитан 1 ранга Александр Бузилов, в рамках плановой боевой учёбы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров.

Справка

В 80-е гг. в ВМФ Советского Союза велось строительство новых судов и оснащение их современными техническими средствами. Так, например, были построены два уникальных по своим многоцелевым возможностям спасательных судна проекта 537 — "Эльбрус" (1980 г.) и "Алагез" (1989 г.). Эти суда явились качественно новой ступенью в развитии подкласса спасательных судов. Сейчас "Алагез" является флагманом спасательных сил.

На них предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 м. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Суда оснащены современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеют вертолетные площадки и ангары для базирования вертолётов.


Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.



Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


В 1968 г. для строительства на Ново-Адмиралтейском заводе начата разработка рабочей конструкторской документации пр.1832. Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ "Рубин" в ЦПБ "Волна" (позже переименовано в СПМБМ "Малахит"). До конца 1970 г. в ЦПБ "Волна" переведены главный конструктор Ю.К.Сапожков и его заместители, предэскизный проект "Поиск-2С", эксплуатационная документация пр.1832. В 1971 г. велись работы по предэскизному проекту пр.1847, обеспечивалось сопровождение постройки опытного образца пр.1832.


Модель глубоководного аппарата "Поиск-2" пр.1832 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. (http://flotprom.ru).


Головной аппарат пр.1832 "Поиск-2" - АГА-6 (заводской №01650) заложен на участке глубоководных аппаратов цеха №15 на Ново-Адмиралтейском заводе 31 марта 1970 г. Строительство головного аппарата шло медленно из-за сложности и новизны проекта - сроки сдачи головного аппарата были перенесены на более поздние совместным решением Минсудпрома и ВМФ от 26 сентября 1972 г. Строительство опытового ГА "Поиск-2" АГА-6 было завершено в сентябре 1973 г., аппарат спущен на воду на р.Нева плавкраном.

Заводские и государственные испытания проводились на Черном море (г.Севастополь), куда аппарат был доставлен по железной дороге в октябре 1973 г.. В связи неготовностью ко времени испытаний аппарата штатного судна-носителя для базирования было выделено спасательное судно «Коммуна». В испытаниях и для их обеспечения задействовались так же гидрографические суда «Адмирал Владимирский» и ГС-78. Проведение наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с ноября 1973 г. по декабрь 1975 г. и завершились погружением на глубину 2130 м с экипажем и главным конструктором Ю.К.Сапожковым на борту. Головной аппарат АГА-6 сдан ВМФ 25 декабря 1975 г. в опытную эксплуатацию с базированием на СС "Коммуна".

Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ "Малахит" объединены ЦПБ "Волна" и СПМБМ, в новое КБ перешли работы по глубоководной тематике. В 1975 г. одновременно со строительством опытного образца пр.1832 начаты работы по головному серийному аппарату проекта - АС-8. С 1986 г. главным конструктором проекта назначен (в связи с кончиной Ю.К.Сапожкова) В.И.Баранцев, а с конца 1987 г. - В.Г.Марков. Всего построено 4 аппарата, последний - АС-27 - сдан флоту 31 декбаря 1989 г. Конструктивно серийные АГА несколько отличались от опытового АГА-6.


Назначение аппаратов пр.1832:
- исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал);
- исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (потенциальное, магнитное и электрическое);
- обнаружение подводных объектов в заданных районах, их визуальное обследование и фотографирование.
- доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг;
- в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ - сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.

Конструкция - особенностью конструкции аппарата пр.1832 является размещение ЭУ, судовых систем и устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа средствами самого аппарата за счет сброса балласта или оборудования; применение системы автоматического управления средствами подводного маневрирования; размещение на аппарате научно-исследовательского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические, геофизические и акустические исследования среды и дна.

При разработке прочного корпуса лодки обнаружено. что при том уровне технологии создание корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. Соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. согласно проведенным исследованиям легковесным заполнителем мог послужить либо бензин фракции "рафинат-риформинг" либо новый твердый материал - сферопластик - изучение которого велось по теме НИР "Глубина".


