Программа по профориентации в библиотеке. Интересные мероприятия в библиотеке по профориентации. Какими они бывают

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выбор профессии - один из серьезнейших шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. От того, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит вся дальнейшая жизнь.

Вопросам профориентации и профадаптации молодежи уделяется внимание на государственном уровне. В апреле 2015 года Министерство образования и науки, Министерство труда РФ и Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» приступили к созданию концепции профориентации молодежи до 2025 года. В целях повышения информированности населения о реальных потребностях рынка труда, поднятия престижа рабочих и инженерных профессий, наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении, восстановления системной профориентационной работы многие регионы разрабатывают свои Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи (Саратовская область, Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Иркутская область, Тамбовская область).

Главной проблемой для старшеклассников при выборе профессии зачастую является плохая информированность о том, какие профессии существуют, чем конкретно занимаются представители той или иной профессии и какие требования предъявляются к специалистам разных профессий. Решить эту проблему поможет профориентационная работа специалистов разного профиля: педагогов, психологов, социологов, физиологов, врачей. Свой вклад в это дело вносят и специалисты российских библиотек.

Профориентационная работа состоит из нескольких компонентов:

  • профессиональная информация - подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
  • профессиональное просвещение - ознакомление с миром профессий, их содержанием;
  • профконсультация - помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
  • профдиагностика - изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям;
  • профессиональный отбор - установление психологических особенностей человека, его подготовленности к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
  • профессиональная адаптация - активный процесс приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Особенность библиотеки как профориентационного учреждения состоит в том, что профориентация ведется главным образом через источники информации, прежде всего книги, периодическую печать. Задача библиотек - повысить информационную культуру и грамотность молодежи, научить их умению пользоваться информацией, чтобы правильно ориентироваться в многообразии мира профессий. Сегодня многие библиотеки используют весь спектр форм и методов работы по данному направлению: беседы, лекции, информационные часы, книжные выставки, наглядные формы, компьютерное тестирование, групповое и индивидуальное консультирование, профориентационные игры, презентации профессий, диспуты, мастер-классы и т. п.

В 2013 году в Самарской областной юношеской библиотеке был открыт Центр социализации и адаптации молодежи. Одна из задач центра - оказание помощи молодежи в выборе профессии. Данное структурное подразделение библиотеки тесно сотрудничает с Центром занятости населения городского округа, школами, техникумами и вузами, центрами реабилитации для детей и подростков. На протяжении двух последних лет в библиотеке проводятся «Неделя мастер-классов» и «Недели профориентации». Так, «Неделю профориентации», проходившую в марте 2016 года, посетило около тысячи подростков. Все они прошли профориентационное тестирование, приняли участие в специальных играх, которые помогают расширить представления о различных профессиях. На площадках проекта было представлено более десятка самарских колледжей и вузов, на их мастер-классах побывали свыше восьмисот школьников. Каждый из потенциальных абитуриентов смог выбрать направление деятельности, которое через несколько лет, возможно, станет его профессией. Теодолиты и другие строительные приборы, шприцы, перевязки и медицинские муляжи, сварочные аппараты и сверхсовременные станки, кулинарные принадлежности, живописные корзины с фруктами и овощами, программы компьютерного моделирование - вот лишь некоторые предметы, благодаря которым юные участники проекта смогли наглядно визуализировать каждую из представленных профессий.

Помочь расширить представления молодежи о различных профессиях во время проведения «Недели профориентации» позволяет обсуждение «Атласа новых профессий» , составленного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив.

В связи с большой востребованностью профориентационных услуг Самарская ОЮБ совместно с Центром профессионального образования Самарской области подготовили и реализуют долгосрочный проект по обучению волонетров-профориентаторов. Была создана «Школа ВРУнов». Аббревиатура расшифровывается как «Выбор. Работа. Успех». Основная цель проекта помочь подросткам с профессиональным самоопределением силами сверстников, используя принцип «равный - равному». Прошли уже два цикла занятий по 3 месяца. В Школе занимались 36 студентов колледжей, многие из них уже успели применить свои знания на практике. Практика работы «Школа ВРУнов (Выбор - Работа - Успех)» Самарской ОЮБ наглядно показывает: волонтеры способны оказать помощь подросткам в расширении представлений о самых разных профессиях, возможностях планирования своего профессионального пути.

В сентябре 2016 г. на сайте Российской государственной библиотеки для молодежи прошел вебинар «Вопросы профессионального самоопределения молодёжи «Выбор. Работа. Успех» , ведущей которого была психолог Самарская ОЮБ Галина Сорокина. С записью данного мероприятия можно ознакомиться на сайте библиотеки.

Аналогичная работа по развитию профориентационного волонтерского движения проводится в Курганской областной юношеской библиотеке . В 2011 году специалистами КОЮБ разработан проект «Профессиональное самоопределение молодежи и волонтерство: встречное движение» , уникальность которого состоит в широком привлечении студентов высших и средне-специальных учебных заведений в качестве волонтеров при оказании помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

На организационном этапе был разработан план основных мероприятий проекта, заключено соглашение о сотрудничестве с КОЮБ по реализации проекта, составлено и распространено письмо для руководителей образовательных учреждений с целью содействия в реализации проф-проекта, организовано совещание специалистов КОЮБ с руководителями волонтерских отрядов, агитбригад по профориентации из различных учебных заведений, определены площадки профориентационной работы волонтеров: школы г. Кургана, КОЮБ, Курганский Дом молодежи, открытые городские площадки. В КОЮБ создан профориентационный клуб «Выбор», в котором проводятся интересные встречи и тренинги для старшеклассников по профессиональному самоопределению. В разделе «Профориентация» на сайте КОЮБ постоянно обновляется информация о профессиях, учебных заведениях Курганской области, интернет-ресурсах, книгах и мероприятиях по профориентации. Статистика сайта по тематике запросов за день подтверждает их востребованность. В ежедневном рейтинге самых популярных страниц сайта эти ресурсы стабильно занимает вторую или третью позицию.

