Проектное финансирование в российских банках. Проектное финансирование Этапы проектного финансирования в банке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"Юридическая работа в кредитной организации", 2011, N 4

Позитивные процессы в развитии проектного финансирования в российской экономике в одинаковой мере сдерживаются как недостаточной развитостью банковской системы и слабой капитализацией банковского сектора, так и несовершенствами правового обеспечения. В статье анализируются преимущества проектного финансирования и меры (в том числе законодательного характера), которые могут сделать этот продукт более массовым и применимым.

Востребованность проектного финансирования в современной банковской практике

Термин "проектное финансирование" заимствован из международной банковской практики и означает кредитование (долговое финансирование) инвестиционного проекта в сочетании с прямыми инвестициями.

Под проектным финансированием (кредитованием) обычно понимаются кредитные операции, основанные на жизнеспособности собственно финансируемого проекта, при которых основным источником возврата кредитных ресурсов являются генерируемые в будущем денежные потоки (или их прирост) от инвестируемого объекта.

Разновидностью проектного финансирования является структурированное финансирование, когда возврат кредитных ресурсов осуществляется как за счет создаваемых (новых) производственных мощностей, так и за счет действующего производства.

Участниками проектного финансирования, наряду с банками, могут являться: государство, промышленные корпорации, выступающие в качестве стратегических и портфельных инвесторов, а также институциональные инвесторы (например, фонды прямых инвестиций).

В качестве самостоятельного направления кредитно-инвестиционного бизнеса в российском банковском секторе проектное финансирование начало формироваться в середине 80-х гг. прошлого века. Своего рода прообразами проектного финансирования явились так называемые компенсационные операции, суть которых заключалась в организации импортных поставок инвестиционных товаров с их оплатой за счет выручки от реализации отечественной продукции, производимой на закупленном оборудовании.

Подходы и принципы проектного финансирования в определенной мере, прежде всего с точки зрения разделения проектных рисков между участниками, использовались также при создании совместных предприятий с участием российских и иностранных партнеров. Фактически единственным финансовым институтом, осуществлявшим в этот период финансирование и сопровождение таких проектов, являлся Внешэкономбанк (Внешторгбанк СССР).

В настоящее время в России объективно сложились предпосылки для развития проектного финансирования. Проектное финансирование становится одной из наиболее востребованных услуг со стороны предприятий и компаний, реализующих не только крупномасштабные инвестиционные проекты, для которых возможностей традиционного инвестиционного и корпоративного кредитования недостаточно, но и проекты средней капиталоемкости.

Проектное финансирование, как правило, применяется при структурировании и ресурсном обеспечении инвестиционных проектов, имеющих, с позиций традиционного банковского кредитования, повышенные риски, причем масштаб таких проектов значительно превышает объемы текущей деятельности компании-инициатора. Инвестиционные проекты реализуются на условиях проектного финансирования, если источником возврата предоставляемых ресурсов выступают только поступления, генерируемые проектом, причем принимаемые банком риски минимизированы благодаря участию клиента собственными средствами в том или ином объеме - в зависимости от специфики отрасли, уровня кредитных рисков, положения на финансовых рынках и других факторов.

С позиций банка-кредитора проектное финансирование можно рассматривать как комплексную сделку, структурированную с применением различных стандартных кредитных и других банковских продуктов (кредиты, лизинговые операции, банковские гарантии, торговое финансирование, аккредитивы, обеспечительные счета и др.).

Основным критерием классификации кредитных сделок выступает источник погашения ссудной задолженности, однако имеются и другие существенные критерии, такие как виды и объем обеспечения кредита, а также полнота и действенность банковского контроля за ходом реализации проекта.

Погашение привлеченных кредитов при проектном (структурированном) финансировании полностью или частично обеспечивается за счет денежного потока, генерируемого проектом в будущем; проект осуществляется отдельной проектной компанией (для проектного финансирования) или может отражаться на балансе инициатора (спонсора) проекта (для структурированного финансирования); обеспечением кредитных ресурсов выступают создаваемые/приобретаемые в ходе проекта активы, а также существующие активы инициатора (для структурированного финансирования); обеспечивается действенный и всесторонний мониторинг проекта (для проектного финансирования типичным является участие банка или уполномоченной им структуры в капитале проектной компании), предусматривается право полного или частичного регресса кредиторов на инициатора проекта.

Под разновидностью традиционного банковского кредитования, имеющей преимущественно внешние признаки сходства с проектным финансированием - инвестиционным кредитованием, - понимается долгосрочное финансирование инвестиционных проектов, направленных на расширение/модернизацию действующего производства или диверсификацию бизнеса, при котором источником возврата предоставленных кредитных ресурсов выступает денежный поток от действующего бизнеса.

Принципиальное отличие проектного финансирования от инвестиционного кредитования заключается в том, что возвратность предоставленных банком при проектном финансировании заемных средств напрямую зависит от успеха реализации проекта. Примерами проектного (структурированного) финансирования могут служить: создание нового производства/бизнеса "с нуля"; диверсификация направлений существующего бизнеса инициаторов проекта; расширение/техническое перевооружение действующих производственных мощностей при условии возврата ресурсов частично за счет создаваемых (новых) мощностей (для структурированного финансирования); девелоперские проекты: строительство объектов недвижимости - жилых, коммерческих (офисных, торговых, иных); финансирование предприятий с длительным циклом производства (более года): гражданское авиа- и судостроение и т.п.; проекты по приобретению компаний/групп компаний (вне зависимости от отрасли) и дальнейшая модернизация их активов с целью расширения приобретенного бизнеса. Инвестиционное кредитование предусматривает расширение/модернизацию мощностей действующих предприятий при условии возврата ресурсов полностью за счет действующего бизнеса (например, финансирование предприятий с наукоемким и длительным (более года) циклом производства).

При наличии одинаковых компонентов имеются отличия и в структуре обеспечения, используемой при проектном финансировании и инвестиционном кредитовании. При инвестиционном кредитовании в качестве обеспечения выступают активы, принадлежащие действующему бизнесу (бизнес-группе или холдингу): акции, оборудование, недвижимость, поручительства основных компаний бизнес-группы; поручительства акционеров; активы проекта - после их приобретения/ввода в эксплуатацию.

Базовая структура обеспечения при проектном (структурированном) финансировании предусматривает залог 100% долей/акций проектной компании с обременением последних в депозитарии банка-кредитора, если проектная компания - общество с ограниченной ответственностью и банк не принимает участия в ее капитале; залог активов, создаваемых/приобретаемых в ходе реализации проекта; поручительства акционеров, иных участников проекта; поручительства основных компаний бизнес-группы (холдинга) инициатора; активы, принадлежащие действующему бизнесу инициатора: акции, оборудование, недвижимость, иные активы инициаторов (акционеров) проекта или активы, принадлежащие третьим лицам (собственный вклад инициаторов в проект).

Инвестиционное кредитование и проектное финансирование имеют ряд отличий. Наряду с тем что при инвестиционном кредитовании погашение привлеченных кредитных ресурсов осуществляется за счет денежного потока существующего бизнеса, проект находится на балансе компании-инициатора, а обеспечением выступают существующие активы инициаторов при наличии у кредитора права полного регресса на последние. Что касается действенности банковского мониторинга и возможности влияния на ход реализации проекта со стороны банка, то они ограничены рамками обычных взаимоотношений "банк - клиент". Принципиально важно, что при инвестиционном кредитовании возвратность кредита не зависит от успеха реализации проекта.

Проектное финансирование создает ряд существенных преимуществ как для клиента (заемщика), так и для банка. В их числе:

  • расширение действующего бизнеса/диверсификация направлений деятельности;
  • возможность привлечения средств при отсутствии действующего бизнеса, генерирующего денежный поток, достаточный для обслуживания ссудной задолженности;
  • разделение финансовых потоков по действующему и проектному бизнесу;
  • возможность привлечения ресурсов на более длительные сроки по сравнению со стандартным коммерческим кредитованием на пополнение оборотных средств;
  • индивидуальный подход со стороны банка (т.е. структура сделки и условия ее финансирования зависят от особенностей конкретного проекта): возможность привлечения средств без предоставления твердого обеспечения для покрытия всей ссудной задолженности; наличие льготного периода до начала эксплуатационной фазы проекта и гибкий график погашения кредита, зависящий от хода реализации проекта; возможность поэтапного вложения собственных средств в проект и использования в качестве обеспечения активов, создаваемых/приобретаемых в ходе проекта; комплексное банковское обслуживание, в том числе индивидуальное консультирование при подготовке инвестиционного предложения.

Для банка важная функция проектного финансирования заключается в использовании этого кредитного продукта в качестве инструмента привлечения, удержания клиентов приоритетных и стратегически важных отраслей и долгосрочного сотрудничества с ними.

Как комплексный банковский продукт проектное финансирование в значительной мере находится в сфере деятельности наднациональных, межгосударственных и государственных институтов или банков развития, которые выступают в качестве механизма реализации задач, сформулированных их учредителями, - преимущественно это финансирование капиталоемких инвестиционных программ, причем предпочтение отдается масштабным проектам с длительными сроками погашения кредитов, участие в которых большинству коммерческих банков недоступно.

Что касается стоимостных условий проектного финансирования, то, поскольку банки-кредиторы, принимая участие в финансировании инвестиционной программы (проекта) вместе с ее инициаторами, рискуют по предоставляемым финансовым ресурсам средствами акционеров, не обеспеченными "твердым" залогом, обычно предполагается повышенная по сравнению с простой кредитной ставкой доходность, при этом размер инвестиционного дохода банка наряду с объемом его участия в финансировании проекта зависит от рыночной стоимости создаваемых активов (бизнеса) и подлежит согласованию в каждом конкретном случае.