Двигатели - электродвигатели, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах.
- двигатель горизонтального хода КП-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом фиксированного шага
- движительный комплекс вертикального перемещения ДВР-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом регулируемого шага
- подруливающее устройство ПУ-6 мощностью 10.9 л.с. с вином фиксированного шага

Аккумуляторы:
Энерговооруженность общая - ок. 150 кВт
- основные СП-680 - 116 шт
- вспомогательные СП-680 - 14 шт
- дополнительные НК-13 - 44 шт


Винто-рулевая группа аппарата типа "Поиск-2". На фото аппарат АС-27 в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


ТТХ аппарата :
Экипаж - 3 чел
опытовый аппарат АГА-6 серийные аппараты проекта
Длина 16,33 м 15,85 м
Ширина 2,52 м 2,52 м
Высота 5,1 м 5,1 м
Осадка 3,3 м
Водоизмещение полное 64,9 т 65,8 т
Масса полезной нагрузки 3100 кг 3100 кг
Масса груза поднимаего на поверхность со дна 400 кг 400 кг
Глубина погружения - до 2000 м (по ТТТ ВМФ СССР)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
- 2000 м (рабочая)
- 2130 м (предельная)
Скорость подводная горизонтальная 3 уз 2.7 уз
Скорость подводная вертикальная 0,6 уз 0,64 уз
Мореходность до 5 баллов до 5 баллов
Автономность
- по электроэнергии - 8-10 часов
- по жизнеобеспечению - 72 часа

Оборудование - аппарат оборудован двумя манипуляторными устройствами грузоподъемностью по 30 кг для подводных работ.

Система автоматического управления "Циркон".


опытовый аппарат АГА-6
серийные аппараты проекта
Гидроакустическое оборудование обзорная ГАС "Коралл"
НГС "Сириус"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
обзорная ГАС "Крильон"
"Луч-2Г"
"Протей-2"
Навигационное оборудование "Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Мста-2"
"Нара-1"
"Кемь"
"Экватор"
Оборудование радиосвязи Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
Р-130
"Бук-2"
"Самшит-2"
"Лиственница"
Регистрирующее оборудование МС-61
ЭРА
АКС-2П
МС-61
ЭРА
АКС-2П
"Даль"
Научно-исследовательское оборудование "Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Аралия"
"Чета-Б"
"Колва-2"
"Градиент-6"
"Шалар-2"
АМП
"Дарасун"
МРС-01
"Колва-2"
"Шамора-2П"
Средства наблюдения ПНТ-451
ПНТ-452
ТКУ "Шар-2"
ПНТ-451
ПНТ-452


Манипуляторное устройство аппарата "Поиск-2". На фото АС-27. Фото сделано в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Модификации :
пр.1832 "Поиск-2" - глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с глубинами работ до 2000 м и стальным корпусом.


Глубоководный аппарат АС-27 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях - вид с кормы (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


пр.1847 "Поиск-2С" - вариант проекта с корпусом из стеклопластика, относится ко второму поколению глубоководных средств, разработка начата в 1967-1969 г.г. одновременно с работами по ОКР " ". Велась разработка проекта тактико-технического задания. Эскизный проект разработан группой главного конструктора Ю.К.Сапожкова к концу 1973 г. Разработка прекращена в 1973-1974 г.г.

Суда-носители :
Проектирование судна-носителя по теме ОКР "Осьминог" велось Западным проектно-конструкторским бюро Минсудпрома СССР. Главный конструктор - М.К.Горшков, ведущий конструктор - Г.А.Мангаев. Тактико-техническое задание предусматривало создание эскадренного спасательного судна пр.537 ("Осьминог") несущего спасательные и рабочие подводные аппараты. Строительство судна предполагалось на Ново-Адмиралтейском ССЗ (г.Ленинград). По состоянию на 1970 г. технический проект судна-носителя не завершен, в разработке только эскизный проект. В конце 1969 г. принято решение о модернизации в качестве носителя аппаратов "Поиск-2" судоподъемного судна "Коммуна" постройки 1915 г. Модернизацию планировалось вести на Севастопольском морском заводе.