Реализация проекта началась в 2012 году. В рамках проекта были проведены собеседования с кандидатами в волонтеры, организованы обучающие семинары и тренинги по профориентации молодежи и межличностному общению для участников волонтерского движения на базе КОЮБ с привлечением штатного психолога и специалистов Центра занятости населения г. Кургана. После обучения волонтеры были готовы сами проводить мероприятия по профориентации для своих ровесников, помогая им в самоопределении и в выборе профессии .


Программа клуба по профориентации «В поисках будущего» предполагала изучение внутреннего мира подростка, его личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Составлена программа с учетом возрастных особенностей, расчитана на подростков образовательных учреждений города в возрасте от 12 лет до 15 лет. Реализовывалась в течение 2 лет (2014-2015 гг.). Использовались разнообразные формы занятий: беседы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений, экскурсии на предприятия, психодиагностические процедуры, ролевые игры. Например, одно из занятий клуба было посвящено знакомству школьников с типом профессий «Человек - Знаковая система».

Как правило, все учебные заведения имеют собственные сайты, на которых размещается информация по вопросам обучения в них. Чтобы помочь старшекласснику быстро найти эту информацию библиотеки на своих сайтах создают страницы профориентации . Так, Курская областная библиотека для детей и юношества в разделе «Молодежный квартал»дает ссылки на перечень учебных заведений г. Курска и ВУЗов России, предлагает полистать справочник профессий.

Ставрапольская краевая библиотека для молодежи разработала виртуальный проект «О профессии и карьере» , результатом которого стал электронный ресурс, состоящий из следующих разделов:

  • Виртуальная выставка «Карьерные ориентации» ;
  • Ярмарка профессий (перечень сайтов которые помогут молодежи определиться в сложном мире профессиональной деятельности);
  • Вы собираетесь поступать? (список ВУЗов, СУЗов, факультеты, дни открытых дверей, дополнительное образование, второе высшее образование, дистанционное образование);
  • Хотите удачно построить карьеру? (как составить резюме, пройти собеседование, способы повышения квалификации (мастер-классы, тренинги, вакансии для студентов);
  • Какая профессия Вам подходит? (перечень компьютерных диагностических систем);
  • Наши ресурсы (книги и периодические издания по профориентации молодежи).

Библиотечно-информационный юношеский центр им. В. Ф. Тендрякова Вологодской областной универсальной научной библиотеки ведет на своем сайте раздел «Будущему профессионалу, или Территория карьеры» . Раздел состоит из нескольких рубрик, например, в рубрике «Как стать профессионалом?» можно найти практические советы по этому вопросу; рубрика «Путешествие в профессию» на сегодняшний день представляет сведения о двух профессиях - повар/кондитер и водитель. в рубрике есть профессиограммы (описания структуры и особенностей профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку) профессий, и, что особенно ценно, - перечень профессиональных учебных заведениий, в которых можно получить профессию «повар» или специальность «повар-кондитер» и «водитель». На отечественном рынке труда появляется множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Рубрика «По труду и честь: о профессиях, новые профессии» поможет узнать кто такой андеррайтер, байер, бастер, девелопер и т. д., в чем заключается суть этих и других новых профессий.

Интересную форму мероприятий придумали в Центральной городской библиотеке для детей и юношества г. Новоуральска (Свердловская область) - информационное ток-шоу «Моя профессия» . Участниками ток-шоу стали старшеклассники, стоящие перед выбором профессии. На мероприятии они смогли узнать и о новых профессиях, их востребованности на рынке труда. Студенты вузов и техникумов, также присутствовавшие на ток-шоу, рассказывали о выбранных ими специальностях, а преподаватели вузов и техникумов познакомили со специальностями, которые можно получить в стенах их учебных заведений, требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на вступительных экзаменах.

Немалый опыт профориентационной работы накоплен и в библиотеках Удмуртской Республики. Так, Республиканская библиотека для детей и юношества проводит цикл мероприятий «Путь к успеху» . Цель данных встреч - объективно и доступно познакомить старшеклассников с миром различных профессий, обсуждать вопросы получения профессионального образования. Прошли встречи:

  • «Властелины сцены» - профессия - артист. О своей профессии и призвании рассказали актер Государственного театра кукол Удмуртской Республики А. Г. Мустаев, композитор, музыковед Удмуртской Республики Ю. Л. Толкач, экс-министр культуры Удмуртской Республики А. Т. Христофоров;
  • «Все дороги ведут в банк» - профессия - банковский служащий;
  • «Профессия на века» - профессия - инженер-механик.

Активно в работе библиотеки по профориентации используются выставочные формы. Была организована большая книжная выставка-просмотр «Вам, будущим профи: профессии сегодняшнего дня».

В центральной городской библиотеке г. Воткинска уже традицией стали ежегодные конференции профессий, в которых принимают участие старшеклассники школ города. В 2015 году в рамках Года литературы прошла конференция профессий «Книжный творец», где были представлены будущим выпускникам такие профессии, как писатель, издатель, редактор, корректор, художник, верстальщик и печатник. С содержательными докладами о профессиях выступили учащиеся школ. Каждый доклад сопровождался видеопрезентацией. О профессии журналиста рассказал гость конференции - сотрудник газеты «Трудовая вахта» и заводского радио И. А. Гуменников. Конференция прошла в деловой и творческой обстановке. Старшеклассники получили не только представление о профессиях, но и информацию о том, какие учебные заведения готовят специалистов для данной отрасли.

Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодым в районных центрах и сельской местности. Там библиотека зачастую единственное место, где можно получить необходимые сведения. Так, Балезинская районная библиотека ежегодно составляется «План проведения мероприятий по профориентации среди обучающихся образовательных учреждений в Балезинском районе», который утверждается Главой Администрации района. В 2015 году Балезинской районной библиотекой, Центром занятости населения и Управлением образования проведен районный конкурс творческих работ «Выбор профессии - выбор пути». Большую профориентационную работу проводят и сельские библиотеки Удмуртской Республики. В Карсовайской сельской библиотеке прошла ярмарка профессий «Выбери работу по душе», для учащихся школы, с целью помочь сделать правильный выбор в жизни, определить сферу деятельности, в которой они успешно могли бы трудиться в будущем. Была подготовлена выставка-просмотр книг, буклетов и справочной литературы, призванной помочь выпускнику в выборе профессии. Специалисты рассказали учащимся о профессиях, которые в ближайшие годы будут наиболее актуальными на рынке труда. Дана информация об учебных заведениях, где можно получить упомянутые профессии. В подарок ребята получили памятки «Полезные советы будущему абитуриенту». Интересно и увлекательно прошла игра по профориентации «Детективное агентство ШЛЯПА». Старшеклассники узнали о профессии юриста, следователя и полицейского. В игровой части участникам понравилось узнавать преступников по уликам, решать различные головоломки, угадывать звуки. Были задания на внимательность и дедукцию. В Поселковой сельской библиотеке прошел профориентационный час для учащихся школы «В какой профессии бросить якорь, или Охота на работу». Была предложена игра с элементами тестирования на определение профессионального приоритета. В завершении проведено оценочное тестирование мероприятия. Сергинская сельская библиотека провела встречу для старшеклассников с участковым «Знакомьтесь - профессионал», который более 10 лет работает в органах полиции. Он рассказал о своей работе, ее особенностях, плюсах и минусах этой профессии, какими качествами - профессиональными и личными - должны обладать сотрудники полиции. Библиотекари познакомили старшеклассников с учебными заведениями, где можно получить эту профессию. Ребята задавали участковому вопросы, участвовали в обсуждении жизненных ситуаций, как бы они поступили, не нарушая закон, опираясь на права ребенка.

В некоторых регионах России с целью повышения профессиональной и творческой активности библиотекарей в подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества проводятся смотры-конкурсы. Так, в 2009 году по инициативе Томской областной детско-юношеской библиотеки при поддержке Департамента по культуре Томской области был проведен областной смотр-конкурс профориентационной работы библиотек «Выбор профессии - выбор будущего». Весь год в библиотеках шла активная работа по поиску новых форм профориентационной деятельности в тесном взаимодействии с центрами занятости населения, школами, профтехучилищами, филиалами вузов и техникумов, расположенными в районных центрах и городах области. На конкурс поступили работы из всех районов, а также городов Томской области. Работы оценивались по следующим номинациям:

  • Лучшая библиотека - профориентатор
  • Лучший библиотекарь - профориентатор
  • Профориентация в библиотеке: поиск новых форм
  • Окно в мир профессий
  • Инициатива. Творчество. Поиск
  • Профориентация через призму краеведения.

Лучший опыт по профориентационной работе и профадаптации молодежи отражен в сборнике материалов «Выбор профессии-выбор будущего» .


Проанализировав профессиональную периодику и сайты российских библиотек, можно с уверенностью сказать, что сегодня процесс выбора профессии у молодежи приобрел другую направленность. Важным моментом становится объединение интересов и желаний личности с востребованностью на рынке профессий, возможностью получения образования, наличием дальнейших перспектив продвижения. Учитывая этот фактор, библиотеки используют в своей работе все новые и новые формы работы, тесно сотрудничая со школами, средними специальными и высшими учебными заведениями, центрами занятости и предприятиями городов и населенных пунктов.

/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост.: Л. А. Васильева]. - Петрозаводск, Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, 2011. - 13 с.

  • Иванова, Н. не с бухты-барахты готовят в Чувашии ребят к будущей профессии: помощь молодым - в тесном союзе с училищем / Н. Иванова // Библиотека. - 2014. - № 1. - С. 28-31.
  • Кашкаров, А. Мастерские среди стеллажей: моделируем и программируем сами, или что такое мейкерспейс / А. Кашкаров // Библиотека. - 2016. - № 3. - С. 14-16.
  • Кельдышева, Н. Первый шаг в будущее: помощь школьникам в профориентации / Н. Кельдышева // Библиополе. - 2015. - № 2. - С. 19-21.
  • Корешкова Л. Выбирая профессию - выбираем будущее // Библиотека. - 2010. - № 2. - С. 9-11.
  • Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; научно-методический центр; сост. Н. А. Ветрова. - Рязань, 2013. - 17 с.
  • Составитель:
    гл. библиограф отдела

    информационно-
    библиографического обслуживания
    О. Н. Горева

    Стася

    Цели данного внеклассного мероприятия :

    Содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.

    Формирование профессиональных интересов , склонностей к определенным видам деятельности.

    Задачи мероприятия :

    1. расширение детских представлений о мире профессий и людях труда .

    2. развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.

    Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр . Участники распределяются на 2 команды по 5 человек.

    Оборудование и инструменты : ПК, проектор, посадочные билеты, бумага, фломастеры, ручки, карточки задания, шелковые ленточки, бумажный фонарик, жетоны, таблички с названиями команд,

    Воспитатель (встречает детей у дверей) : Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся на самом современном самолете по миру профессий , ведь выбор профессии это выбор будущего . Но перед тем как отправится в паллет, мы должны подняться на борт самолета, поэтому прошу вытянуть из моих рук билет, на котором стоит номер вашего посадочного места. Прошу занять места согласно вашим билетам. Ну вот, наш «Билетный жребий» разделил вас на две команды : «Мастера своего дела» и «Профессионалы » . И так дети вы готовы отправиться вместе со мной по интереснейшему миру – миру профессий ? (ответ детей) . Я прошу устроиться на своих местах по удобней, пристегнуть импровизированные ремни, чтобы чувствовать поддержку друг друга – взяться за руки. И так, мы взлетаем! (на экране появляется взлетная полоса, звучит звук взлета самолета, воспитатель взлетает вместе с детьми).