Если анализировать структуру проектного финансирования, то, по данным мировой статистики, доля банковских кредитов в этом виде финансирования составляет почти 90% долговых источников мобилизации денежных ресурсов на цели осуществления инвестиционных проектов. Доля облигационных займов невелика, однако их организаторами также, как правило, являются банки, что объясняется необходимостью андеррайтинговой поддержки операций заимствования. Усиление роли банков связано как с ростом числа и объемов сделок проектного финансирования в мире, так и с повышением активности финансовых институтов в этой области.

Правовые проблемы в применении проектного финансирования

Позитивные процессы в развитии проектного финансирования в экономике страны в одинаковой мере сдерживаются как недостаточной развитостью банковской системы и слабой капитализацией банковского сектора, так и недостатками правового обеспечения вследствие низкой совместимости российской системы права и сложившейся практики российских арбитражных судов с теми правовыми системами, на которых основана международная практика проектного финансирования.

В числе основных проблем современного рынка проектного финансирования в России можно отметить следующие.

  1. Ограничен круг кредитных организаций, являющихся реальными и квалифицированными участниками рынка проектного финансирования и успешно специализирующихся в данном виде банковской деятельности, - при относительно незначительном числе успешно завершенных кредитных операций, в основу которых положены принципы полноценного проектного финансирования.
  2. В продуктовой линейке российских коммерческих банков практически отсутствуют принципиально существенные для классического понимания проектного финансирования признаки, такие как финансирование специально созданной проектной компании (SPV), ориентирование обеспечения исключительно на проектные активы, а финансирования - на доходы проекта в качестве единственного источника погашения кредита и возврата инвестиций с формированием комплексной контрактной структуры, на основе которой обеспечивается сбалансированное распределение рисков между ключевыми участниками проекта.
  3. Доминирует сказывающаяся на возможностях финансовой поддержки капиталоемких инвестиционных программ практика кредитных отношений инициаторов проекта только с одним финансирующим банком, как правило, на непубличной основе, в то время как международный опыт предусматривает синдицированную и публичную основу такого взаимодействия.
  4. Слабо развита практика выпуска проектных облигаций и долевого банковского финансирования, редко применяется аутсорсинг, в частности использование необходимых для организации финансирования инвестиционных проектов услуг технических и финансовых консультантов. В результате возрастает трудоемкость работы кредитного учреждения и снижается уровень проработки ряда специальных вопросов, не соответствующих профилю финансовой и банковской работы.

Наряду с указанными проблемами для отечественного рынка проектного финансирования характерен ряд отличительных черт, которые также могут сказываться на формировании и особенностях этого рынка. В их числе:

  • предоставление российскими банками услуг проектного финансирования в рамках финансово-промышленных групп, участниками которых они являются, с использованием этого вида финансирования прежде всего внутри самих групп;
  • активное предоставление в пакете основных услуг российских банков в рамках проектного финансирования целевого фондирования лизинговых операций - преимущественно с участием аффилированных лизинговых компаний;
  • нередко использование промежуточного, или так называемого бридж-финансирования (bridge financing), создающего возможность начала реализации проекта еще до предоставления основного финансирования, однако зачастую сопряженного с повышенными рисками;
  • усиление позиций ведущих иностранных и международных банков на российском финансовом рынке, включая услуги проектного финансирования.

Внедрение на российский рынок новых финансовых инструментов с заимствованием апробированного зарубежного опыта сдерживают факторы, связанные с законодательным регулированием финансового и банковского сектора, в частности необходимостью совершенствования залогового законодательства. Эти правовые проблемы сказываются как на условиях, так и на самой возможности поддержки инвестиционных программ, реализуемых на базе принципов проектного финансирования, приводя к выстраиванию банками финансовых конструкций, зачастую неоправданно усложняющих инвестиционный процесс.

Рассмотрим некоторые нормативно-правовые вопросы в сфере проектного финансирования и способы их решения в рамках действующего законодательства. Например , согласно превалирующей на российском банковском кредитном рынке оценке качества залогов, ранжированных по нисходящей, такой вид имущественных прав, как права денежного требования, часто оказывается на последнем месте, уступая такому виду залогового обеспечения, как ипотека, которая считается наилучшим и в наибольшей степени обеспечивающим интересы кредитора видом залога.

Далее следует любое другое ликвидное имущество (например, оборудование), хотя и с его реализацией у банка могут возникнуть проблемы, а также такой вид залога, как товары в обороте, который реально выполняет лишь функцию оптимизации резервов банка-кредитора.

Представляется, что залог имущественных прав в широком смысле (это относится и к другим правам, например инвестиционным) и прав денежного требования в частности имеет недостаточно четкую процедуру обращения взыскания. Действительно, как заставить контрагента платить банку, то есть получить и юридически закрепить за собой эти права, и тем более, выполнив процедуру обращения взыскания, продать их третьему лицу?

Существуют нормы Закона РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге", регламентирующие порядок внесудебного взыскания, а также положения Гражданского кодекса РФ об уступке прав на основании соответствующего соглашения. В этой связи закономерен вопрос: равнозначен ли залог прав их уступке? Получается, что при отказе заемщика заключить такое соглашение (приравниваемое к соглашению о внесудебном порядке взыскания задолженности) контрагент, который не готов перечислять кредитору деньги или передавать имущество, может использовать некую двусмысленность Закона РФ "О залоге" и Гражданского кодекса РФ - в этом случае банку придется обращаться в суд и требовать перевода на себя прав, а также совершать прочие длительные юридические процедуры (торги), за время которых являющиеся предметом залога права могут "исчезнуть".

Тем не менее кредитование под залог прав и уступку денежного требования не противоречит нормам российского права и является нормальной, хотя и не часто применяемой, банковской практикой.

При правильной организации данного вида кредитования поступающая выручка зачисляется на счет заемщика в обслуживающем банке и может в безакцептном порядке списываться в погашение кредита - поэтому чаще всего в качестве кредитного продукта используются кредитные линии.

Использование кредитных технологий, в основе которых лежат "непрописанные" или не имеющие надлежащей нормативно-правовой базы финансовые и другие обеспечительные инструменты, вызывает необходимость стыковки и гармонизации применяемых норм корпоративного права по российскому и зарубежному законодательству. Следует заметить, что понятие "обеспечительная уступка" применимо не только к случаям перехода от заемщика к кредитору прав денежного требования (дебиторской задолженности), но и к случаям перехода целого ряда других прав заемщика, равно как и прав иных участников операции, вытекающих из соответствующих договоров и соглашений (банковские гарантии, поручительства, инжиниринговые, строительные и коммерческие контракты, толлинговые соглашения и др.).

Одной из применяемых в банковской практике кредитных технологий с использованием обеспечительной уступки и залога прав денежного требования в отсутствие адекватной нормативной базы по российскому законодательству является совместная организация кредитования таких операций российскими банками и их партнерами - зарубежными финансовыми учреждениями.

За российским банком-резидентом в этом случае закрепляются такие функции, как ведение текущих рублевых и валютных счетов заемщика и контроль его финансовых потоков по "работающим" экспортным контрактам, оформление паспортов экспортных сделок, формирование залогового обеспечения в виде принадлежащих заемщику на правах собственности имущественных комплексов, оборудования и иных активов и управление им, проведение по поручению клиента конверсионных операций и др.

В рамках данной конструкции иностранный кредитный институт по согласованию с экспортером и российским банком-партнером может отвечать за структурирование и реализацию соглашений об обеспечительной уступке и залоге прав денежного требования с подчинением соответствующей договорной документации зарубежному праву, имеющему необходимую законодательную базу для регулирования правоотношений сторон по такого рода договорам. При этом на основании соответствующего соглашения между участниками операции экспортная выручка, являющаяся источником погашения предоставляемого российскому экспортеру кредита, аккумулируется либо на корреспондентском счете ностро российского банка в иностранном банке, либо на счете, открываемом в иностранном банке непосредственно экспортером.

Как правило, для таких банковских счетов устанавливается особый режим зачисления и списания денежных средств, вытекающий из соответствующей договорной (коммерческой) документации. Что же касается собственно кредитования, то при наличии принципиального одобрения заемщика этот вопрос решается уже на межбанковской основе. Банки-партнеры определяются, кто из них и в каком объеме (соотношении) обеспечивает предоставление необходимых кредитных ресурсов, - это могут быть и прямой кредит иностранного банка российскому экспортеру, и зарубежное фондирование кредита, предоставляемого заемщику российским банком (on-lending), и финансирование клиента банками-партнерами на паритетных началах.

Здесь важно сформировать четкую межбанковскую договорную базу и обеспечить слаженную работу банков-партнеров, с тем чтобы выдача денежных средств не опережала реальное возникновение и надлежащее юридическое оформление соответствующих видов обеспечения (т.е. использование кредита было бы возможно только при наличии надлежащего основания для оформления залоговых прав), - это особенно актуально, когда в качестве залога рассматриваются будущие права денежного требования, которые в тех или иных ситуациях могут и не возникнуть.