В результате работ по ОКР "Осьминог" создано спасательное судно пр.05370 "Эльбрус" (второй корабль проекта - "Алагез). В качестве штатных кораблей-носителей использовались спасательные суда пр.05370, пр.05360 и 05361. СС "Алагез" пр.05370 вошел в состав Тихоокеанского флота в 1989 г. Корабль несет на борту комплекс длительного пребывания и работы водолазов-глубоководников, два вертолета Ка-27ПС, оборудован системой динамического позиционирования над затонувшим объектом.
ТТХ пр.05370:
- водоизмещение - 13500 т
- скорость хода - 22 уз
- автономность - 90 сут
- количество глубоководных аппаратов - 5


Спуск глубоководного аппарата АГА-6 "Поиск-2" пр.1832 с судна-носителя на воду (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).


Спасательное судно "Алагез" пр.05370, фото не позже 2009 г. (фото из архива Vitalicus, http://fotki.yandex.ru).


Спасательное судно-носитель "Алагез" и аппарат АС-27 типа "Поиск-2" в трюме "Алагеза", Тихоокеанский флот, 2010 г. (авторы фото - Ezh и Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru).


Статус : СССР
- 1976-1978 г.г. - аппарат АГА-6 использовался в экспедиционных походах по глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были обследованы каньоны: Бурун-Табийский - до глубины 402 м, Чорохский - до глубины 1142 м, Рионский - до глубины 313 м и Супсинский - до глубины 192 м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты.

1979 г. - заводские и государственные испытания первого серийного аппарата "Поиск-2" АС-8 проходили на судне «Михаил Рудницкий».

1986 г. - на ЛАО в строительстве 2 серийных образца глубоководных аппаратов "Поиск-2".

1988-1989 г.г. - флоту сданы 2 аппарата пр.1832 - АС-24 и АС-27.

Реестр аппаратов пр.1832:

№пп Наименование Завод Заводск.№ Закладка Спуск на воду Сдан ВМФ
01 опытовый АГА-6 Ново-Адмиралтейский завод, ответственный сдатчик - Гертик Ш.Ш. 01650 31.03.1970 г. сентябрь 1973 г.
25.12.1975 г.
02 серийный головной АС-8 01651 16.05.1975 г. 08.05.1979 г. 29.12.1979 г.
03 серийный АС-24 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01663 12.02.1985 г. 10.12.1988 г. 31.12.1988 г.
04 серийный АС-27 Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. 01671 30.10.1986 г. 09.11.1989 г. 31.12.1989 г.

Источники :
Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г.
Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru , 2011-2012 г.г.
Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., "Техника-молодежи", 2003 г.
Штурм глубины. Сайт

(с)Ichtios/airbase.ru

Относительно недавно это уникальное спасательное судно врастало корнями в пирс в ожидании незавидной участи, характерной в те времена для многих кораблей Военно-морского флота России. Но трагедия, постигшая в августе 2000 года подлодку «Курск», как это ни парадоксально звучит, дала шанс спасателю-исполину на вторую жизнь.

Водоизмещение спасательного судна «Алагез» – 14 600 тонн, длина – 175 метров, ширина – 25. Когда спасатель заходит в Авачинскую бухту, кажется, будто из морской пучины поднялась скала.