    Воспитатель : Дети, как вы себя чувствуете (ответ детей) . Значит, наш взлет прошел нормально и можно на время расстегнуть ремни безопасности. И так, я еще раз приветствую вас на борту самолета, который летит по миру профессий , сегодня мы с вами постараемся вспомнить, узнать и закрепить все о профессиях , постараемся не только разобрать профессии , которыми наполнен наш мир, но представить себя в будущем , ведь «Выбор профессии – выбор будущего » - под таким девизом пройдет наша сегодняшнее мероприятие . Пролетая над конкурсными испытаниями, вы будете получать жетоны, команда, набравшая наибольшее количество жетонов победит в сегодняшнем полете.

    Чтоб наш полет проходил нормально, давайте посмотрим и послушаем сводку метеоцентра занятости населения «Прогноз профессиональной погоды »

    (запись диктора)

    Диктор :

    Здравствуйте дорогие пассажиры! Метеоцентр занятости населения представляет сводку прогноза профессиональной погоды нашего края . И так, на востоке края безработица составляет 13 %, здесь наблюдается острая нехватка таких специалистов, как : строители, сварщики, электрики, автомеханики, повара. На северо-западе края не хватает врачей, медсестер, педагогических работников и многих других специалистов. До новых встреч, друзья. С вами была Спонсор нашего выпуска, Цент занятости населения, желает вам хорошего настроения и отличной работы!

    Воспитатель :

    «Прогноз профессиональной погоды » наглядно показал нам, что по-прежнему наш край нуждается в квалифицированных кадрах и профессионалах своего дела .

    Мы пролетаем над 1 конкурсным испытанием «Анаграммы-профессионалы » .

    Задание : переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии .

    Рвач - (медицинский работник)

    Терка - (театральная и кино-профессия )

    Кулон - (веселая цирковая профессия )

    Марля - (разноцветный рабочий)

    Авдотка - (юридическая профессия )

    Кредитор - (руководитель предприятия)

    Воспитатель :

    Давай те же вспомни, что же такое профессия .

    Профессия - это ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая обладания необходимыми теоретическими и практическими знаниями, которые приобретаются в результате специальной профессиональной подготовки .

    Профессии подразделяются на пять типов, с которыми вы уже знакомы : человек – природа, человек – художественный образ, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система. Вспомните, что же это значит (дети отвечают) .

    2 Конкурсное испытание «Начни пословицу» .

    Задание : назвать начало пословицы.

    «… не знают скуки» (ответ : умелые руки)

    «…такие плоды» (какие труды)

    «…, а лень портит (труд человека кормит)

    «, того люди чтут» (кто любит труд)

    «, не сиди на печи (хочешь есть калачи)

    «, тот не ест» (кто не работает)

    «, спать неохота» (если есть работа)

    «…потехе – час» (делу – время)

    3 Конкурсное испытание «Профессии – синонимы »

    Задание : назвать иначе представителей предложенных ниже профессий .

    педагог – (ответ : учитель, преподаватель).

    Врач – (доктор, лекарь) .

    Стоматолог – (дантист, зубной врач) .

    Портной, портниха – (швец, швея) .

    Сторож – (охранник) .

    воспитатель – (наставник) .

    Летчик – (пилот) .

    Шофер – (водитель) .

    Голкипер – (вратарь) .

    Солдат – (боец, воин) .

    Торговец – (продавец) .

    Фокусник – (факир, иллюзионист) .

    Экскурсовод – (гид) .

    Адвокат – (защитник) .

    4. Конкурсное испытание «Кто есть кто?»

    (Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге при этом выполняя физические упражнения).

    Воспитатель : «Сейчас я буду называть профессии , каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии , каждый участник подсчитывает, сколько рук смотрят на него, если их более трех он встает».(Задание можно усложнить показывая двумя руками на двух участников)

    Профессии : Шафер, повар, электрик, швея, слесарь, певица, учитель, тренер, художник, воспитатель , машинист, летчик, военный, стюардесса, врач, программист, директор, ученый, бизнесмен.

    5 Конкурсное испытание «Кто, в чем силен» .

    На столах у вас лежат карточки с названиями профессий . Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии , связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического труда .

    токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач

    6 Конкурсное испытание «Он – Она»

    Она - балерина, он - … (ответ : танцовщик)

    Она - стюардесса, он - … (стюард)

    Она - медсестра, он - … (медбрат)

    Он - доктор, она - … (доктор)

    Он - водолаз, она - … (водолаз)

    Он - гимнаст, она - … (гимнастка)

    Он - поэт, она - … (поэтесса)

    Он - штукатур, она - … (штукатур)

    Он - повар, она - … (повар)

    Он - портной, она - … (портниха)

    7 Конкурсное испытание «Покажи профессию »

    Воспитатель : Дети я попрошу выбрать из своей команды двух самых артистичных игроков, которые выйдут ко мне, их задачей будет показать вам пантомимой (то есть без звуков) профессию , а вы должны будете угадать.

    8 Конкурсное испытание «Профи – викторина »

    Задание : правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.

    Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

    Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)

    Назовите орудие труда оперного певца? (голос)

    Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)

    Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С. Михалкова? (милиционером)

    Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)

    Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)

    Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)

    Кто использует тонометр в своей работе? (врач)

    Воспитатель :

    Вот и подходит к концу наш полет, прошу команды подсчитать заработанные жетоны (объявляется команда победителе) . Наш самолет начинает снижение, прошу пристегнуть ремни безопасности, мы идем на посадку.