Указанные кредитные технологии, успешно применяющиеся в международной банковской практике проектного финансирования, представляется целесообразным шире использовать на российском банковском рынке. Такие технологии могут применяться финансовыми учреждениями как в качестве вторичного обеспечения кредита, так и автономно, в том числе при отсутствии какого-либо иного обеспечения кредита, если по тем или иным причинам у кредиторов существует заинтересованность в финансировании сделки с данным клиентом, а финансовое положение клиента, организация бизнеса, контрактная база и перспективы развития сотрудничества отвечают банковским требованиям, например когда клиентами выступают предприятия и компании нефтяной и газовой промышленности. Другой возможностью может быть применение рассмотренных технологий кредитования наряду с традиционными на российском кредитном рынке видами обеспечения, то есть их "встраивание" в качестве компонентов в более сложную и развернутую структуру обеспечения кредита. Такими видами обеспечения, а также финансовыми инструментами, усиливающими позицию кредиторов (credit enhancement), могут наряду с упомянутыми являться, например, обязательства основных акционеров заемщика по поставкам собственной ликвидной продукции, наступающие ранее их прямых платежных обязательств в рамках договора поручительства, а также резервные кредиты (contingency loans), в течение определенного периода страхующие основного кредитора от сбоев в обслуживании задолженности и, таким образом, предоставляющие выигрыш времени для урегулирования проблем с погашением кредита в случае их возникновения.

Развитие проектного финансирования в России, очевидно, будет характеризоваться как институциональными и правовыми изменениями, так и расширением продуктового ряда проектного финансирования как комплексного банковского продукта.

Реализация законодательных инициатив в данной области даст возможность задействовать в инвестиционных процессах большое количество оборотоспособных, но "неработающих" активов, которые в настоящее время не могут быть предметом залога в силу прямого законодательного запрета и (или) отсутствия адекватной нормативно-правовой базы.

Известно, что значительное число различных видов имущества, несмотря на их очевидную экономическую ценность, представляют собой "неработающие" активы (права недропользования, будущие имущественные права, концессионное имущество и др.). Очевидно, что ликвидация существующих запретов и ограничений, равно как и создание условий для использования соответствующих видов имущества в качестве капитала, могла бы обеспечить предприятиям и компаниям соответствующих отраслей более широкий доступ к финансированию. Наряду с этим за счет сокращения временных и финансовых затрат участников залоговых правоотношений достигалось бы снижение относимых в конечном счете на стоимость инвестиционных программ расходов на предоставление обеспеченного и (или) частично обеспеченного финансирования.

Адекватное законодательное регулирование залоговых операций позволит также существенно снизить издержки участников инвестиционных проектов - как залогодателей, так и залогодержателей - на процедуры администрирования залогового имущества (оценка, регистрация, мониторинг, реализация и др.), в результате должны высвободиться временные и материальные ресурсы для его производительного использования. В целом в результате оптимизации затрат не только в финансовом, но и в реальном секторе совершенствование законодательства о залоге будет способствовать повышению эффективности экономики.

Несмотря на продемонстрированное в период финансового кризиса перенакопление капитала в финансовой сфере, значительную долю рынка банковского кредитования в развитых странах занимают кредиты, обеспеченные залогом имущества. Провизии (денежные резервы), которые финансовые институты обязаны создавать по таким кредитным операциям, существенно ниже, чем по необеспеченным кредитам, однако реальная возможность повышения эффективности кредитных сделок за счет снижения "замороженных" в провизиях денежных средств утрачивается, когда банки по причинам законодательного характера не имеют возможности обратить взыскание на предмет залога, - в итоге выданные кредиты де-факто становятся необеспеченными, а созданных провизий оказывается недостаточно для покрытия убытков кредиторов. Таким образом, обеспеченные залогом имущества кредиты будут способствовать повышению устойчивости российской банковской системы в результате перехода соответствующих категорий залога из группы формального в реальное и ликвидное обеспечение, на которое в предусмотренных договором случаях кредиторы могут обратить взыскание. Например , известно, что из-за длительности процедур регистрации и снятия ипотеки отсутствует практическая возможность рефинансирования ипотечных кредитов, когда на рынке появляется возможность привлечь кредит под залог недвижимости на более благоприятных условиях, - то есть налицо искусственные препятствия для стимулирования межбанковской конкуренции на кредитном рынке. Представляется, что устранение существующих для подобного рода операций ограничений и снижение издержек, связанных с оформлением ипотеки, позволят увеличить объемы рефинансирования кредитов и снизить их стоимость. Помимо удешевления заемных ресурсов, достигнутое за счет адекватного законодательного регулирования качественное залоговое обеспечение позволит увеличить сроки кредитования.

Совершенствование залогового законодательства даст возможность кредитным организациям расширить свой продуктовый ряд, включая проектное, структурированное и инфраструктурное финансирование, обеспеченное залогом имущества синдицированное кредитование и др. В свою очередь, наличие потенциала развития и роста финансового рынка на обеспеченной основе как результат расширения инструментария долгового финансирования создаст условия для более полного удовлетворения потребностей экономики в инвестиционных ресурсах. В целом сокращение материальных и временных издержек, связанных с оформлением залога и управлением залогом, а также с обращением взыскания на предмет залога, равно как и устранение препятствий для здоровой межбанковской конкуренции, создание реальных условий для оценки качества залогового обеспечения, сделает возможным - при прочих равных условиях - снизить как базовый уровень процентной ставки по обеспеченному таким залогом кредиту, так и размер маржи (надбавки) за различные кредитные и проектные риски. Появление на российском финансовом рынке новых обеспеченных кредитных продуктов, расширение возможности рефинансирования кредитов, ускорение привлечения финансирования как следствие упрощения и сокращения сроков кредитных и залоговых процедур должны увеличить как количество приемлемых для банков заемщиков, так и объем заимствований, являющийся одним из признанных показателей уровня развитости кредитного рынка и финансовой системы страны в целом.

Эти и многие другие вопросы, имеющие прямое отношение к проектному финансированию, такие как возникновение ипотеки в отношении объекта незавершенного строительства и соответствующие правоотношения по ипотечному договору, обеспечительная уступка прав денежного требования, использование специальных юридических структур (SPV - фонд и компания) для привлечения финансирования, управления и защиты кредиторов и инвесторов от риска преднамеренного и (или) принудительного банкротства путем законодательного установления правил, делающих в принципе невозможным применение к таким структурам любой процедуры банкротства, правовое регулирование специальной правоспособности проектных компаний, требуют законодательного оформления.

Концепция защищенности от банкротства подразумевает, что специально образованное юридическое лицо (проектная компания) ограничивается в самой возможности инициировать процедуру своей добровольной ликвидации или реорганизации. Одновременно все участники проекта принимают на себя обязательства не ходатайствовать о ликвидации проектной компании или возбуждении против нее процедуры банкротства. Концепция специальной правоспособности, которая является частью концепции защищенности от банкротства, исходит из того, что специально образованному юридическому лицу не разрешается эмитировать какие-либо дополнительные долговые инструменты, участвовать в объединении компаний или осуществлять иные сделки и действия, кроме тех, которые непосредственно необходимы для целей проекта.

Целенаправленная работа над комплексом указанных проблем в течение продолжительного периода времени осуществляется в рамках совместного проекта Минэкономразвития России и Европейского банка реконструкции и развития при участии адвокатского бюро "Линия права". Ее результатом должна стать подготовка законопроектов о развитии проектного финансирования и совершенствовании залогового законодательства. Так, нормотворческие пути решения проблем государственно-частного партнерства обсуждались на прошедших в ноябре текущего года слушаниях о необходимости принятия разработанного адвокатским бюро "Линия права" федерального закона "О публично-частном партнерстве" <1>. Очевидным аргументом, свидетельствующим о необходимости расширения правового поля в данной сфере, является отсутствие в законодательстве положений о порядке передачи земли для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства, что приводит к необходимости сложных аукционных процедур. Законодательного урегулирования требуют закрепление за частным партнером адекватного набора проектных рисков на базе принятых в международной практике моделей, предоставление на конкурсной основе частному партнеру различного вида имущества и поддержки (гарантии, залоговое обеспечение и прочее) и др. Выбор варианта конфигурации законодательства о государственно-частном партнерстве возложен на Минэкономразвития, Минфин и Минрегион, которые должны определиться: развивать региональное законодательство или принять федеральный закон.

<1> См. официальный интернет-сайт "Линии права" (http://www.lp.ru/press/news/publichno-chastnoe-partnerstvo/). Пакет документов (проект федерального закона "О публично-частном партнерстве", пояснительную записку и справку о необходимости принятия федерального закона) можно получить по адресу [email protected].

Выводы. Представляется, что при любом варианте развития законодательной базы и в условиях большей гармонизации российской и международной юридической основы работы с использованием принципов проектного финансирования этот вид финансовых услуг останется "штучным" и в значительной степени централизованным банковским товаром - с этих позиций вряд ли правомерно ставить вопрос о перспективах его стандартизации и тем более массовом применении. Это связано и с необходимостью кредитования на длительные сроки в значительном объеме по умеренным процентным ставкам, как того требуют большинство инвестиционных программ, и с наличием адекватного доступа выступающих в роли кредиторов финансовых институтов к долгосрочным кредитным ресурсам на международном рынке капитала, и с высокими требованиями к специалистам, отвечающим за экспертизу и структурирование представляемых на финансирование проектов. Аналогичная практика характерна и для международного финансового рынка - далеко не все, в том числе крупные, банки имеют подразделения, специализирующиеся на проектном финансировании.

А.Л.Смирнов

консалтинговая группа

Под проектным финансированием понимают форму реализации финансово-кредитных отношений участников по поводу организации и осуществления финансирования инвестиционного проекта с использованием разнообразных финансовых инструментов при условии, что источниками погашения задолженности выступают генерированные проектом денежные потоки, а обеспечением долга являются активы участников финансирования. Схема такого рода финансирования представлена на рис. 9.3.

Рис. 9.3.