Cпасательное судно «Алагез» Камчатского отряда спасательных судов ТОФ действительно уникально. Последнее из построенных ещё в Советском Союзе океанских спасательных судов способно нести на борту до четырёх глубоководных обитаемых спасательных аппаратов. Кроме того, судно оснащено современным комплексом для работы водолазов-глубоководников, системой динамического позиционирования над затонувшим объектом. В распоряжении экипажа спасателя два телеуправляемых подводных аппарата – «Пантера» и «Тайгер», способных работать на глубинах в несколько километров. Руки-манипуляторы подводных роботов могут выполнять филигранную работу, к примеру, поднимать предметы размером 2–3 сантиметра. На корабле размещено несколько быстроходных катеров, а также ангар и площадка для приёма поисково-спасательного вертолёта Ка-27. На «Алагезе» установлен комплекс барокамер, в котором могут проходить пошаговую декомпрессию до ста спасённых подводников, а также тренироваться штатные водолазы . К слову, некоторые из них срочнослужащие.
Аналогов этому судну в мире немного. Подобные есть во флотах лишь нескольких государств. Его экипаж составляют и военные, в том числе военнослужащие срочной службы, и гражданские специалисты.
«Алагез» – дизель-электроход. Для столь крупного судна это возможность экономить топливо, быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя, что положительно сказывается на манёвренности.
Об уникальном российском судне весь мир узнал, пожалуй, в ноябре 2009 года во время операции по поиску потерпевшего катастрофу в водах Татарского пролива противолодочного самолёта Ту-142МЗ. Именно благодаря оборудованию, аппаратуре и поисково-спасательным средствам «Алагеза» удалось обнаружить обломки самолёта. Тогда в работе были задействованы телеуправляемый глубоководный аппарат «Тайгер» и спасательный аппарат АС-30 . Именно на последнем капитан 3 ранга Александр Персидский и обнаружил фюзеляж противолодочника. По признанию командования судна, участие в той операции стало своеобразным экзаменом на зрелость для всех членов экипажа. И именно после этих событий на спасателе сформировался крепкий коллектив.
Интенсивность боевой учёбы на флоте в те времена росла, а вместе с ней и востребованность. «Алагез» из «домашнего парохода», как называл судно экипаж по причине того, что приходил на него в основном на вахты, превратился в настоящего покорителя морских просторов, полноценного флагмана спасательного флота.
У такого гиганта и круг решаемых задач соответствующий. Благодаря своему оснащению и техническим характеристикам «Алагез» многофункционален. Его назначение – поддержание жизнедеятельности и спасение личного состава кораблей, потерпевших аварии; поиск затонувших подводных лодок и других объектов, их обследование, оказание помощи, спасение экипажей; обеспечение глубоководных испытаний подводных лодок: выполнение водолазных работ на глубине до 200 метров; оказание помощи потерпевшим аварию, в том числе снятие их с мели, буксировка и тушение на них пожара.
К счастью, не весь заложенный в судно потенциал приходилось применять в реальных ситуациях. До недавнего времени постоянной для «Алагеза» в основном была работа по поисково-спасательному обеспечению подводных сил ТОФ, дислоцированных на Камчатке и в Приморье, при глубоководных погружениях. Для этого приходится постоянно курсировать между регионами.
Однако в прошлом году флагману спасательного флота ТОФ удалось вырваться за привычные рамки. Камчатский спасатель потрудился на славу: в море проведено 143 ходовых дня, пройдено более 16 тысяч морских миль. В этот период «Алагез» впервые за свою историю побывал в Арктической зоне ответственности Тихоокеанского флота в рамках внезапной проверки боеготовности войск Восточного военного округа. Спасательное судно обеспечивало безопасность высадки десанта с воздуха на остров Врангеля, чтобы при необходимости оперативно оказать помощь «крылатой пехоте», если кто-либо из десантников порывом ветра будет отброшен в море. Климат здесь суровый, погодные условия даже в летний период не балуют: температура невысокая, ветра сильные, воды Ледовитого океана студёные. Экипаж спасательного судна находился в постоянном напряжении, готовый в любой момент среагировать на ситуацию. Ведь в таких условиях возможности человеческого организма невелики: безопасное время нахождения в воде ограничивается минутами. Нужно ли говорить, какая ответственность лежала на спасателях. В итоге операция прошла успешно. По её завершении спасатель принял на борт десант и доставил его на мыс Шмидта.
В минувшем году спасатель-исполин также был задействован в межвидовых крупномасштабных учениях по спасению космического спускаемого аппарата, аварийно приводнившегося в зоне ответственности спасательных сил ТОФ в Тихом океане . Это был первый такого содержания опыт «Алагеза» в предлагаемых условиях. Как известно, на Дальнем Востоке строится космодром «Восточный», очевидно, что траектория взлётов ракет будет проходить над водами самого большого океана Земли.
О текучке кадров на судне давно забыли. Залогом тому – не только интересная и насыщенная работа, но и достойное денежное вознаграждение за труд как для военных специалистов, так и гражданских. Уровень заработной платы последних, к слову, превышает средний показатель по региону более чем в полтора раза, а вместе с «морскими» и того больше.
В текущем году «Алагезу» предстоит частичная модернизация. По словам капитана 3 ранга Дмитрия Кошевого, планируется усовершенствование главных энергетических установок, навигационного, водолазного оборудования, спускоподъёмного комплекса и др. После чего флагман спасательного флота ТОФ снова вернётся в строй, чтобы, как и прежде, но уже на новом уровне обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности.
Юрий РОССОЛОВ, «Красная звезда».
p.s. жаль Эльбрус не дожил--его старший систершип.

