Распределительная логистика предприятия (на примере ЗАО "Траст"). Распределительная логистика на предприятии Основные положения теории распределительной логистики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
между производителями товаров и услуг и их конечными потребителями.

По оценкам различных экспертов, свыше двух третей машинотехнических изделий и оборудования, вовлекаемых в международный оборот, реализуется с помощью торговых посредников. Анализ современной практики международной торговли показывает, что к услугам торговых посредников в своей внешнеэкономической деятельности прибегают в первую очередь мелкие и средние фирмы-поставщики. Использование инструмента посредничества является стержневым в организации сбыта выпускаемых ими товаров.

В-третьих, как уже отмечалось выше, из-за использования каналов сбыта нулевого уровня, гарантийное, послегарантийное и сервисное обслуживание приходится осуществлять в сервисном центре предприятия, что увеличивает время обслуживания и логистические расходы предприятия.

Следовательно, можно выделить следующие проблемы предприятия в области организации распределительной логистики: отсутствие посредников при экспорте товаров и нечеткое планирование объемов продаж.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ ЗАО «ТРАСТ»

3.1 Пути совершенствования распределительной логистики предприятия

На основании проблем, выявленных в параграфе 2.3, определим пути повышения эффективности распределительной логистики предприятия.

ЗАО «Траст» необходимо привлекать посредников при организации своей деятельности на международных рынках. В результате, несмотря на расходы по оплате вознаграждения посредников, будет достигнуто следующее:

· привлечение посредников повысит оперативность сбыта товаров, что поспособствует увеличению прибыли фирмы за счет ускоренного оборота его капитала;

· посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и более оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры; что позволит реализовывать товар на более благоприятных для экспортера условиях, освобождая его от многих забот, связанных с реализацией товара;

· привлечение посредников создаст возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки, доукомплектации изделий в стране сбыта в соответствии с местными требованиями;

· некоторые посредники финансируют сделки экспортера (на основе как краткосрочного, так и среднесрочного кредитования), авансируют поставщиков, вкладывая собственный капитал в создание и функционирование сбытовой сети, что создаст важные экономические преимущества от экономии средств, вкладываемых в обращение;

· посредники обеспечивают для экспортеров возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, что даст возможность предприятию уменьшить или устранить кредитные риски, экономить на бухгалтерских и канцелярских расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу и т.п.;

· посредники, всегда находясь в более тесном контакте с конечными потребителями товаров и услуг, являются важными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке - его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, его сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения, современных требованиях к уровню качества и конкурентоспособности товара. Умелое использование предприятием такой информации, позволит получать важные конкурентные преимущества, активно совершенствовать тактику и стратегию сбыта, многократно окупая затраты на оплату услуг посредников;

· при работе через посредников, специализирующихся на массовом сбыте определенной номенклатуры товаров, возникнет дополнительная выгода за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара.

Предприятию для совершенствования распределительной логистике необходимо создавать дилерскую и дистрибьюторскую сеть, прежде всего, в странах Украина, Беларусь, Казахстан, Китай, Ангола, Чили. При этом предприятия, привлекаемые к сотрудничеству, должны заниматься не только продажами спецтехники, но и иметь в своем составе сервисные центры для предпродажной подготовки продукции, а также для ее гарантийного обслуживания. При поиске посредников предприятию стоит воспользоваться в первую очередь Интернетом (особенно, в странах Дальнего Зарубежья).

Для улучшения планирования объема продаж, при осуществлении, как экспортных, так и импортных операций; автор предлагает внедрить на предприятии системы программ «1С Предприятие 8.0. Управление торговлей».

Конфигурация «Управление торговлей» системы программ «1С Предприятие 8.0» является тиражным решением, позволяющим в комплексе автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций, обеспечив тем самым эффективное управление современным торговым предприятием. Ключевым направлением развития нового решения является реализация мощной функциональности, предназначенной для управления торговой деятельностью:

· Управление продажами.

· Управление поставками.

· Планирование продаж и закупок.

· Управление складскими запасами.

· Управление заказами.

· Управление взаимоотношениями с контрагентами.

· Анализ товарооборота предприятия.

· Анализ цен и управление ценовой политикой.

· Мониторинг и анализ эффективности торговой деятельности.