Данный механизм финансирования характеризуется следующими чертами:

  • для реализации проекта создается специальная компания, которая берет на себя организацию работ и ответственность за риски проекта;
  • финансирование основывается исключительно на денежном потоке, генерируемом проектом, который должен обеспечить погашение ссуды и уплату процентов;
  • единственной гарантией возврата является капитал проекта.

В большинстве случаев объектом проектного финансирования является сектор социальной и производственной инфраструктуры, который характеризуется значительной капиталоемкостью, низкой коммерческой эффективностью, но имеет стратегическое значение для экономики страны. Такой сектор охватывает объекты транспорта, энергетики, связи, водоснабжения и канализации, переработки твердых отходов и т.д.

Схемы проектного финансирования применяются также при сооружении или восстановлении больших промышленных объектов (например, нефте- или газодобычи), рекультивации значительных участков под карьерами и терриконами.

Реализация этих проектов связана с большими техническими, экономическими и политическими рисками, которые не могут позволить себе даже крупные компании, поэтому обязательства по рискам делятся между спонсорами проектов и банками, участвующими в их финансировании. Следует особо подчеркнуть, что проектное финансирование – это не новый источник ресурсов, а механизм инвестирования, который позволяет лучше приспособить финансирование к специфичным требованиям каждого проекта. При этой форме финансирования ресурсы привлекаются на национальных или международных финансовых рынках под государственные либо частные банковские гарантии.

Современные формы и методы проектного финансирования включают в себя определенные финансовые, коммерческие и страховые операции, которые дают спонсорам инвестиционных проектов возможность:

  • – во-первых, снизить свою ответственность и затраты по погашению кредитов, привлеченных к проекту;
  • – во-вторых, более надежно распределить финансовые риски, сопровождающие проект, в том числе связанные с отношениями поставщиков и потребителей;
  • – в-третьих, использовать гарантии различных финансово- кредитных институтов, вовлеченных в проект.

В российской практике методы проектного финансирования находят ограниченное применение, так как сама его идея и концепция являются абсолютно новыми для нашей экономики, характеризующейся слабыми связями между участниками рынка и отсутствием доверия между ними.

В реализации проектного финансирования принимают участие следующие организации.

1. Спонсор, или организатор, проекта – компания, которая выступает с инициативой развития проекта. Спонсором может выступать как коммерческая структура или частная компания, так и правительственная организация. Первоначально проект может инициироваться одной компанией, затем к участию в нем на паритетных началах могут быть привлечены другие фирмы, которые также становятся спонсорами данного проекта.

Спонсор выполняет следующие функции:

  • – участвует в учреждении проекта, формирует уставный капитал предприятия, создаваемого для его реализации, и проводит анализ перспектив развития проекта;
  • – координирует всю текущую работу по проекту, проводит исследование рынка;
  • – приглашает к участию в проекте другие компании, ведет переговоры, анализирует коммерческие предложения подрядчиков и поставщиков;
  • – привлекает к работе финансовых и юридических советников.
  • 2. Подрядчик, которым является какая-либо инженерно-строительная фирма, привлеченная для проектирования и строительства объектов по проекту.
  • 3. Поставщик оборудования или материалов, необходимых для реализации данного проекта, а также различные филиалы или дочерние компании, подписывающие контракт на поставку оборудования или оказание услуг.
  • 4. Эксплуатирующая организация (оператор ) – эксплуатирующая компания или группа, специально созданная для управления проектом.
  • 5. Кредиторы, предоставляющие займы для финансирования проекта и создающие фонды с учетом его особенностей.
  • 6. Заемщик – компания, которая специально создается для реализации проекта, если он финансируется как лимитированный, при этом заемщик не выступает одновременно в качестве спонсора.

Проектное финансирование может быть реализовано за счет:

  • 1) собственных средств предприятия;
  • 2) заимствованных средств (как правило, инвестиционных кредитов и эмиссии корпоративных облигаций);
  • 3) привлеченных средств (акционеров, компаньонов, пайщиков и т.п.);
  • 4) средств государственного бюджета;
  • 5) других внутренних и внешних источников финансирования.

Эти источники могут быть использованы в различных сочетаниях.

Так, если инвестиционный проект реализуется за счет собственных средств предприятия, то основными источниками его финансирования выступают амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Такой вид финансирования имеет название корпоративное проектное финансирование. Заметим, что очень редко предприятие, которое решило реализовать капиталоемкий инвестиционный проект, способно финансировать его лишь за счет собственных средств. Поэтому с целью получения необходимых ему ресурсов очень часто используются ссудные источники финансирования, к которым относят:

  • кредиты банков и других финансовых институтов;
  • облигационные займы;
  • коммерческие кредиты (отсрочка платежа по контрактам, предоставленным поставщиками машин и оборудования и подрядчиками);
  • вексельные кредиты;
  • финансовый лизинг, факторинг, форфейтинг и др.

Если в процессе реализации инвестиционного проекта преобладающим источником финансирования выступают банковские кредиты, то речь идет о банковском проектном финансировании.

Кредитование инвестиционных проектов осуществляется под залог недвижимости, оборудования, акций, а также под гарантии или поручительства.

Отдельной разновидностью проектного финансирования за счет заимствованных средств является финансирование, основанное на использовании механизма финансового лизинга. Преимуществом этого вида финансирования по сравнению с банковским кредитованием является привлечение инвестиций с меньшим риском для инвестора, поскольку лизинговая компания сохраняет собственность на объект лизинга и таким образом принимает на себя часть риска. То есть лизинговые схемы во многих случаях являются вариантом защиты кредитной операции.

Финансирование, которое осуществляется за счет привлеченных средств, связано с эмиссией и размещением акций, средств компаньонов, паевых взносов и т.п. Такой механизм финансирования предусматривает участие инвестора в управлении инвестиционным проектом в случае приобретения контрольного пакета акций.

Важную роль в проектном финансировании играет государство. На безвозвратной основе средства государственного бюджета могут предоставляться предприятиям, учреждениям и организациям государственной и частной форм собственности для реализации инвестиционных проектов, имеющих социальное направление, а также инновационных и концессионных проектов.

Различают два типа проектного финансирования.

Проектное финансирование без регресса на заемщика. В данном случае кредитор принимает на себя все коммерческие и политические риски, связанные с реализацией проекта, оценивая лишь денежные потоки, генерируемые проектом и направляемые в погашение кредитов. Такой тип финансирования в международной практике получил название non-recourse finance. Эта форма проектного финансирования является наиболее дорогостоящей для заемщика, так как кредитор рассчитывает на значительную компенсацию за высокую степень риска по проекту. В реальности данная форма проектного финансирования используется крайне редко вследствие сложности организации схем подобного финансирования.

Финансирование с ограниченным правом регресса, или лимитированное финансирование (limited-recourse finance). Оно представляет собой преобладающий в мировой практике тип проектного финансирования. Следует отметить, что во многих случаях под проектным финансированием подразумевают прежде всего именно финансирование с ограниченным правом регресса. Его преимущество заключается в умеренной цене финансирования и максимальном распределении рисков по проекту для заемщика. Этот тип финансирования является преобладающим, например, при реализации проектов энергетического комплекса.

Для организации лимитированного финансирования перспективного проекта обычно создают особую компанию, цель которой – реализация данного конкретного проекта. Значительно реже вместо создания компании оформляют специальный контракт, в котором ответственность за проект закрепляют за каким- либо подразделением крупной компании. На практике обычно используется следующая схема. Спонсоры проекта, т.е. компании, желающие принять участие в осуществлении какого-либо крупного проекта, создают новую компанию – дочернее предприятие, которая будет самостоятельно отвечать за его реализацию. Вклад учредителей ограничивается участием в создании уставного капитала новой компании, после чего она начинает сама привлекать необходимые средства для осуществления проекта, в том числе в форме долгосрочных кредитов. При этом безусловной является ориентация кредиторов на страхование высоких рисков, сопровождающих проекты, которое обеспечивается путем использования различных кредитно-финансовых инструментов.

С точки зрения самих спонсоров проекта, использование лимитированного финансирования позволяет:

  • ограничить свою ответственность лишь вложением доли в уставный капитал проекта, формально не принимая на себя ответственности по обязательствам новой компании, реализующей проект;
  • привлечь значительные финансовые средства, необходимые для воплощения проекта, используя возможности кредитно-финансовых институтов, а также распределить риски по нему;
  • использовать возможности забалансового финансирования (off-balance sheet financing). В данном случае преимущества использования принципов проектного финансирования непосредственно связаны с оценкой соотношения ее собственных и заемных средств. Это соотношение, характеризуя возможности покрытия текущих долговых обязательств собственными средствами, определяет рейтинг компании на мировом рынке при оценке ее деятельности такими ведущими агентствами, как S&P (Standard & Poor"s ) Fitch IBCA, Moody"s. Высокий рейтинг компании (такой как ААА или АА+) подразумевает возможность получения более дешевых кредитов для заемщика. В связи с этим так называемое забалансовое финансирование дает возможность компании-спонсору не принимать на свой баланс обязательств по привлеченным к проекту заемным средствам, т.е. не ухудшать свой рейтинг, участвуя в проекте.

В практике организации лимитированного финансирования компания – спонсор проекта сосредоточивает свое внимание на двух существенных проблемах: как привлечь финансовые ресурсы для реализации проекта и как оценить и распределить риски но данному проекту. Обычно риск, сопровождающий проект, принимал на себя основной кредитор. Однако в последние несколько лет эти две функции были разделены. Те банки, которые принимают проектный риск, а могут не участвовать в прямом финансировании проекта, инвестиции могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг либо приглашения к участию экспортно-кредитных агентств. Кроме того, гарантии по проектным рискам могут быть получены и со стороны специально привлеченных для этого финансовых институтов.