В Петербурге в начале 2018 года начали капитальный ремонт одного из четырех дизельных двигателей 68Г силовой установки спасательного судна Тихоокеанского флота проекта 537 "Алагез ". Об этом сообщает журналист Mil.Press FlotProm с места ремонта агрегата на петербургской площадке Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ). Второй двигатель также скоро начнут ремонтировать.

Специалисты КМЗ "капиталят" двигатель в рамках контракта со владивостокским "Дальзаводом" в интересах Минобороны. Для доставки в Петербург специалисты с Дальнего Востока разобрали дизель по частям, чтобы не делать крупный разрез в борте корабля.

Как рассказал журналисту издания замдиректора по производству предприятия Вячеслав Руденков, специалисты Кингисеппского машиностроительного завода отдефектовали поступившие части двигателя, определив перечень деталей для ремонта или замены. Уже изготовлен новый остов дизеля – туда ставятся новые коленчатые валы, втулки рабочего цилиндра и секции выхлопного коллектора. Эти составляющие израсходовали свой ресурс, так как судно использовали достаточно активно.

Завод освоил полный цикл изготовления деталей таких дизелей, в том числе с последующей установкой на корабль. После получения с Дальнего Востока всех запчастей предстоит дефектация, сборка, стендовые испытания дизеля, после чего двигатель установят на борту судна.

Один из членов экипажа "Алагеза" рассказал Mil.Press FlotProm, что судно способно ходить и на двух дизелях, а в экстренных случаях – даже на одном. Он отметил, что в последние годы спасатель эксплуатировался очень активно, планируется "капиталка" еще одного двигателя. Он уже отправлен в европейскую часть России.
После ремонта на Дальзаводе "Алагез" в начале 2018 года прибыл в место базирования на Камчатке и продолжает службу, выполняя свои задачи с тремя двигателями. В январе пять экипажей вертолетов морской авиации Тихоокеанского флота Ка-27 в противолодочном и поисково-спасательном вариантах выполнили взлеты и посадки на спасатель. В конце марта в акватории Авачинского залива экипаж "Алагеза" провел учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте.

Справка Mil.Press FlotProm

"Алагез" – спасательное судно проекта 537 "Осьминог". Введено в строй 28 января 1989 года и первоначально входило в состав Черноморского флота. На Тихий океан судно перевели в 1993 году. На его борту размещаются батискафы для поиска аварийных подлодок, а также спускаемый водолазный колокол для проведения подводных работ. Несмотря на статус спасательного судна по проекту "Алагез" вооружен четырьмя 30-мм артустановками АК-630.

Дизельные двигатели 68Г размерности 18 ДПН 23/2х30 производства "Русского дизеля" устанавливались на целый ряд кораблей и судов, в том числе БДК проекта 1171, танкеры проектов 577 и 1549, суда связи проекта 1826, а также ракетные катера проекта 11661.

Железногорец Сергей Худяков служит командиром группы водолазов-подводников на самом большом российском спасательном судне «Алагез». Он рассказал, какова жизнь водолазов-спасателей на Тихоокеанском флоте

О флоте мечтал еще в школе

В 2003 году Сергей Худяков окончил железногорскую гимназию №1, после чего поступил в военно-морской инженерный институт в Санкт-Петербурге. Его отец в свое время служил мичманом на флоте, и сын, наслушавшись рассказов, бредил морем и дальними походами. Чтобы приблизить мечту, Сергей в свободное время занимался в военно-патриотическом клубе «БУ-ДО». Тренер Андрей Звягин полностью одобрил его решение поступать в военно-морской институт.