Подсистема управления продажами позволяет решать задачи оперативного планирования и контроля продаж, как в натуральном, так и в денежном выражении. Включает в себя блоки:

· Планирование продаж

· Управление заказами покупателей

Подсистема содержит средства анализа заказов, призвана оказывать поддержку в принятии управленческих решений при взаимодействии с клиентами и помогать выявлять узкие места на складе.

Планирование производится как по отдельным видам, так и по группам товаров; конфигурация также позволяет выбрать определенные категории покупателей (по регионам, по видам деятельности и т.п.) и составлять отдельные планы для каждой из этих групп. Планы составляются с различной временной детализацией (от дня до года); таким образом, конфигурация дает возможность разрабатывать как стратегические (квартальные, годовые), так и рабочие планы на один и тот же период.

Предусмотрено планирование продаж как по всей фирме в целом, так и по подразделениям или группам подразделений. Это дает возможность руководителям и менеджерам подразделений составлять планы продаж по своим направлениям. Планы подразделений консолидируются в сводный план продаж по организации.

При составлении планов продаж, прогнозируются следующие показатели:

· объемы продаж в натуральном и суммовом выражении;

· себестоимость продажи;

· торговая наценка.

Плановые данные о продажах в натуральном выражении могут вводиться как в ручном, так и в автоматическом режиме. Для последнего варианта используется информация о продажах товаров за предыдущий период, текущих складских остатках и полученных на плановый период заказах покупателей. Эти данные могут использоваться в различных комбинациях, определяемых пользователем. Если для определенных групп товаров необходимо применять отдельные принципы расчета плановых показателей, предусмотрена возможность составления для каждой из них отдельного плана, которые впоследствии будут объединены в один общий план.

Для окончательной доводки плана предусмотрена возможность относительного или абсолютного изменения данных, полученных в результате расчетов, например, для реализации такой стратегии, как «Объем продаж за аналогичный период прошлого года плюс 5%».

Для контроля выполнения разработанных планов в конфигурации предусмотрены развитые средства сравнительного анализа информации о планах и фактических продажах. С помощью них, например, решаются следующие задачи:

· план-фактный анализ продаж за определенный период;

· сравнительный анализ продаж за различные периоды, например за текущий период и аналогичный прошлого года;

· сравнение планов продажи с одинаковой детализацией за различные периоды времени, например, помесячные планы на декабрь текущего и прошлого года.

· сравнение планов с различной детализацией за один и тот же период, например, поквартальные и помесячные планы на первое полугодие текущего года.

При этом данные могут быть предоставлены в разрезе подразделений, сгруппированы для сравнения по отличительным признакам (свойствам) номенклатуры и покупателей. Например, можно провести сравнительный анализ объемов продаж номенклатуры с заданными характеристиками в определенном регионе за различные периоды времени, чтобы выявить сезонные колебания.

Подсистема управления заказами покупателей позволяет реализовать наиболее эффективную для предприятия стратегию обслуживания заказов покупателей, например, стратегию минимизации необходимого для обслуживания заказов складского остатка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проделанной работы сделаем следующие выводы.

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Она повышает эффективность материальных потоков на этапе движения от продавца к покупателю.

На микроуровне распределительная логистика - это планирование сбыта, организация получения и обработки заказов, организация складского хранения продукции, упаковка и комплектация продукции, обеспечение отгрузки и доставки продукции, организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне распределительная логистика - оптимизация распределения материального потока на этапе его движения к потребителю, обеспечение необходимого количества распределительных центров на обслуживаемой территории, определение оптимального месторасположения распределительного центра на обслуживаемой территории.

Конечной целью движения любого материального потока является его потребление, которое может быть производственным - в качестве средств или орудий труда, или непроизводственным - на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы.

Поставщики и потребители связаны между собой логистическим каналом. После выбора конкретных посредников логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Логистические каналы бывают с прямыми связями (без участия оптово-посреднических фирм) и без прямых связей (с участием посредников) - более предпочтительную.

Формы товародвижения бывает складская и транзитная. Распределительный центр устраивается в месте производства или потребления продукции.