Роль банков в организации проектного финансирования определяется выбранным типом финансирования. В случае финансирования без регресса, т.е. без права обратного требования к спонсорам проекта, банк принимает на себя весь технический, экономический или политический риск, но оно применяется сравнительно редко.

При финансировании с ограниченным правом регресса на спонсора проекта риск делится между ним и банком. В результате последний принимает на себя определенный риск, связанный с проектом, но он покрывается различными обязательствами спонсора по отношению к другим категориям риска. Основное правило состоит в том, что кредитор берет на себя только ту долю риска, которую можно точно оценить. Одна из первых задач банкира при договоре о ссуде с ограниченным оборотом состоит в том, чтобы определить приоритеты целей, к которым стремится спонсор проекта, и выработать предложения по наиболее оптимальным путям их достижения. Трудности в реализации данной задачи связаны с существующими противоречиями между различными целями. Например, перенос большей доли проектного риска на банки несовместим со стремлением к минимальным финансовым издержкам; точно так же трудно совместить несбалансированный режим окупаемости и налоговые льготы (особенно при ускоренной амортизации).

Для определения структуры, наиболее оптимальной для достижения целей заемщика и его партнеров, и обеспечения доступа к различным источникам финансирования на благоприятных условиях банки проводят глубокий юридический, бухгалтерский и финансовый анализ. С этой точки зрения важно, что банки хорошо знают специфичные требования разных источников финансирования, к которым можно прибегнуть, например экспортные кредиты, еврокредиты, внутренние займы, выпуск облигаций, частные вложения, а также кредиты, гарантии и другие формы поддержки Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Европейского инвестиционного банка или других международных организаций.

Значительное место в работе банков по проектному финансированию занимает анализ риска, который включает подготовку банком проектов денежного потока на базе "разумно пессимистичных" технических и коммерческих допущений и собственно анализ риска, который мог бы повлиять на денежный поток. При подготовке проектов денежного потока банк анализирует две группы факторов, оказывающих на него непосредственное влияние: технические и экономические.

Оценка технических факторов , например, в случае подготовки финансирования проекта, связанного с нефтедобычей, включает оценку запасов и профиль производства (характеристика запасов, методы и нормы добычи, потенциальные проблемы определенного месторождения). Для этого анализа банк использует инженерный отчет по месторождению, сделанный независимым консультантом или банковскими инженерами. Более того, в течение всего срока кредита эксперты оценивают причины расхождения прогнозных и фактических показателей и влияние новых событий на показатели добычи нефти. Эксперты также высказывают свое мнение об избранной технике производства, размерах вложений, времени, необходимом для завершения строительства, и производственных затратах.

Оценка экономических факторов представляет собой собственно банковские экономические и юридические услуги. В некоторых случаях тенденция цен па продукт (например, нефть) зависит от политических факторов или широко колеблется на рынке (например, сырье для цветных металлов). Поскольку период, на который дается прогноз, может достигать 12–15 лет (два-четыре года для строительства и производственный период, когда достигается окупаемость проекта), то все оценки по движению цен очень неточны. В связи с этим банки, как правило, регулярно пересматривают прогнозы цен с корректировкой суммы безоборотного займа, а также стремятся достичь соглашения с заемщиком по возможному пересмотру механизма и процедуры арбитража в случае конфликта. В качестве процентной ставки обычно выбирается предварительно рассчитанная средняя норма процента (включая маржу) на оцениваемый период.

Обязательства, принятые на себя банками при анализе технических и экономических факторов, которые могут повлиять на денежный поток, в основном более консервативны, чем принятые заемщиком. Обычно спонсор учитывает наиболее благоприятные предположения, а банкир наименее благоприятные, но которые нельзя исключить, что и выражается в так называемом разумно пессимистичном подходе. В то же время банки не могут систематически выдвигать слишком пессимистичные предположения, так как очень мало проектов будут выгодными при таких условиях.

Прогнозы денежного потока, созданные на базе "разумно пессимистичного подхода", служат основой для установления максимума внешнего безоборотного финансирования, который мог бы иметь проект во время предоставления займа, и суммы капитала и оборотного финансирования, которые необходимо найти заемщику. Они также служат для установления шкалы погашения кредита, которая состоит из погашений фиксированных (целевых) или равных определенному проценту с чистого денежного потока либо их комбинаций. Последний день погашения определяется с учетом профиля производства, условий заемщика и рынка. Целевые платежи или проценты устанавливаются на основе прогноза денежного потока с тем, чтобы достичь полной выплаты к заключительному дню.

В действительности допущения, используемые как заемщиком, так и банками для подготовки проекта денежного потока, не соответствуют тому, что реализуется на практике, а иногда отличаются очень сильно. Поэтому банки и заемщики согласовывают методы регулярного пересмотра безоборотной доли или уровня процента с учетом вновь возникших допущений.

Особое место в деятельности банков по реализации проектного финансирования занимает управление техническим, коммерческим, экономическим и политическими рисками, которые могут повлиять на проект как в течение первой его фазы – в период строительства, так и во второй – в период производства.

При проектном финансировании наиболее существенным является риск незавершения строительства, который покрывается в основном гарантиями его окончания. Этот риск может возникнуть в связи с инцидентом, который разрушит весь или часть проекта, неудачей подрядчика, изменениями в плане строительства, невозможностью завершения или разрывом в финансовом балансе проекта перед началом производства в результате радикальных изменений в экономической обстановке (цены, налоги и т.д.). От спонсора проекта обычно требуют дать гарантию (прямую или косвенную) выплатить сумму, данную банком, к концу определенного периода в случае, если спонсор предпочтет не заканчивать проект.

Риск перерасхода стоимости из-за задержек, модификаций проекта, недооценки строительных затрат может быть порожден самими банками. Кроме выделения средств на непредвиденные расходы банки могут предоставлять сумму сверх ранее установленного лимита, если перерасход средств превысит непредвиденные расходы. Сверх этого лимита заемщик традиционно соглашается взять на себя риск покрывать все дополнительные расходы.

Производственный риск может быть связан с техническими (неадекватный дизайн проекта, слабости инженерного обеспечения и т.д.) или экономическими проблемами (увеличение производственных затрат, сокращение поставок). Обычно кредитор проектного финансирования принимает этот риск на себя.

Рыночный риск может возникнуть из-за неправильной оценки рынка (размер, сегментация), устаревания продукции, понижения цен, ухудшения возможностей продажи (например, аннулирование длительных контрактов о продаже). Этот риск может быть не ликвидирован полностью, но ограничен большой осторожностью в установлении цен, детальным анализом контрактов о продаже и тщательным изучением рынка.

Финансовый риск связан с возможным увеличением затрат на финансирование, когда займы гарантированы на базе колеблющегося курса, или в связи с ухудшением кредитоспособности заемщика. Этот риск можно сократить, заключая ограниченные договоры, лимитирующие вложения, дивиденды и заемные полисы.

Существенное влияние на развитие проекта может оказать политическая обстановка в стране, т.е. политические риски. Заемщики стремятся к такой финансовой структуре, которая позволяет им сместить хотя бы часть политического риска иностранных проектов на банки. Такое его перемещение является одним из факторов прогресса международного проектного финансирования. Заемщики полагают, что банки находятся в лучшем положении по отношению к политическому риску и что финансирование с ограниченным оборотом уменьшит этот риск для проекта. Они рассуждают, что если банки имеют широкие связи в стране, осуществляющей проект, то их позиция лучше, чем у отдельной компании, для переговоров с правительством о политических тенденциях, которые могут повлиять на жизнеспособность проекта. В некоторых случаях заемщики не обращаются к отечественному, а стремятся к международному проектному финансированию только для того, чтобы покрыть политический риск, и готовы нести технический и коммерческий риск сами.

Для снижения рисков проектного финансирования ведущие менеджеры следуют определенным базовым правилам, к числу которых относятся:

  • тщательный анализ технических аспектов проекта с помощью хорошо известных независимых консультантов;
  • пессимистичный подход к определению суммы капиталовложений, учитывая торговые и снабженческие издержки, использование защитного коэффициента, определяющего сумму безоборотного займа, выплаты которого обеспечиваются денежным потоком проекта;
  • поиск общего интереса, связывающего заемщика и кредитора.

Проектное финансирование во всех случаях должно быть

привязано к специфическим характеристикам каждого проекта и требованиям заемщика. Оно предполагает четкое разделение рисков, банки берут на себя только те из них, которые они могут оценить и контролировать и для которых у них есть определенный резерв.

Мировой рынок банковского проектного финансирования в период 2002–2008 гг. характеризовался устойчивым ростом, что было вызвано бурным развитием переходных и развивающихся экономик, и по итогам 2008 г. составил 250,6 млрд долл. США. В 1 квартале 2009 г., как следствие глобального кризиса, его объемы снизились до уровня 2003 г. с последующим ростом. При этом лидировали отрасли: энергетика (36%), транспорт (22%), добыча и транспортировка нефти и газа (15%) и регионы: страны Западной Европы (35%), Южная и Северная Америка (15%), Средний Восток (9%), Австралия (9%), Южная Азия (8%) и Восточная Европа (8%). Европейско-ближневосточное банковское проектное финансирование составило в целом 55% его мирового объема; российский проект "Сахалин" стал крупнейшим проектом 2008 г. и восьмым по величине за всю историю проектного финансирования.