Изначально Сергей подал документы на электротехнический факультет. Жизнь абитуриентов военного института максимально приближена к реальным условиям - казарма, подъемы-отбои, построения, физические нагрузки, прием пищи по расписанию... В череде насыщенных дней молодой человек пропустил информацию, что нужно переписать заявление на другую специализацию. Не зная, у кого спросить совета, он обратился к совершенно незнакомому капитану II ранга и тот посоветовал стать водолазом.

Так Сергей совершенно случайно попал на самый престижный кораблестроительный факультет института. Учиться было сложно (поступило 38 человек - выпустилось 23), но интересно. Наверное, самое главное, чему научили ребят - всегда быть готовыми прийти на выручку товарищу. В 2008 году Сергей Худяков получил диплом океанотехника.

По распределению - на Камчатку

Все время учебы Сергей мечтал служить на юге - желательно в Севастополе. Однако в том году с южных морей заявки на водолазов не было. Зато они были нужны на другом конце страны - в Петропавловске-Камчатском. Завлекали выпускников туда большой зарплатой и возможностью раннего выхода на пенсию - там год работы учитывался за два. Молодому парню, не обремененному семьей и сердечными привязанностями, было совершенно все равно, где служить, поэтому он принял это предложение.

На Камчатку из Питера Сергею и его двум однокурсникам пришлось лететь с тремя пересадками почти 14 часов. В штабе Петропавловска-Камчатского им предложили на выбор три места. А чтобы им было проще определиться с выбором, встретивший их офицер провел небольшой экзамен по истории. Сергей еще в школе любил этот предмет, да и отец регулярно по нему гонял, поэтому на все вопросы отвечал быстрее и точнее всех. Так Худякову и досталось самое интересное место - командира группы водолазов-подводников на спасательном судне «Алагез».

Легендарный «Алагез»

Спасательное судно «Алагез» - единственное в своем роде. Оно было построено в апреле 1988 года. Сейчас это самое большое спасательное судно российского флота. Его водоизмещение - 14 300 тонн, длина - 175 метров, максимальная скорость - 22 узла. Экипаж судна состоит из 213 человек, из них 11 офицеров. На «Алагезе» могут одновременно размещаться необитаемый дистанционно управляемый и четыре обитаемых подводных аппарата (сейчас в рабочем состоянии только один).

В 1990 году «Алагез» прибыл на Тихоокеанский флот и был приписан в порт Петропавловска-Камчатского. С тех пор судно участвует во всех поисково-спасательных операциях на Дальнем Востоке. В 2000 году его собирались списать и уже подготовили все документы для этого. Но утонула подлодка «Курск» и в штабе флота поняли, что «Алагез» - единственный в своем роде, аналогов которому в России просто нет. В результате «Алагез» отправили на ремонт и восстановление. В 2005 году судно привлекали к операции по спасению батискафа АС-28, затонувшего у Камчатки. Вскоре после этого на «Алагезе» установили глубоководные аппараты Tiger британского производства. Именно с помощью этих аппаратов в 2009-2010 году со дна Татарского пролива доставали затонувший бомбардировщик.

Чем занимаются водолазы-спасатели

На судне лейтенант Худяков заведует водолазным хозяйством, в его подчинении пять контрактников и три срочника. Именно с ними он и выполняет регулярные тренировочные спуски под воду. Матросы попадают в его команду после полугодового обучения в севастопольской школе водолазов. Если повезет, за оставшиеся полгода службы им удается один или два раза побывать под водой (тренировки проводят раз в три месяца).

На «Алагезе» есть несколько видов снаряжения для водолазов. К сожалению, практически все еще с советских времен. Более современное глубоководное снаряжение весит 72 кг. На вооружении есть и старое, так называемое трехболтовое (по креплению скафандра), весом около 85 кг: 16 кг - шлем, под ним - манишка, на груди и спине груз по 16 кг и водолазные боты по 8 кг каждый со свинцовой стелькой.