ЗАО «Траст» является предприятием группы компаний «Траст». Предприятие поставляет следующие виды спецтехники: автобусы, вахтовые автобусы, грузовые автомобили, технику для сельского хозяйства, технику для дорожных и строительных организаций, технику для электросетей и газовых служб, коммунальную технику, элеваторное оборудование, водный транспорт, пожарную автотехнику, изотермические фургоны на все виды шасси, технику для добывающей промышленности. Кроме этого поставляются запчасти на все виды оборудования. На предприятии существует сервисный центр, который осуществляет все виды обслуживания поставляемой техники.

В фирме ЗАО «Траст» работает 35 человек. На предприятии есть логист, который непосредственно подчиняется коммерческому директору.

Предприятие осуществляет экспортные и импортные операции. Фирма экспортирует спецтехнику российских производителей в Украину, Беларусь, Казахстан, Китай, Анголу, Чили; импортирует в Россию продукцию компаний «Джон Дир» (США), «Хитачи» (Япония), «Татра» (Словакия). Торговая деятельность фирмы имеет тенденцию к улучшению. Улучшение показателей работы предприятия связано с профессиональной работой его сотрудников с одной стороны и улучшением экономических показателей и благоприятной рыночной конъюнктурой с другой.

Распределительная логистика предприятия включает в себя следующие этапы: планирование объемов продаж, организация каналов сбыта, складирование и хранение продукции, предпродажный сервис, упаковка, транспортировка продукции, организация гарантийного, послегарантийного и сервисного обслуживания.

Основные проблемы предприятия в области логистики: неточные прогнозы по объемам продаж, отсутствие посредников при экспорте, отсутствие сервисного обслуживания при экспорте.

Пути решения этих проблем -

1) поиск посредников с возможностью сервисного обслуживания продаваемой продукции при организации деятельности предприятия на международных рынках,

2) внедрение на предприятии системы программ «1С Предприятие 8.0. Управление торговлей».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. - М: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2001.

2. Бирюлев Е. Посредники в международной торговле. Возможности взаимодействия для российских поставщиков.// Маркетинг-2003 -№5.

3. Иванова А. Премудрости внешнеторговых расчетов//Финансы. -2003.-№36.

4. Кормнов Ю. Внешнеэкономические аспекты развития машиностроительного комплекса //Экономист.-1996. -№6.

5. Логистика: Учебное пособие/ Под ред. проф. Б.А. Аникина. - М: ИНФРА-М, 2002.

6. Мясникова Л.А. Информационная логистика// РИСК. -1999. - N1.

7. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. - СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 1999.

8. Николайчук В.Е. Логистика. - СПб: «Питер», 2001.

9. Нижегородцев Р.М. Информационная экономика. Книга 1. Информационная вселенная: Информационные основы экономического роста. - Москва - Кострома, 2002.

10. Сидоров И.И. Логистическая концепция управления предприятием.- СПб: Питер, 2001.

11. Строганова Е. Как правильно выбрать зарубежного партнера//Банковское дело в Москве.-2001. -№7.

12. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

13. Сергеев В. И. Логистика: аналитический обзор. - СПб., 1996.

14. Сердюкова Л. О. Транспортно-складская логистика цеха: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студ. спец. 0701 / Саратовский гос. ун-т. - Саратов, 1995.

15. Смехов А. А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993.

16. Смехов А. А. Основы транспортной логистики / Учеб. для вузов ж.-д. трансп. - М.: Транспорт, 1995.

17. Туровец О. Г., Родионова В. Н. Логистика. - Воронеж: ВГТУ, 1994.

18. Чернышев М. А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса: логистический подход. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. 1995.

19. Шеннон Р. Ю. Имитационное моделирование систем - наука и искусство / Пер с англ. Под. ред. Е. К. Масловского. - М.: Мир, 1978.

20. Эффективность стратегий логистического развития: Межвузовский научный сборник / Саратовский гос. техн. ун-т. - Саратов, 1995.

...........

Организация логистических процессов распределения товаров (на примере ОАО "Полоцкий молочный комбинат")

Дипломная

Логистика и транспорт

Предмет исследования: распределительная логистика Цель работы: обоснование актуальности создания распределительного центра продукции ОАО Полоцкий молочный комбинат в городе Риге обоснование актуальности использования услуг дистрибьютора в городе Пскове и актуальность внедрения логистического программного обеспечения на предприятии и оценка экономической эффективность предложенных мероприятий. Исследование и разработки: изучены основные аспекты логистических процессов распределения товаров проанализирована организация логистической...