    Наше мероприятие подходит к завершению. Вам понравился наш полет? (дети отвечают) . А на сколько он вам понравился, мы сейчас узнаем. На ваших столах лежат разноцветные шелковые ленточки. Выберите тот цвет ленточки, который бы показал с каким же настроением вы уйдете с нашего мероприятия . На ленточках я попрошу вас написать свою мечту «Кем бы вы хотели стать в будущем » . Я бы очень хотела, чтобы ваши мечты сбылись, поэтому я порошу подойти вас ко мне и привязать свои ленточки к вот этому бумажному фонарику.

    Очень вам подарить Я хочу

    Исполненья желанья заветного

    Вместе фонарь запуская

    В нашем небе звезду зажигая.

    По окончанию нашего мероприятия мы с вами оденемся , выйдем на улицу и запустим в небо наш фонарик желаний, чтобы ваши мечты обязательно сбылись!. Спасибо всем!

    Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

    Задачи:

    • Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
    • Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
    • Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

    Оборудование:

    • Компьютер
    • Проектор для показа презентации.
    • Иллюстрации различных профессий.
    • Выставка книг по теме.

    Форма внеклассного мероприятия: игровая.

    План:

    1. Вступительное слово.
    2. Выступление библиотекаря школы.
    3. Конкурс.
      • Разминка.
      • Профсловарь.
      • Конкурс пословиц.
      • Кто что делает.
      • Конкурс капитанов.
      • Домашнее задание.
      • Музыкальный конкурс.

    4. Рефлексия.

    1. Лодка диким давлением сжата,
    Дан приказ – дифферент на корму, -
    Это значит, что скоро ребята
    В перископы увидят волну,
    В перископы увидят волну…
    Припев :
    На пирсе тихо в час ночной.
    Тебе известно лишь одной,
    Когда усталая подлодка
    Из глубины идет домой.

    Моряки-подводники; песня «Усталая подлодка» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

    2. Седина в проводах от инея…
    ЛЭП-500 – непростая линия,
    И ведем мы ее с ребятами
    По таежным дебрям глухим

    Сквозь таежные зори мглистые
    Тянем к людям мы солнце чистое,
    И встают зори над порами
    Под моей озябшей рукой.

    Электромонтер или монтажник линии электропередач; песня «ЛЭП-500» (муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.)

    3. Давно, друзья веселые
    Простились мы со школой,
    Но каждый год мы в свой приходим класс.
    В саду березки с кленами
    Встречают нас поклонами,
    И школьный вальс опять звучит для нас.

    Учитель; песня «Школьный вальс» (муз. И. Дунаевского, сл. С. Матусовского).

    4. Над спортивной ареной капризное солнце…
    И удача не каждому будет светить…
    Вы на бой провожайте ваших питомцев.
    Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…
    Припев :
    Да разве сердце позабудет
    Того, кто хочет нам добра,
    Того, кто нас выводит в люди,
    Кто нас выводит в мастера.

    Спортивный тренер; песня «Да разве сердце позабудет…» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

    5. На границе тучи ходят хмуро.
    Край суровый тишиной объят.
    У высокий берегов Амура
    Часовые Родины стоят.
    Там врагу заслон поставлен прочный,
    Там стоит, отважен и силен,
    У границ земли дальневосточной
    Броневой ударный батальон.

    Пограничники; песня «3 танкиста» (муз. Дан. и Дм. Покрассов, сл. Б. Ласкина).

    6. Смерть не хочет щадить красоты,
    Ни веселых, ни злых, ни крылатых,
    Но встают у нее на пути
    Люди в белых халатах.
    Люди в белых халатах
    Врачи; песня «Люди в белых халатах» (муз. Э. Колмановского, Л. Ошанина).

    7. Преодолеть пространства и простор,
    Нам разум дал стальные руки-крылья,
    А вместо сердца – пламенный мотор.
    Припев:
    Все выше, выше и выше
    Стремим мы полет наших птиц:
    И в каждом пропеллере дышит
    Спокойствие наших границ.
    (Летчики; песня «Авиамарш» (муз. Ю. Хайта, сл. П. Германа).)Приложение 2\Авиамарш.mp3

    (Приложение 1 , слайд 14)

    – Вот и подошел к концу наш классный час. А что думаете вы о выборе профессии?

    (Впечатлениями делятся дети).

    – Закончить наш классный час мне хочется словами которыми я и начинала:

    У меня растут года,
    Будет и семнадцать.
    Где работать мне тогда?
    Чем заниматься?

    – И в итоге, наверное нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.

    В конце игры ведущий подсчитывает заработанные командами баллы и награждает победителей призами.

    Библиография :

    1. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения / Под.ред. Чистяковой С.Н. М., ИОСО РАО, 2002.
    2. Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников // Школьные технологии. – 2002. – №4
    3. На пути к профильному обучению в 12-летней школе: Из опыта работы эксперим. шк. Рос. акад. образования: [Сб. ст. и материалов] : В 2 ч. / Рос. акад. образования, Ин-т общ. сред. образования. – М. : ИОСО РАО, 2001.
    4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". 1997.
    5. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
    6. Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника Технология профессионального успеха (естественно-научный профиль): Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф. и др. // Школа и производство. – 2002. № 1. – 0,5 п.л.

    Бобровник Татьяна Владимировна,
    библиограф отдела справочно-библиографического
    обслуживания
    ГУК «Кемеровская областная библиотека
    для детей и юношества»

    «Важно не то место, которое мы занимаем,
    а то направление, в котором мы движемся»
    Л. Толстой

    Сегодня в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняет свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту свою профессию, чтобы была по душе, чтобы она приносила пользу людям, себе, обществу?