В нашей стране проектное финансирование стало развиваться в 1990-х гг. благодаря непосредственному участию международных организаций (Всемирного банка, ЕБРР, Международной финансовой корпорации, Международного инвестиционного банка и др.). По разным оценкам, в период 1997–2007 гг. в рамках банковского проектного финансирования экономика России получила 12–22 млрд долл. (из них 5,5 млрд долл. было инвестировано в строительство газопровода на Ямале в 1997 г.). В период кризиса 2008 г. объем сделок проектного финансирования не только не сократился, по даже вырос (с 22 млрд долл. на 31 декабря 2007 г. до 25 млрд долл. на 31 декабря 2010 г.), поскольку такое финансирование считается консервативным, безопасным и гибко структурированным продуктом.

Число банков, занимающихся проектным финансированием на постоянной основе, крайне мало. В основном, это крупнейшие и крупные банки (например, Газпромбанк, Сбербанк России, Внешторгбанк, Райффайзенбанк, НОМОС-БАНК, банк "УРАЛСИБ"). Они отдают приоритет проектам в добывающей сфере и отраслях со стабильным спросом на продукцию (ТЭК, металлургия, телекоммуникации и связь, строительство, производство строительных материалов, деревообрабатывающая и бумажная, пищевая промышленность, бытовая химия).

Два из рассмотренных выше способов кредитования (имеются в виду открытие кредитной линии и синдицированный кредит) могут быть задействованы в рамках так называемого проектного финансирования. Важнейшие особенности последнего кратко можно сформулировать следующим образом.

Проектное финансирование применяется главным образом при возведении крупных капиталоемких долгосрочных инфраструктурных объектов, в энергетике, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, например платных автомагистралей и т.д. (отсюда следует, что сугубо инновационные проекты, связанные с созданием новых продуктов и технологических процессов, не говоря уже об организационных и маркетинговых инновациях, как правило, не относятся к объектам проектного финансирования).

Основной объект анализа , на основе которого принимается решение о возможности финансирования и его схеме - это не сам заемщик, а реализуемый им проект, показатели его эффективности и формируемые им денежные потоки.

Источник возврата денежных средств , вложенных кредиторами, - выручка от реализации продукции (работ, услуг), генерируемая проектом.

В качестве заемщика выступает специально созданная проектная компания , а не сам инициатор реализации проекта (один или несколько, их еще называют спонсоры), на балансе которого, таким образом, не находит отражения кредитная задолженность и который нс отвечает за погашение долга (если только он нс принял на себя соответствующее поручительство). В Федеральном законе от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» появилось новое понятие - «специализированное общество проектного финансирования», которое может создаваться специально с целью финансирования долгосрочного (на срок не менее грех лет) инвестиционного проекта.

При реализации проекта задействуется большое число участников.

кроме упомянутых выше, это могут быть подрядчики, страховые компании, финансовые консультанты, инвестиционные брокеры (андеррайтеры), организующие размещение ценных бумаг, эмитируемых проектной компанией, оператор - фирма, которая будет управлять объектом инвестиций после его ввода в эксплуатацию, и др.

В рамках проектного финансирования помимо банковских кредитов могут привлекаться государственные ассигнования (как на безвозмездной, так и на возвратной основах), средства международных финансово-кредитных организаций; также возможно применение эмиссионного финансирования, лизинговых схем и т.д. Масштабность финансируемых проектов, длительность их проведения и многообразие сопутствующих рисков привели к появлению особого термина - «финансовое конструирование» (financial designing). Его можно определить как подбор оптимального варианта финансирования конкретного проекта на различных его этапах за счет использования разных, специально подобранных способов привлечения средств с учетом принимаемых участниками на себя финансовых рисков (близким по смыслу является еще один термин - «структурированное финансирование» (structured financing)). При этом стандартным требованием выступает то, чтобы затраты на начальных этапах реализации проекта осуществлялись из средств самой проектной компании, которые были вложены ее учредителями в уставный капитал (часто требуется, чтобы не менее трети расходов было профинансировано самими инициаторами).

Банковское участие в кредитной форме проектного финансирования может осуществляться как на индивидуальной основе (в качестве единственного кредитора), так и в рамках банковского синдиката, причем обычно оно принимает форму открытия целевой кредитной линии. В зависимости от степени принятия банком на себя риска возможны различные варианты:

  • 1) повышенный риск кредита, выдаваемого на условиях «без регресса » или «с ограниченным регрессом» на заемщика. Риск связан с тем, что источником погашения долга являются доходы, которые еще только должны быть получены в результате реализации проекта. Ответственность заемщика (проектной компании) в случае неудачи ограничена только его имущественными правами па объекты инвестиций, приобретаемые или возводимые за счет заемных средств, поскольку другого значимого имущества или доходов от какой-либо иной деятельности у него нет. Поэтому важнейшую роль в этом случае играет грамотное проведение проектного анализа и рассмотрение способности заемщика реализовать данный проект. Для выявления, оценки и минимизации различных рисков (от технических до политических), которые могут осложнить выполнение, причем как на стадии «возведения» объекта, так и в ходе его эксплуатации привлекаются различные консультанты. По кредиту существует льготный период, в течение которого заемщик не производит никаких платежей;
  • 2) другой подход связан со стремлением банка минимизировать свои риски, используя право регресса на заемщика. Это возможно, во-первых, за счет заключения договоров по обеспечению кредита (например, договоров поручительства, выдаваемых учредителями проектной компании или государственными органами, заинтересованными в реализации проекта, договоров страхования, банковских гарантий); а во-вторых, за счет выявления возможности при неудаче проекта погасить кредит за счет обычных доходов заемщика, однако, чтобы это стало выполнимо, реализацией проекта должна заниматься сама фирма-инициатор, а не специально созданная для этого (новая) проектная компания. Поэтому такой вариант характерен для так называемого инвестиционного кредитования, которое отличает как раз то, что источником погашения обязательств заемщика служат все доходы, получаемые им от своей финансово-хозяйственной деятельности, а не только доходы от конкретного проекта, реализуемого с участием банковского кредита.

В рамках всего инвестиционного цикла можно выделить несколько этапов, в ходе которых осуществляется взаимодействие участников реализации проекта:

  • 1) поиск кредитором перспективных для финансовых вложений объектов, оценка рентабельности и рисков проектов;
  • 2) разработка схемы финансирования проекта;
  • 3) заключение соглашений по проекту;
  • 4) выполнение производственной и коммерческой программы работ и полное погашение долга.

Первый этап связан с отбором из общего количества имеющихся заявок на открытие кредита тех, которые наиболее устраивают банк, потенциально интересны ему. Банки при этом обращают внимание на два основных момента.

Во-первых, изучают самого потенциального получателя средств - инициатора проекта (особенно в случае инвестиционного кредитования). Упор делается не столько на изучении показателей его платежеспособности и кредитоспособности, сколько на анализе его потенциала, рассмотрении способности исполнить проект. Такой подход вообще характерен для средне- и долгосрочных кредитов и связан с тем, что их погашение и получение банком прибыли зависят не от текущей доходности заемщика, а от успешности самого проекта, под который выделяются ресурсы.

Во-вторых, определяют рыночный потенциал самого проекта, для оценки которого изучается его бизнес-план. В ходе анализа оцениваются будущая прибыль проекта, показатели его эффективности, тщательно анализируются риски, которые могут осложнить его осуществление.

На втором этапе разрабатывается схема финансирования. Банк определяет сумму и сроки кредита, порядок его перечисления заемщику, способы погашения долга. Варианты:

  • - возврат в денежной форме (основной долг и проценты);
  • - получение банком права (опциона) на приобретение акций фирмы, которая будет эксплуатировать возведенный объект, либо на конвертацию долга в акции;
  • - право на часть прибыли от проекта и др.

Третий этап - заключение соглашений по проекту, собственно кредитного договора, договоров по обеспечению кредита (в случае их оформления), контрактов, подписываемых исполнителем проекта с подрядчиками, и т.д. Специфичность схемы кредитования предусматривает возможность включения в кредитный договор условий, позволяющих контролировать ход работ и вносить необходимые коррективы.

Четвертый этап представляет собой непосредственное выполнение подрядчиком (генеральным подрядчиком, субподрядчиками) всей программы предусмотренных проектом работ, за ходом которых ведется постоянный контроль, и платежи по кредиту. Поведение банка в случае несоответствия полученных результатов ожидавшимся зависит от того, как распределяется между заинтересованными сторонами риск; тогда возможны либо залоговые требования или претензии к гарантам (поручителям), либо убытки банка.

В 2014 г. в России были приняты решения, направленные на использование национальным банковским сектором механизмов проектного финансирования для поддержки инвестиционных проектов, реализуемых отечественными фирмами в приоритетных секторах экономики 1 . Среди задач, на решение которых нацелена разработанная программа поддержки инвестиционных проектов, названы: создание инновационных производств, в процессе которых используются новейшие технологии, в частности энергоэффективные и экологически чистые технологии; стимулирование выпуска готовой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости; развитие промышленных производств, направленных на создание продукции импортозамещения. Адресаты поддержки - проекты с полной стоимостью не менее 1 млрд и не более 20 млрд руб. при условии, что размер заемных средств не превышает 80% их стоимости. Для участия в программе поддержки проектов формируется перечень уполномоченных банков, отбираемых согласно сформированным критериям .