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3248. Философия: задания и упражнения 2.41 MB
В пособие включены основные теоретические положения, упражнения и практические задания по курсу "Философия", а также некоторый дополнительный материал, облегчающий пользование пособия Назначение пособия - включить изучающих философию в проблемную си...
3249. Производственный менеджмент. Тексты лекций 586.5 KB
Введение Современное производство характеризуется постоянно изменяющимися параметрами внешней и внутренней среды, острой необходимостью оперативно применять прогрессивные технологии изготовления продукции, организации и управления предприятием, в ко...
3250. Изучение омических сопротивлений 208 KB
В настоящей лабораторной работе «Изучение омических сопротивлений» рассматриваются основные законы электрического тока. Вводятся понятия сопротивления, напряжения, разности потенциалов и эдс. Показаны различные способы определения омических...
3251. Анализ эксплуатации локомотивов и работы локомотивных бригад в локомотивном депо 533 KB
Приведены цели и задачи эксплуатационно-управленческой практики, порядок организации и прохождения практики, права и обязанности студентов во время прохождения практики и требования к отчету по итогам практики. Изложены методика сбора информации и н...
3252. Управление документооборотом на предприятии 197 KB
Управленческие документы. Состав. Классификация Общие понятие документационного обеспечения управления Документ – материальный носитель информации, предназначенный для ее обработки и передачи во времени и в пространстве. Понятие д...
3253. Тематическое своеобразие серий публикаций о мировом экономическом кризисе 67.5 KB
Тематическое своеобразие серий публикаций о мировом экономическом кризисе Кризис - это внутренний механизм насильственного приспособления размеров общественного производства к объему платежеспособного спроса хозяйственных субъектов. Это всеобщее...
3254. Контроль точности при сборке 256.5 KB
Контроль точности при сборке Осуществляемые в процессе сборки контрольные операции дают возможность установить в соединениях, сборочных единицах и в машине степень соответствия относительного положения и перемещения исполнительных поверхностей техни...
3255. Ритмичная и бесперебойная работа рудных шахт на примере рудника 737.5 KB
Современные шахты и рудники представляют собой высокомеханизированные горнодобывающие предприятия, оборудованные различными электрифицированными машинами, механизмами и установками. Важное значение имеют стационарные установки: подъем...
3256. Окна, двери и эксплуатационные требования к ним 42 KB
Окна, двери и эксплуатационные требования к ним В зданиях много окон и дверей, а потому от их технического состояния, в частности герметичности, во многом зависит температурно-влажностный режим в помещениях. Внешний вид, расположение окон на фасаде...

Производственное предприятие ООО «КИТ»

В КИТ выделяются три функциональные области логистики: закупочную, производственную, распределительную.

1. Закупочная логистика КИТ

В сфере закупочной логистики находятся материальные потоки, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами. Управление материальными потоками на данном этапе имеет определенную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельную деятельность. Отдел МТО - специально выделенное подразделение предприятия КИТ для решения данных задач.

Деятельность этой службы осуществляется на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно решает три типа задач:

  • · Задачи по взаимодействию предприятия с внешней средой;
  • · Задачи, обеспечивающие цели предприятия в целом;
  • · Задачи, предписанные данному подразделению.

Прежде всего, данное подразделение отвечает за решение следующих задач:

  • · что закупить;
  • · сколько закупить;
  • · у кого закупить;
  • · на каких условиях закупить.

После решения перечисленных задач отдел выполняет задачи обеспечивающего уровня, к которым относятся:

  • · заключение договора;
  • · контроль исполнения договора;
  • · организация доставки материальных ресурсов;
  • · организация складирования материальных ресурсов;
  • · организация хранения материальных ресурсов.

Ниже дана характеристика подходов к решению задач закупочной логистики, принятых на предприятии КИТ.

Как осуществляется хранение комплектующих деталей и узлов?

Задача хранения комплектующих деталей и узлов осуществляется с помощью склада МТО, который подчиняется указанному отделу. В том случае, когда производству требуются материалы и комплектующие, оформляется документ о получении необходимого ресурса из запасов собственного склада. На складе подбираются нужные материалы и передаются в производство.