Залезть в костюм самостоятельно невозможно. Три-четыре человека растягивают резиновый фланец (воротниковая зона костюма), упираясь локтями, и водолаз заползает в него, как улитка. Извлечение из костюма происходит примерно так же. Хорошо, если водолаз не сильно большой. А когда крупный, то растягивать фланец приходится как минимум впятером.

Сергей Худяков рассказал, что тренировки нужны, чтобы человек привыкал к изменениям, происходящим в организме на глубине. Спускающиеся впервые ведут себя неадекватно - после 30 метров голос становится писклявым, а после 100 метров они просто хохочут. У некоторых на глубине бывают галлюцинации. После нескольких спусков организм адаптируется и водолазы перестают обращать внимание на подобные нюансы.

При спуске под воду водолазам по специальным дыхательным трубкам подается смесь для воздуха с разным количеством кислорода и других газов (в зависимости от глубины), которыми насыщается кровь. Резко из глубины подниматься нельзя - приходится по несколько часов, а то и суток проходить процедуру декомпрессии. Она заключается в остановках на определённых глубинах на некоторое время, в течение которого азот, гелий или другие газы, накопленные в тканях тела, естественным путем выходят через легкие. Подъем на поверхность без соблюдения декомпрессионных остановок может привести к кессонной болезни (признаки: зуд, боли в суставах и мышцах, головокружение, расстройства речи, помрачение сознания, параличи, - ред.).

На «Алагезе» есть комплекс ДП (длительного пребывания), где создается давление, равное глубинному. Там водолазы могут отдыхать по несколько часов, чтобы вновь продолжать длительные работы на глубине. Или жить необходимое количество дней, проходя процедуру декомпрессии не в воде, а на суше.

Качества, без которых не выжить

«Самые главные качества, которыми должен обладать подводник, - мужество, выносливость и умение победить собственный страх, - рассказал Сергей Худяков. - А еще очень важно доверять товарищу, с которым спускаешься на глубину».

Два года назад при спуске погиб матрос-контрактник, у которого при переходе в барокамеру тумблер переключился на аварийное дыхание. Сразу об этом парень не сказал - понадеялся, что ничего страшного не произошло. Но глубина ошибок не прощает... С тех пор водолазам запретили тренировочные спуски за борт, они тренируются в барокамере.

В начале ноября 2009 года в Татарском проливе упал военный бомбардировщик. Экипажу «Алагеза» было поручено его найти. На поиски ушел практически месяц. Р аботали сутками, сменяя друг друга через 4 часа. При этом терпели пронизывающий ветер, мороз почти -30 °С и качку, так как это было время штормов . Люди ходили все сине-зеленые - от холода и качки. После первой находки экипаж еще почти месяц вытаскивал со дна то одну, то другую часть конструкции. И только перед Новым годом спасателей отпустили на берег.


«Таких рассветов не видел нигде!»

Опасности, подстерегающие на глубине, заставляют Сергея Худякова более ярко чувствовать окружающий мир. У него очень много фотографий великолепных северных рассветов. Обычно такое можно увидеть только во время утренних вахт с 4 до 8 утра. Молодой человек признался, что это редкое зрелище, которое длится всего несколько минут, и нужно успеть его запечатлеть.

Проводя большую часть времени в открытом море, он научился любить его суровую красоту и еще больше ценить часы, проводимые на твердой земле.


«Я очень рад, что когда-то попал именно на этот факультет, - сказал напоследок Сергей. - Благодаря ему я очутился на другом конце нашей Родины, своими глазами увидел сопки и вулканы, узнал, чем климат Камчатки отличается от Владивостока. Уверен, что эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь. И когда-нибудь я буду рассказывать об этом своим детям, как когда-то отец делился историями о своих плаваниях со мной».

Записала Екатерина Миханова. Фото предоставлено Сергеем Худяковым.


Рассказать друзьям