    Работа библиотек по профориентации ведется с целью дать детям и подросткам ответы на все эти непростые вопросы. Главным выступает возможность предоставления молодому пользователю широкой информации по вопросам получения образования, перспективам профессионального роста, востребованности определенных профессий на рынке труда, трудоустройстве молодежи на временные, сезонные виды работ.

    Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

    В Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества профориентационная работа ведется в рамках целевой комплексной программы «Образование. Карьера. Занятость», цель которой - оказание содействия в профессиональном самоопределении детей и молодежи, повышение уровня информированности о различных аспектах современных профессий и возможности их получения в учебных заведениях Кемерово, Кемеровской области, городах России и за рубежом.

    Основные виды деятельности по программе: координационная; информационно-библиографическая; информационно-досуговая; информационно-просветительская; консультативная, издательская; методическая.

    Программа реализуется при активном содействии Молодежной биржи труда, Центра занятости, Центра профессиональной ориентации молодежи. Опираясь на образовательные учреждения, социальные и психологические службы, центры занятости и профориентации, библиотека оказывает эффективную помощь молодым людям.

    Кемеровская областная библиотека для детей и юношества - активный и постоянный участник всех мероприятий, которые организуют и проводят Кемеровский областной центр профориентации и Молодежная биржа труда.

    Психологом Центра профессиональной ориентации молодежи оказываются бесплатные индивидуальные и групповые консультации по выявлению профессиональных интересов и склонностей подростков.

    В библиотеке проводится информационное обслуживание читателей в помощь выбору профессии и учебного заведения. Сведения о специальностях, факультетах, подготовительных курсах, информирование о востребованных профессиях на региональном рынке труда, сезонных работах для молодежи размещены на информационном стенде. Здесь же дана информация о свободных рабочих местах, сезонных работах, обучающих курсах.

    Ежегодно редактируется и пополняется новой информацией электронная база данных «Образование в Кузбассе», предназначенная для сбора, хранения и поиска информации об учебных заведениях (вузах, техникумах, профессиональных училищах) не только г. Кемерово, но и городов области. Информация об учебных заведениях Кемерово и Кемеровской области представлена также на сайте библиотеки.

    В практической работе по профориентации используются не только проверенные временем формы и методы работы, но и разрабатываются новые, рассчитанные на лучший результат при работе с подрастающим поколением и молодежью.

    Профессиональное самоопределение личности - это не разовое действие, а длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, начиная с младшего возраста.

    В начальной школе важно расширять представления детей о различных профессиях; создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

    Для этого в библиотеке проводятся мероприятия по профориентации для дошкольников и младших школьников. В ходе игрового занятия для дошкольников «Примерь профессию» малыши знакомятся с самыми разными профессиями. Ребята узнают о наиболее известных и популярных профессиях: водитель, врач, повар, парикмахер, продавец и др., по ходу беседы отгадывают «профессиональные» загадки и слушают стихи. В конце мероприятия детям предлагается сыграть в игру «Волшебный мешочек»: они должны угадать, человек какой профессии может использовать тот или иной предмет (ножницы, ручку, счеты и т.д.).

    Для школьников 3-5 классов проводится дискуссионное занятие «Легко ли быть учителем?», приуроченное ко Дню учителя. В ходе дискуссии обсуждаются вопросы: «Каким должен быть учитель: характер, внешний вид?», «Что должен знать и уметь учитель?», «Хотели бы вы стать учителем?». В дискуссии принимают участие педагоги, которые рассказывают, почему они выбрали эту профессию.

    В работе с подростками наиболее часто используются такие формы и методы как интеллектуально-творческие игровые программы; дискуссионные клубы; проблемные обзоры; выставки.

    Подростковый возраст характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии. У ребят формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

    Сделать выбор профессии самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся с ним взрослые могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. С этой целью сотрудники читального зала подросткового и молодежного чтения совместно со специалистами Центра занятости населения г. Кемерово проводят цикл бесед по профориентации «В поисках своего призвания». Обсуждаются следующие вопросы: что такое общие и специальные способности; как сориентироваться в многообразии профессий и возможных путях их получения; как понять, есть ли они у тебя и можно ли развить их; каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать; какие изменения на рынке труда произошли в связи с мировым финансовым кризисом; какие специальности востребованы в настоящий момент в нашем регионе? Кроме этого, выпускникам предлагается тестирование, с помощью которого они могут определить свои профессиональные склонности.

    Традиционной стала творческая встреча учащихся Кемеровского областного колледжа культуры и искусств со старшеклассниками школ. Студенты и педагоги колледжа, участники театра - студии «Действующие лица» увлекательно рассказывают о своей будущей профессии и любимом колледже.

    Необходимо отметить, что особенностью современного российского рынка труда является дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание мы уделяем профориентации школьников на рабочие профессии.

    Так, с воспитанниками детского дома № 102 проведена игровая программа «Я в рабочие пойду…». Цель мероприятия - познакомить детей с рабочими профессиями и специальностями, сформировать положительный имидж рабочих профессий. В рамках игровой программы воспитанникам детского дома представлен обзор о рабочих профессиях и специальностях, слайд-презентация о памятниках рабочим профессиям, как исчезнувшим, так и существующим сегодня, проведена развлекательная игра. Дети активно принимают участие в конкурсах, в аудитории кипят эмоции от проявления огорчения за неправильный ответ и бурной радости за опережение команды соперников по правильным ответам.

    С целью пропаганды рабочих профессий проводится музыкальный конкурс «Из песни профессию не выкинешь». Ребятам нужно назвать по очереди песни, в тексте которых есть упоминание профессий. Конкурс проходит с музыкальным сопровождением и иллюстративным материалом.