В случае если требуемый материал отсутствует на складе, отдел МТО делает заказ поставщику соответствующих материалов, с которыми предприятие КИТ имеет долгосрочный договор. На основе заказа и в соответствии с условиями долгосрочного договора поставщик обеспечивает отправку необходимого товара. Закупленные товары отправляются, как правило, посредством автомобильного, авиационного или железнодорожного транспорта. Заказанные товары по мере их поступления принимаются на складе МТО. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товары хранятся на складе МТО.

Как делается выбор поставщика?

В настоящее время предприятие работает с постоянными поставщиками, предпринимая максимум усилий для сохранения своих связей. Первое время, стремясь получить комплектующие по минимальным ценам, КИТ пыталось работать напрямую с производителями комплектующих. Сегодня КИТ работает по другой системе. Подобная система хорошо себя зарекомендовала во многих предприятиях. Суть ее заключается в долгосрочном договоре с фирмой-посредником. Структура ее имеет меньшее количество звеньев, существенно упрощено прохождение запросов и вызванных ими материальных потоков. Система связывает поставщика и потребителя продукции гораздо более короткими связями, чем описанная выше. Закупочные органы компании и склады разгружаются от рутинной работы. Функции отбора и доставки грузов переходят к поставщику, которым является не производитель сырья и комплектующих, а оптовая торговая компания, выполняющая распределительные функции, имеющая свои торговые склады и являющаяся посредником между промышленными предприятиями. Структура и прохождение информационных и материальных потоков показаны на рисунке “Схема документооборота поставщик-предприятие (на основе генерального договора)”.

План-график поставок составляется предприятием КИТ по согласованию с поставщиком в форме заказа на поставку. Сформированный заказ одновременно является и заказом, и документом, регистрирующим поставку и получение товара.

Договорная документация с таким поставщиком включает в себя:

  • · Договор (включая соглашения по организации процесса подачи заявок (заказов) и выполнения поставок)
  • · Инструкции по ведению контроля и учета выполнения договорных условий.

Рис.

Как планируются закупки?

Планирование закупок и контроль за их выполнением также возложены на отдел МТО. В ходе планирования решаются следующие задачи по согласованию действий всех отделов и должностных лиц предприятия:

  • · анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;
  • · определение метода закупок;
  • · согласование цены и заключение договора с поставщиками;
  • · установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
  • · организация размещения товаров на складе.

В процессе определения потребности необходимо установить:

  • · какие материалы требуются
  • · количество материалов, необходимых для производства продукции;
  • · время, когда они понадобятся
  • · возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары
  • · требуемые площади ваших складских помещений
  • · издержки на закупки
  • · возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

На предприятии КИТ принята специальная технология по планированию и контролю закупок. В соответствии с принятой технологией задачичто закупать и сколько закупать решаются руководителем отдела МТО совместно с руководителями отделов производства и сбыта при разработке производственной программы. Задачи у кого и на каких условиях закупать решаются руководителем отдела МТО совместно с директором предприятия.

Силами отдела МТО выполняются все необходимые работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных материалов и комплектующих и их хранение.

В общем случае существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков.

На предприятии КИТ потребность в материалах рассчитывается на основе программы производства конечного продукта. Т.е. в основе потребности в материалах лежит планируемый объем изготавливаемой продукции, который определяется предсказуемым или известным спросом. Номенклатура конечной продукции закрепляется в производственной программе. Исходя из времени поставок конечного продукта потребителю и времени, к которому доставляемые материалы и комплектующие должны быть в наличии, определяется брутто-потребность в поставляемых материалах.

Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитываются:

  • · наличный запас
  • · уже заказанные материалы (или уже запланированное собственное производство)
  • · заказ, предназначенный для предыдущей серии продукции.

При известном времени поставок материалов и времени запуска их в производство определяют время подачи заказа.

Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.

2. Производственная логистика КИТ

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями).

Каковы принципы построения производственного процесса на предприятии КИТ?

В основу концепции организации производственной логистики на предприятии КИТ были положены следующие основные принципы:

  • · отказ от избыточных запасов;
  • · обязательное устранение брака;
  • · изготовление продукции как можно более крупными партиями;
  • · превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

При формулировке концептуальных положений КИТ стремился обеспечить эффективность своей деятельности в условиях меняющегося спроса на рынке.