Процесс оказания поддержки многоступенчатый и схематически выглядит так: фирмы, претендующие на получение проектного финансирования, обращаются с заявкой и соответствующими документами в тот или иной уполномоченный банк. После проведения детального анализа проекта и в случае его одобрения документы передаются на проверку Агенту

Правительства РФ, функции которого в таких случаях выполняет Внешэкономбанк. Последний осуществляет экспертизу проекта и направляет заключение в Межведомственную комиссию, состоящую из представителей заинтересованных министерств. Если она выносит положительное решение но проекту, уполномоченный банк заключает кредитное соглашение с фир- мой-заемщиком, после чего обращается в Министерство финансов РФ за получением государственной гарантии; она предоставляется в размере до 25% от суммы кредита (гарантийным случаем по гарантии является неисполнение принципалом, г.е. фирмой-заемщиком, своего обязательства перед банком-кредитором по возврату суммы кредита, т.е. погашению основного долга). Далее банк отправляет документы в Банк России для получения от него кредитных средств с целью дальнейшего кредитования фирмы. Таким образом, основной источник финансирования в рамках данной программы - кредитные средства ЦБ РФ; при этом при рефинансировании им уполномоченных банков процентная ставка определена в размере ключевой ставки Банка России плюс 1%, а ставка по кредиту для фирм-заемщиков не должна превышать ключевую ставку более чем на 2,5%.

  • Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 «Об утверждении Программыподдержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерациина основе проектного финансирования».
  • URL: http://invest.amurobl.ru/ckeditor_assets/attachments/171/metodicheskie_materialy.pdf (дата обращения: 16.11.2015).

Ведущую роль в организации схем проектного финансирования играют банки-инициаторы, банки также выполняют функции консультантов по вопросам организации проектного финансирования.

Кредитующему банку отводится большая роль в проработке (анализе и оценке) различных вариантов представленного проекта, организации его финансирования, разработке схем распределения рисков по проекту и т.д. Банк тщательно анализирует определенные требования, которым должен удовлетворять предлагаемый проект для его успешного осуществления. Прежде всего, необходимы удовлетворительное финансовое положение, соответствующая квалификация и намерения учредителей, а также известность (имидж) учредителей и тех, кто за ними стоит, их заинтересованность в получении прибыли от реализации проекта, отсутствие трудностей и непонимания в процессе работы с учредителями. Главным требованием при таком анализе, определяющим полезность и жизнеспособность проекта, является наличие потребности в продукции или услуге, предлагаемой проектом. При этом возможность выполнения данного требования должна быть подтверждена профессиональным анализом экономической и финансовой жизнеспособности проекта. Важным условием успеха осуществления проекта является также стабильность политической ситуации в стране и регионе реализации проекта.

Рассмотрение проектов банком осуществляется в определенной последовательности. Основными этапами рассмотрения являются оценка партнеров и сферы реализации проекта, оценка его жизнеспособности и эффективности, выявление проектных рис ков и разработка мер по их распределению и снижению, выбор метода и условий финансирования проекта.

Большую роль в принятии решения о дальнейшей реализации проекта имеет его технико-экономическое обоснование, которое должно содержать объективную оценку эффективности инвестиций в рассматриваемый проект с позиций обеспечения ожидаемого дохода. Исходя из сути проектного финансирования, принятие положительного решения об участии в финансировании проекта требует, прежде всего, подтверждения реальности получения дохода, обеспечивающего своевременное погашение кредитов (обязательств предприятия, осуществляющего проект) при его осуществлении.

Подготовка технико-экономического обоснования организуется инициатором проектами независимо от формы создаваемой структуры его реализации проходит три этапа: выявление инвестиционных и других возможностей осуществления проекта; проведение предварительных исследований и подготовка детального ТЭО. Каждый этап включает анализ информации, разработку и оценку вариантов проекта, а также принятие решения о жизнеспособности и полезности выбранного варианта. При принятии решения о финансировании конкретного проекта банком последний подвергает его самостоятельному анализу с качественной и количественной стороны. Такой анализ принято называть соответственно экономическим и финансовым. Эти виды анализа проекта банком не следует смешивать с оценкой эффективности проекта, осуществляемой в рамках его ТЭО.

Качественный (экономический) анализ, который часто называют предварительным, включает оценку банком финансового положения учредителей проекта (партнеров в совместном предприятии), оценку области деятельности, в которой создается объект инвестиций, и капиталовложений, требуемых для его осуществления.

Количественный (финансовый) анализ обеспечивает расчет иоценку потоков реальных денег по проекту и полного учета условий его реализации. При этом банк использует материалы представленного инициатором проекта ТЭО, но проводит дополнительную проверку достоверности используемой информации и корректности выполненных расчетов. Учет и оценка влияния раз­личных факторов на реализацию проекта, а также расчет финансово-экономических показателей проекта осуществляются в преимущественно неопределенных (наиболее неблагоприятных) условиях.

При рассмотрении проекта банком предусматривается предоставление организатором (спонсором) проекта анкеты-запроса на его финансирование с приложением соответствующего ТЭО. Форма предоставления такого запроса может быть произвольной, но ее содержание должно включать ответы на все вопросы, которые могут повлиять на принятие инвестиционного решения банком. Схема (структура работ) оценки и анализа проекта банком представлена на рисунке 10.1.


Рисунок 10.1.– Схема (структура работ) оценки и анализа проекта банком

Таблица 10.2 – Виды и содержание информации, предоставляемой банку инициатором (спонсором) проекта

Требуемые инвестиции Общий объем необходимых инвестиций для осуществления проекта, в том числе: собственные инвестиции, освоенный объем инвестиций, требуемое финансиро­вание
Форма инвестиций и срок возврата (окупаемости) Кредит, прямые инвестиции банка (участие в капитале). Процентная ставка по кредиту, доля участия банка в прибылях
Информация о предприятии, осуществляющем проект (оператор проекта) Юридический статут (в том числе этап приватизации). Учредители и размер уставного капитала. Численность работающих. Структура управления и сведения о руководителях (предыдущая работа). Основные виды деятельности и ее характеристики (объем производства и реализации, продукция и услуги, стоимость основных производственных фондов)
Сведения об организации работ по проекту Разрешительные документы (земельный участок, здания и сооружения, согласование осуществления конкретного инвестиционного проекта). Контракты (на разработку проектно-сметной документации, строительные работы нулевого цикла, строительство, отделочные работы, пуско-наладочные работы, производственная кооперация, поставку продукции и т.д.). Маркетинговые исследования (по внутреннему и внешнему рынкам, своими силами или профессиональной организацией, независимой компанией). ТЭО и бизнес-план (исследования возможностей, предварительное или детальное ТЭО). Положительные заключения органов надзора. Поддержка органов власти
Источники и сроки погашения кредита (возврата привлеченных средств) Доходы от осуществления проекта, от иной деятельности предприятия, осуществляющего проект, займы. Расчетный график погашения кредита (возврата привлеченных инвестиций). Доля кредитора в доходах от продаж по проекту
Обеспечение (гарантии) по кредиту Гарантии правительства, гарантии банка, другие гарантии, валютный депозит, залог недвижимости (прав на нее), залог ценных бумаг, иные виды залога
Готовность на обслуживание банком Полностью, частично, временно (на время проекта)

Далее банк приступает к организации финансирования проекта путем создания банковского консорциума, привлечения инвесторов в концессионную компанию, подготовку эмиссии долговых ценных бумаг, привлечение гарантов и страховщиков.

Неоднократно на различных дискуссионных площадках отмечался тот факт, что проектное финансирование в нашей стране развито крайне слабо и большой потенциал этого механизма остается практически неиспользуемым. На вопросы NBJ о том, почему так происходит и что следует сделать для того, чтобы ситуация в этом вопросе улучшилась, отвечает Алексей САВРАСКИН , генеральный директор компании Sprout Force Capital , которая специализируется на привлечении финансирования в предприятия и проекты реального сектора экономики.

NBJ: Алексей, по роду деятельности вы взаимодействуете и с предпринимателями - соискателями финансирования, и с инвестиционно-банковским сообщест-вом. Какова статистика успешных проектов, получивших финансирование?

А. САВРАСКИН: Я могу привести только неофициальные данные, вытекающие из практики нашей работы. Ни для кого не секрет, что банковские критерии отбора проектов достаточно жесткие - из потока заявок к рассмотрению принимаются в среднем от 10% до 35%. Степень лояльности банкиров зависит от текущей ситуации на рынке: макроэкономических показателей, политики ЦБ РФ, позиции самих банков, предоставляющих финансирование, а также ряда других факторов. Но даже при таком жестком отборе заявок только два из десяти проектов реального бизнеса, финансируемых банками, являются успешными, остальные либо убыточны, либо балансируют на грани жизни и смерти. Довольно часто приходится слышать мнение владельцев бизнесов, что проектного финансирования как института в России вообще нет.

NBJ: В чем же причина такого расклада? Получается, что даже достаточно жесткая система отбора заявок на финансирование не обеспечивает качественного потока проектов.

А. САВРАСКИН: В вашем вопросе уже содержится ответ. Система отбора проектов, используемая российскими банками, не способна обеспечить качественный поток проектов. Так исторически сложилось, что эта система за последние 40 лет практически не изменилась. Она базируется на оценке кредитной истории и текущего финансового состояния инициатора проекта, а также рынка, на котором он планирует оперировать. Разумеется, критериев гораздо больше, но эти основные. На них строится предположение: раз динамика финансовых показателей компании улучшалась в течение последних трех лет, то так будет происходить и дальше; раз инициатору проекта удается предоставить подтверждение гарантий сбыта будущей продукции, то это обеспечит доходную базу. На данном основании делается вывод, что в общем и целом это хороший проект.

NBJ: Вроде бы все логично. Но почему тогда такой подход не работает?