    Викторина «Профессии наших предков» знакомит детей с профессиями, которые возникли давно, и существуют по сей день, сменив название, и все так же востребованы в настоящее время.

    Большой популярностью у молодых людей пользуются интеллектуально-творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать информацию о различных профессиях.

    Сотрудниками отдела читального зала подросткового и молодежного чтения проведено «Бюро по трудоустройству». Это сюжетно-ролевая игра, в ходе которой ребята в игровой форме получают основные знания о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

    Большое внимание уделяется комплексным мероприятиям. В 2011 году в течение трех дней в библиотеке проводился профориентационный информаториум «Пропуск в профессию».

    В рамках информаториума ребятам были предложены различные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению: цикл выставок «ПРОФЕССиональный ликбез», «Мой выбор – мое будущее», «Гордость и слава Кузбасса»; занимательные профориентационные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста; различные слайд-беседы, дискуссионные занятия, познавательные мероприятия для молодежи, обзор образовательных сайтов государственных учебных заведений среднего специального образования гг. Новосибирска, Томска, Екатеринбурга, Красноярска «В мире образования и профессий» многое другое.

    В заключение прошел День читательского самоуправления, когда сотрудников библиотеки во всех ее отделах заменили читатели.

    Издательская деятельность способствует распространению информации о профессиях, их выборе и создании положительного имиджа профессий при помощи доступного языка, ярких иллюстраций, наглядных примеров. Поэтому Кемеровская областная библиотека для детей и юношества выпускает широкий спектр издательской продукции.

    Издаются буклеты, листовки, брошюры, справочники «Рабочие профессии», «Агроном», «Человек, улучшающий землю», «Что важно знать о профессиях», «Я – молодой специалист». Разработан диск «Калейдоскоп профессий. Самые востребованные профессии XXI в.», на котором представлен перечень профессий и профессиограммы к ним с подробным описанием профессии и требованиям к способностям, знаниям и состоянию здоровья. Диск прост в использовании благодаря системе гиперссылок позволяющих легко перемещаться по тексту.

    Кемеровская областная библиотека для детей и юношества является методическим центром для библиотек области. Специалист отдела справочно-библиографического обслуживания является куратором направления «Профессиональная ориентация молодежи». В течение года он оказывает индивидуальные (в том числе телефонные и виртуальные) и групповые консультации; выступает перед слушателями областных курсов повышения квалификации, выезжает в города и районы области, где принимает участие в семинарах, круглых столах, лекториях по теме профессиональной ориентации молодежи.

    Формы повышения квалификации данного специалиста: подготовка методических консультаций, аналитических статей, выступлений, презентаций, обзоров (ежегодно); составление ежегодного аналитического отчета; чтение профессиональной прессы; знакомство с опытом других библиотек.

    В рамках очно-заочной школы профессионального развития сельских библиотекарей Кемеровской области в течение года действует передвижная информационно-методическая выставка по профориентации «ПРОФЕССИональный ликбез».

    Выставка состоит из четырех разделов. Под рубрикой «ПРОФЕССИональный гид» собраны материалы, которые полезны не только молодым людям, находящимся в профессиональном поиске, но и специалистам, работающим в области профессиональной ориентации, представлены психологические типы профессий, выбор профессии с точки зрения астрологии, представлены буклеты, посвященные различным профессиям: «Шахтерская судьба», «Профессия врача – это подвиг» и др.

    Продумать вопрос о будущей профессии всегда полезно даже тем, кто уже сделал свой выбор. Попытаться найти на ответы на поставленные вопросы можно при помощи литературы, отображенной в разделе «ПРОФЕССИональный ориентир». Здесь представлен информационный материал с полезной информацией о правилах выбора профессий, о путях профессионального образования.

    Информационные материалы - дайджесты, пресс-подборки, тематические папки, представленные в разделе «ПРОФЕССИональная копилка», заинтересуют всех специалистов, работающих по профориентационному направлению.

    Раздел «В ПРОФЕССИональном поиске» предназначен для желающих вовремя, а главное правильно выбрать свой профессиональный путь, создать свою карьеру; информация о том, что нужно знать абитуриенту, о новых законах в области образования, нововведениях в вузах и ссузах, о профессиях, которые востребованы на рынке труда. А также: что ждет абитуриента в приемной комиссии, какие документы необходимы при поступлении, как и с помощью какой литературы лучше подготовиться к экзаменам, какие вузы предоставляют отсрочку от армии и многое другое.

    Таким образом, деятельность Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества по профессиональной ориентации молодежи является одним из ведущих направлений. Библиотека в своей работе стремится качественно улучшать формы и методы работы, расширять рамки сотрудничества, находить новых партнеров и единомышленников.

    Реализация программы «Образование. Карьера. Занятость» способствует координации межведомственного взаимодействия различных структур, профессионально работающих в сфере профориентации; оказанию бесплатной консультативной помощи и информационной поддержки молодых людей; повышению квалификации библиотекарей области по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи.

    На пороге взрослой жизни

    Профориентационная работа в библиотеке

    Приоритетным направлением в работе ИОЦ «Кругозор» со старшеклассниками является профориентационная работа. Почему мы выбрали именно это направление? Потому что дети нуждаются в информации о профессиях. Вспомните себя, как вы были растеряны, когда необходимо было решаться на выбор профессиональной деятельности . Современных детей мучают те же вопросы, что и нас когда-то: что выбрать, как выбрать; что если я ошибаюсь; поступлю ли я в вуз, смогу ли там учиться; найду ли работу, когда закончу учебу? То, что наши дети имеют возможность выбора и большой доступ к информации, и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, есть из чего выбрать, с другой, тяжело ориентироваться в таком потоке информации.