Когда на рынке спрос превышает предложение и можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована, приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется, если предложение превышает спрос. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время КИТ уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Как производство адаптируется к меняющемуся спросу?

Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов весь мир решал эту задачу за счет наличия на складах запасов готовой продукции. Сегодня, как и многие другие предприятия, КИТ предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.

  • · Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
  • · Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами.

Как выглядит схема производственного процесса предприятия КИТ?

На рисунке приведена производственно-технологическая система предприятия КИТ. Весь производственный процесс разбит на 5 основных операций. Кроме этого предусматривается дополнительная операция, которая выполняется по мере необходимости для устранения брака. Материалы и комплектующие узлы, необходимые для производства продукции, берутся на складе МТО в соответствии с заявками. Заявки формируются в соответствии с потребностью производственного процесса на каждый рабочий день. Готовые изделия сдаются на склад ГП.

Рис.

Как организованы производственные участки?

С целью эффективного обеспечения производственного процесса трудовыми ресурсами операции разбиты по производственным участкам. Производственный участок специализируется на выполнении отдельных операций и отвечает за выполнение своих производственных заданий и организацию работы персонала внутри участка. На рисунке приведена схема разбиения производственного процесса на участки.

Рис.

3. Распределительная логистика КИТ

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на пути от предприятия производителя до потребителя, начиная с момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. Состав задач распределительной логистики делится на два уровня - внутренняя распределительная логистика и внешняя распределительная логистика.

Каковы задачи распределительной логистики на предприятии КИТ?

В КИТ на уровне предприятия логистика решает следующие задачи:

  • · организация получения и обработки заказа;
  • · планирование процесса реализации;
  • · выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • · организация отгрузки продукции;
  • · организация доставки и контроль за транспортировкой;
  • · организация послереализационного обслуживания.

К задачам распределительной логистики на внешнем уровне в КИТ относят:

  • · выбор архитектуры канала распределения;
  • · организация работы с участниками канала распределения (торговыми посредниками);
  • · выбор стратегии в распределении готовой продукции;
  • · стратегия ценообразования;
  • · организация мероприятий по продвижению продукции предприятия на рынке
  • · контроль за состоянием рынка продукции предприятия КИТ и анализ позиций продукции КИТ на целевых сегментах;
  • · работа с клиентами и организация послепродажного обслуживания.

Решение всех задач распределительной логистики в предприятии КИТ возложено на отдел сбыта готовой продукции (СГП).

Какова архитектура канала распределения предприятия КИТ?

Канал распределения, по которому товары попадают в конечное потребление, может иметь самое разное строение. В предприятии КИТ с самого начала канал распределения не формировался. В основе плана производства лежали заключенные на момент начала планового периода договоры с клиентами и весь сбыт осуществлялся напрямую “предприятие КИТ - клиент”. И даже тогда, когда стало ясно, что имеющиеся неиспользованные мощности предприятия могут быть задействованы для выпуска сверхдоговорной продукции, прямой сбыт оставался основным методом реализации продукции. Для реализации сверхдоговорной продукции был открыт прием заказов от всех желающих купить мелкую партию (от одного и более) компьютеров по прейскурантным ценам. Задача продажи по индивидуальным заказам была возложена на отдел СГП.

Рис. Схема документооборота “предприятие-клиент” (разовый заказ)


Используемая предприятием система сбыта имеет всего один распределительный центр - склад готовой продукции.

Рис. 11. Схема распределения материального потока

Следует отметить, что складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта. Поэтому для каждого предприятия так важно грамотно построить свою складскую сеть.

Система с одним распределительным центром в данном случае имеет для предприятия как свои положительные, так и отрицательные свойства:

1. Предприятию не нужно создавать обширную сеть складов, обсуживающих какую-либо территорию, у него нет потребности в создании разветвленной складской инфраструктуры, поэтому оно не несет дополнительных расходов на содержание дополнительных складов;

2. Предприятие не несет больших транспортных издержек, т.к. при существующей системе распределения предприятие не содержит значительного парка транспортных средств в связи с тем, что само не осуществляет самостоятельных перевозок своей продукции;

3. Предприятие имеет возможность продавать свою продукцию оптовым покупателям по более низкой цене, т.к. в эту цену не включаются транспортные расходы. Эта низкая цена может привлечь тех оптовых покупателей, у кого создана широкая сеть распределительных центров, налажено транспортное хозяйство, и они, соответственно, имеют возможность доставлять товары до своих оптовых баз с минимальными издержками.