А. САВРАСКИН: В свое время он был оправдан, потому что линейность и длительность процессов была другой, но сейчас мир сильно изменился. Возросла динамика и цикличность, не оставив от прежней линейности и следа, и это диктует смену стратегий игроков. Традиционная система оценки, опирающаяся только на ретроспективные показатели, не позволяет спрогнозировать будущее проекта. Хорошее финансовое «вчера» никак не гарантирует успешного «завтра» даже у очень стабильных бизнесов. Отказ от учета данного фактора приводит к драматичным последствиям. Наглядным подтверждением является «схлопывание» крупных холдинговых игроков, которое мы регулярно наблюдаем на разных рынках.

NBJ: Подтверждение гарантий сбыта будущей продукции тоже не может являться аргументом для проектного финансирования?

А. САВРАСКИН: Совершенно верно. Га-ран-тии сбыта продукции, которые требуют банки при проектном финансировании, де факто таковыми не являются. Один мой знакомый бизнесмен из Канады, имевший опыт общения с российскими банками, как-то заметил, что работающие там люди - безусловно, профессионалы своего дела, но «очень странно смотрят на мир». Вот объясни, попросил он меня: инвестиционная фаза индустриального проекта длится в среднем два-три года, они правда не понимают, что за это время ситуация точно «уплывет»? Зачем просить гарантии сбыта продукции? Даже если я им «нарисую» и принесу такой документ, вряд ли он будет гарантировать, что мир за это время не изменится. Несмотря на определенную долю иронии, в словах канадца есть практический смысл.

NBJ: Значит, проблема в инертности мышления, в психологии?

А. САВРАСКИН: Да, мы просто привыкли к определенному порядку вещей. Тут уместно процитировать Нассима Талеба, известного американского экономиста и эксперта в области влияния случайных и непредсказуемых событий на мировую экономику и биржевую торговлю. Его подходы мне очень созвучны. Талеб говорит, что тем, кто хочет выживать и успешно развиваться в современном мире, надо менять парадигму мышления и подходы к сбору информации для принятия решений: «В примитивной среде важно всегда осязаемое. Наше внимание по воле нашей биологии устремляется не к важному, а к осязаемому, а важное часто неброско, неосязаемо. Наш эмоциональный аппарат настроен на восприятие линейной причинности. Но современная реальность нечасто нас балует устойчивым линейным прогрессом, дающим чувство удовлетворения». Под этим углом можно рассматривать и проблемы банковского проектного финансирования.

Но корень проблемы лежит еще глубже. Система отбора проектов не существует сама по себе. Она работает внутри более крупной системы под названием «банк», основной целью существования которой является сохранение капитала. Заметьте - не выполнение бизнес-проектов, не создание новых предприятий, а избежание проигрыша, потерь. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Не потерять своих денег - нормальное желание банка, которое вроде бы не должно мешать другому участнику сделки, предпринимателю, реализовать свой проект. Но это только на первый взгляд…

NBJ: А как на самом деле?

А. САВРАСКИН: Между мотивациями инициатора проекта и банка зримо или незримо присутствует противоречие, конфликт интересов. Так, например, банки, желая увеличить ответственность заемщика при проектном финансировании, требуют личное поручительство, хотя в большинстве случаев оно вряд ли компенсирует потери при дефолте миллиардного проекта. Тот, кто придумал такие правила, рассчитывал на то, что человек будет изо всех сил стараться сделать свой проект успешным, поскольку риски провала для него будут катастрофическими (он может лишиться всего, включая крыши над головой). Кроме того, сюда заложена и превентивная мера - не будет воровать. У предпринимателей на этот счет своя логика. Часть из них, прежде чем пойти на такие условия финансирования, задается вопросом: сколько же средств нужно вывести из проекта на третьих лиц, чтобы в случае дефолта покрыть возможную утрату личного имущества в пользу банка? Другие, не желая ставить под удар благополучие семьи, вовсе отказываются от кредитования на подобных условиях. Таким образом, нацеленность банка на избежание потерь зачастую не дает реализоваться проектам по-настоящему перспективным или даже прорывным. Если «сжать» все причины проигрыша банков при проектном финансировании в одну, то можно увидеть работу закона равновесия в действии - тот, кто изначально сконцентрирован на том, чтобы не потерять, обречен на потери.

NBJ: В вашей логике банки выглядят некими «душителями» проектов и идей. Неужели банкиры этого не понимают или все же они это осознают, но по каким-то причинам не хотят менять правила игры?

А. САВРАСКИН: В каком-то смысле верным является второе предположение, но это не злой умысел, а закон их существования, как я говорил выше. Я бы не стал винить только банки. Танго танцуют двое: проблема и в том, что рынок не может предложить банкам потока качественных проектов, которые они могли бы рассматривать как готовый и привлекательный инвестиционный продукт. Ведь в чем состоит специфика проектного финансирования? В том, что оно проектное. Если опустить набор стандартных определений, то, по сути, проект - это потенциал, разворачивающийся во времени, который должен реализоваться, превратившись в направленный поток энергии, и ее должно хватить для достижения поставленных целей. Но, как говорится, «редкая птица долетит до середины Днепра», потому что этот самый потенциал нужно сначала создать и сделать это правильно и точно, а потом его нужно грамотно развернуть в поток. А это, если хотите, искусство: речь идет о создании такой архитектуры проекта, при которой он будет в принципе выполним и способен максимально эффективным способом достичь целей, для которых замышлялся.

Это задача профессионалов, которых, к сожалению, в нашей стране почти нет. Многочисленные посредники и консультанты, так называемые «упаковщики» проектов, способны в лучшем случае лишь структурировать тот материал, который попадает им в руки. У нас пока еще нет как таковой индустрии «производства проектов», пригодных для финансирования. Сами банки не могут и не должны этим заниматься, поэтому они пытаются, используя привычные лекала, выбирать проекты, потенциал которых изначально избыточен, то есть способен покрыть потери, связанные с ошибками и просчетами, которые обычно имеют место еще на этапе проектирования проекта и «вылезают» на стадии реализации. В итоге финансируются в основном проекты крупного бизнеса, а масса реально интересных предпринимательских замыслов меньшего калибра остается за бортом. Так или иначе, реалии таковы, что банки в России не являются институтами развития и вряд ли ими станут в существующей системе координат, потому что развиваться в этом случае мы будем темпами черепахи.

NBJ: На самом деле предприятий, которым нужны средства для очередного скачка развития, очень много. Что делать, чтобы удовлетворить этот спрос?

А. САВРАСКИН: Нужны институты, инструменты, механизмы, которые способны быть быстрыми, гибкими и оценивать ситуацию с других позиций. Если говорить более предметно, то, во-первых, всем заинтересованным сторонам стоит изменить угол зрения на суть и природу проекта и, наконец, осознать, что нельзя прогнозировать будущее (выполнимость проекта и его успех), глядя в прошлое. Во-вторых, чтобы найти что-то живое и перспективное, лучше отказаться от анализа ненужной информации, изменить критерии отбора и методологию оценки проектов. Сотрудникам банков изначально это сделать крайне тяжело, поскольку над ними довлеют требования ЦБ. Предпринимателям же очень важно понять, что далеко не всегда их проблема решается через банковское проектное финансирование. Чаще всего оно является одной из заключительных фаз работы над архитектурой решения их проблемы.

Очевидно, что необходимо некое «третье звено», способное создавать решения, примиряющие так называемый конфликт интересов банков и бизнеса, объединяя и создавая баланс их позиций. Поэтому, в-третьих, обеим сторонам сделок проектного финансирования надо перестать делать не свое дело и осознать, что работа с инвестиционными проектами - это отдельная сфера деятельности. Чтобы избежать временных и денежных потерь (а время в проектном финансировании даже более важный ресурс, чем деньги), лучше привлекать для этих целей профессионалов. Игроков, работающих в уникальной нише «архитектор бизнес-проектов», пока единицы, но именно они могут обеспечить стыковку спроса и предложения в сфере проектного финансирования.

А. САВРАСКИН: В рамках интервью мы с подробным рассказом не уложимся, поэтому тем, кому это интересно, я советую зайти на сайт нашей компании. Отвечая все же на ваш вопрос, скажу следующее: поскольку мы говорили о системе отбора проектов, то, думаю, имеет смысл упомянуть об инструменте, используемом в нашей практике. Мы называем его «определение потенциала выполнимости проекта», и главным его отличием от традиционной системы оценки является направленность не в прошлое, а в будущее. Чтобы получить представление о потенциале проекта, его выполнимости и возможности успешной реализации, мы как бы достраиваем видение проекта до 3D-восприятия, то есть исследуем его в таких измерениях, до которых традиционная система оценки не в силах «дотянуться». Предлагаемая технология помогает инициатору проекта выявить ошибки его текущей архитектуры и откорректировать ее, а также получить представление о вариативности возможных сценариев организации финансирования и реализации проекта. Банку такое исследование дает дополнительный информационный срез для принятия более точного решения относительно рассматриваемого им проекта. Также это позволяет ему получить информацию, которую он не сможет увидеть в документах, предоставляемых ему владельцем проекта в соответствии с установленным регламентом.

NBJ: Вы пользуетесь какими-то западными технологиями?

А. САВРАСКИН: Это технологии нашего, российского производства. Мы вообще умная и талантливая нация, богатая блестящими идеями и разработками. Другой вопрос, что они зачастую собираются иностранцами, а потом нам же и продаются под видом «западных технологий». При всем уважении к иностранным аудиторам и консультантам им никогда не удастся копнуть так глубоко, чтобы понять «загадочную русскую душу», а следовательно, у них не получится понять истинные причины того, что с нами происходит.

Рассказать друзьям