    Подготовка к профориентационной работе включала в себя анкетирование читателей старших классов «Выбрал ли ты профессию». Анкетирование проводилось с целью выяснения степени осознанности к выбору профессии. Предполагалось, что результаты анкетирования помогут более эффективно построить работу, учесть их взгляды на профессиональный выбор, на предпочтения тех или иных профессий. Анкетирование показало, что ребята нуждаются в информации о профессиях, что они плохо знают мир профессий, что им нужна помощь в самопознании и правильности выбора профессии.

    Профориентационная работа идет по двум направлениям: профориентационная игра «Карьера» и цикл занятий «Наступает время выбора».

    «Карьера» - ежегодная профориентационная игра для старшеклассников.Проводится при поддержке:

    Управления образования и социально-правовой защиты детства Автозаводского района;

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Автозаводского района;

    Автозаводского районного центра занятости населения;

    Федеральной мобильной службы по труду и занятости Нижегородской области ;
    - Нижегородского центра профтестирования и развития «Карьера плюс».

    ИОЦ «Кругозор» здесь выступает как важное связующее звено и информационный центр поддержки данной акции.

    В игре приняло участие 390 учащихся из 17 школ Автозаводского района.

    «Карьера» - 2008 проводилась в несколько этапов.

    1 этап – групповая психологическая консультация с тестированием. Дети делились на две группы: одна оставалась в «Кругозоре», другая проходила в автобус, оснащенный ноутбуками. Каждый уходил с результатами тестирования, где были прописаны данные о способностях и подходящие профессии.

    2 этап – защита проектов «Город мастеров», где дети презентовали рабочие профессии (дворник, слесарь, электромонтер и др.).

    3 этап – социальная игра «Я – мэр». Старшеклассники придумывали несуществующий город, для которого нужно было получить финансирование в 1 млн. рублей. Каждая группа представляла свой проект и отстаивала свои интересы.

    Мы помогали ребятам в составлении проектов тем, что оперативно предоставляли информацию о профессиях и помогали использовать предложенный материал.

    «Карьера» - 2009 включала в себя профориентационное тестирование. После проведения игры ребята получили информацию о трудоустройстве на летний период, а также адреса и телефоны, по которым можно обратиться по данному вопросу.

    «Наступает время выбора» - цикл мероприятий по профориентации для старшеклассников.

    Цели программы:

    1. Дать представление подросткам о мире современных и востребованных профессий.

    2. Помочь в правильности выбора профессии.

    Участие детей в цикле не означает, однако, что каждый из них уйдет с готовым решением и списком подходящих ему профессий на руках. Выбор в конечном итоге всегда должен остаться за ребятами. Данную мысль мы пытаемся внушить с первого же занятия, чтобы дети не строили иллюзий, и чтобы не было разочарований. Но пройдя цикл занятий, дети будут знать, что искать информацию нужно (она не придет к ним сама); они будут знать, что искать, где искать и как искать нужную им профессию.

    Сами занятия проводятся в достаточно живой форме: много профориентационных игр и игровых упражнений, а информация, благодаря слайдовому сопровождению, получается яркой и запоминающейся. Само содержание занятий находится в постоянном развитии.

    Первое занятие называется «Сколько мы знаем профессий?». Основная задача данного занятия – показать ребятам их слабую ориентацию в мире профессий, подвести к мысли, что искать информацию необходимо, определить свой предмет труда. Также дается понятие о формуле профессии «хочу – могу - надо».

    Второе занятие «Узнай свои способности» посвящено второй составляющей формулы профессии «могу», дается тест на определение типа темперамента, показывается, как нужно учитывать тип темперамента при выборе профессии.

    Третье занятие «Современный рынок труда». Идет разговор о третьей составляющей формулы профессии «надо», о профессиях редких и массовых, дается обзор современных профессий, востребованных на рынке труда.

    Четвертое занятие «От мечты к действиям». Речь идет о том, как выбирать место учебы, о преимуществах среднего и высшего образования , дается тест «Готовность к выбору профессии».

    Пятое занятие «Деньги, деньги…» рассматривает денежную сторону профессии. Стартовая и максимальная заработная плата , стабильный заработок и сдельная оплата труда , дополнительный заработок и социальный пакет являются предметом разговора на данном занятии. Также здесь мы говорим об ошибках при выборе профессии и выполняем тест «Мотивы выбора профессии».

    Шестое занятие «Ищем работу» включает в себя разговор о путях поиска работы, о том, чего следует избегать при поиске работы, как составлять резюме, графический тест «Ваше отношение к карьере».

    Мы выпустили дневники, куда заносятся основные моменты занятий: результаты тестирования и игр, библиографический материал, советы по выбору профессии и т. п. Но опыт показывает, что если цикл посещает класс в полном составе (от 20 человек), то заполнение дневников теряет свою эффективность. Такая форма работы наиболее эффективно, когда занятия проходят в малой группе. Поэтому для большого количества детей мы придумали «Шпаргалки по выбору профессий: ИОЦ «Кругозор» советует». В сжатом виде в шпаргалке излагается весь теоретический материал каждого занятия. Детям нравится форма шпаргалок, они не занимают места в их рюкзаках, и при серьезном отношении к занятиям могут послужить предметом разговора о профессиях с родителями.

    В заключение хотелось бы процитировать отзывы детей о занятиях.

    Отопкова Алена, 15 лет. «Мне очень понравились занятия по профориентации, потому что я узнала много нового о профессиях, познакомилась с факторами выбора профессии. Узнала о возможных ошибках в выборе профессии, теперь я постараюсь их не совершать…»

    Лебедева Светлана, 15 лет. «Из курса профориентации я узнала много новых профессий, о которых раньше даже не слышала. Здесь много интересных игр и тестов, которые нередко помогают разобраться в себе…получила немало интересной, а главное полезной информации. Индивидуальный подход к учащимся…Все понравилось…»

    Психолог ИОЦ «Кругозор»

    Рассказать друзьям