1. В условиях существующей распределительной системы предприятие достаточно сильно зависит от своих оптовых покупателей. Можно заметить, что подавляющее большинство своей продукции (98%) предприятие реализует всего трем посредникам. Т.е. можно сделать вывод, что структура сбыта «Совлит» является недостаточно диверсифицированной, в результате чего данное предприятие сильно подвержено колебаниям спроса со стороны вышеперечисленных оптовых покупателей, а это, в свою очередь, может негативно сказаться в будущем на успешности реализации продукции предприятия. В данном случае эти оптовые покупатели могут в определенной ситуации диктовать предприятию свои условия, добиваясь для себя определенных выгод и пользуясь тем, что предприятие достаточно сильно от них зависит;

2. Данная распределительная система, когда оптовый покупатель вынужден самостоятельно вывозить продукцию предприятия с его склада, приводит к ограничению числа покупателей, готовых сотрудничать с ООО «Совлит». Ведь далеко не у каждого посредника есть желание самостоятельно осуществлять доставку купленной им продукции данного предприятия до своего распределительного центра, возлагая тем самым на себя все издержки, связанные с транспортировкой товара до оптового склада, его дальнейшим складированием и доставкой его в различные торговые точки. Вот именно поэтому у ООО «Совлит» такое незначительное число торговых посредников.

Определение необходимого количества складов на обслуживаемой территории

Одним из основных моментов оптимизации распределительной системы является определение необходимого количества складов. В первую очередь тут нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором здесь, как впрочем, при любом процессе оптимизации, является минимизация суммарных издержек.

Если сделать число складов небольшим (1-2), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут наибольшими (стоит отметить, что эти варианты рассматриваются в перспективе, а не как уже существующее мероприятие). Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие 5-6 распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения такого количества дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.

Поэтому, в нашем случае предпочтительным является вариант, согласно которому район обслуживается тремя дополнительными складами. Всего в системе распределения будет функционировать четыре склада (т.к. склад готовой продукции по-прежнему может выполнять распределительную функцию).

Отметим, что при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. В качестве переменных выступают следующие издержки:

1. транспортные расходы;

2. расходы на содержание запасов;

3. расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;

4. расходы, связанные с управлением складской системой.

1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

· расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);

· расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).

При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.

Другая часть транспортных расходов -- стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.

Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму зависимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на склады (при увеличении количества складов).

2. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения

При увеличении числа складов сокращается зона обслуживания каждого из них. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например, необходимость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запаса, то есть, создавая несколько складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех складах возрастет (по сравнению с запасом в распределительной системе с одним центральным складом).

3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения

При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства, возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр. увеличиваются.

4. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов

Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов на системы управления делается более пологой.

Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления (в нашем случае это еще один дополнительный пункт для затрат).

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что для создания новых складов требуются огромные капиталовложения. В данный момент ООО «Совлит» не может себе этого позволить, да и существующее положение дел абсолютно устраивает руководство организации. ООО «Совлит» уже многие годы работает в таком режиме (при одном распределительном центре) и получает стабильный доход.

Оптимизация расположения распределительных центров на обслуживаемой территории

Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории.

Распределительный центр (склад готовой продукции) ООО «Совлит» расположен в неудобном месте, на окраине города, поэтому транспортные издержки посредников в этом случае достаточно высоки.

Даже если в системе распределения находится один склад, то его рациональнее разместить в центре обслуживаемой территории, а не на ее окраине.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же, как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения.

В данном случае при расширении распределительной сети предприятию наиболее целесообразно не строить новые склады, т.к. для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими складами с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д. Т.е., рациональнее будет либо приобрести склады желательно в центре города, либо снять их в аренду.

Для более точного расчета определения места месторасположения распределительного склада на обслуживаемой территории существует метод центротяжести

Основная цель - минимизация транспортных расходов. Требуется определить координаты X и Y склада.

где, Г - грузооборот

X i, Yi - координаты i потребителя

Таблица 5 - Координаты торговых точек предприятия ООО «Совлит»

Номер магазина

Координата X (км)

Координата Y (км)

Грузооборот (шт/месяц)

“Вестер”

“Виктория”

“Седьмой континент”

Xкм = 90 000*15 +93 000*17 + 86 000*18 + 50 000*18 +40 000*22 + 45 000*23 +49 000*28 + + 65 000*40 + 78 000*35 + 80 000*14/90 000 + 93 000 + 86 000 + 50 000 + 40 000 +45 000 + + 49 000 +65 000 +78 000 + 80 000 = 1 350 000 + 1 581 000 + 1 548 000 + 900 000 + 880 000 +1 035 000 + 1 372 000 +2 600 000 +2 730 000 +1 120 000/ 676 000 = 22

Yкм = 90 000*11 + 93 000*16 + 86 000*13 + 50 000*15 + 40 000*16 +45 000*35 + 49 000*34 +65 000*23 + 78 000*25 + 80 000*15/ 676 000 = 990 000 + 1 488 000 +1 118 000 + 750 000 +640 000 +1 575 000 +1 666 000 + 1 495 000 +1 950 000 +1 200 000/676 000 = 19

X склада = 22 - Склад

Y склада = 19

Рис. 12. Определение координат склада

При выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, также влияют следующие факторы:

1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники.

2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов.

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный центр необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

Выводы и предложения по оптимизации системы распределения

Исходя из результатов анализа системы распределения, проведенного в предыдущих пунктах, можно сделать общий вывод о том, что существующая система распределения продукции ООО «Совлит» не отвечает многим требованиям логистики, не обеспечивает максимизации прибыли предприятия, приводит к увеличению транспортных расходов при доставке готовой продукции со склада предприятия до конечного потребителя и т.д.

Тем не менее, данная структура применяется предприятием вот уже более семи лет, и пока руководство предприятия не намерено вносить в нее столь значимые изменения. Это обусловлено тем, что для изменения сложившейся системы требуются значительные капиталовложения (создание парка транспортных средств, аренда или покупка складских помещений в черте города), а кроме того, требуется качественно иной подход к организации управления материальными и информационными потоками. Предприятию необходимо также установить прямые связи с непосредственными потребителями его продукции.

Принципы, которыми руководствуется руководство предприятия, ясны. Ведь данная структура сбыта является наиболее «безболезненной» для предприятия в краткосрочном периоде, т.к. все транспортные и складские расходы в этом случае минимальны, а предприятие избавлено от необходимости самостоятельно заниматься розничной продажей своей продукции.

Но если рассмотреть долгосрочную перспективу, учитывая влияние положительных и отрицательных факторов внешней среды, то очевидным становится то, что существующую систему необходимо изменять, оптимизировать в соответствии с основными логистическими принципами.

Оптимизация существующей распределительной системы может быть проведена по нескольким направлениям:

1. Необходимо увеличить количество распределительных центров (оптовых складов);

2. Оптимально разместить эти склады на обслуживаемой территории;

3. Создать достаточный парк транспортных средств требуемой грузоподъемности и рационально организовать его работу по доставке продукции предприятия от места производства до места потребления;

4. Необходимо наладить прямые связи с потребителями продукции предприятия (как с физическими, так и с юридическими лицами). Т.е. максимально диверсифицировать структуру сбыта, что обеспечит предприятию устойчивый и равномерный спрос на его продукцию и снизит торговый риск до минимума;

5. В то же время, никоим образом нельзя терять уже наработанных связей с оптовыми покупателями, а предложить им и в дальнейшем работать на взаимовыгодных условиях, причем в новых условиях у них будет возможность выбора наиболее удобного для них центра распределения, чтоб снизит их транспортные издержки. Конечно, покупая товар непосредственно вблизи своих центров распределения, посредники уже будут рассчитывать на более высокую цену, в которую предприятие заложит свои издержки по доставке продукции к месту потребления.

Следует отметить, что после оптимизации системы распределения эти издержки будут сведены к минимуму, что при существующем уровне розничной цены на продукцию предприятия увеличит его прибыль.

Рассказать друзьям