Роль языка в профессиональной деятельности юриста. Сочинение: Язык и речь в профессиональной деятельности юриста. Культура речи юриста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Охрана общественного порядка осуществляется 3-мя методами: уголовно - правовой, гражданско - правовой, административно - правовой.

Наибольшая часть компетентности в области охраны общественного порядка принадлежит Органам Внутренних Дел (ОВД). ОВД - весьма своеобразное звено исполнительной власти. Они организационно объединяют в себе достаточно разноплановые структуры: милицию, следственный аппарат, государственную противопожарную службу, паспортно - визовую службу, службу исполнения уголовных наказаний, а также, если брать систему МВД России в целом, то и внутренние войска МВД России.

Задачи ОВД:

1)- обеспечение общественного порядка;

2)- предупреждение и пресечение преступлений;

3)- расследование преступления и розыск преступников;

4)-предупреждение пожаров и борьба с ними.

Сущность их деятельности состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок. В соответствии с возложенными на ОВД задачами, их деятельность регулируется следующими законодательными актами: а)- Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.91 г. (с последующими дополнениями); б)- ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12 94 г.;

в)- ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» от 21.07.93 г.;

г)- ФЗ «О внутренних войсках министерства Внутренних дел РФ» от 06.02.97 г.

В соответствии с законом «О милиции» , милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения мер принуждения. (ст.1). Отличительной чертой милиции является возможность применения к правонарушителям мер непосредственного государственного принуждения. Во многих случаях оказывается достаточно только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью милиции не идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные агентства, бюро и пр. Именно милиция находится на первой линии борьбы с правонарушениями, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на неё высокую ответственность.

Вышеназванный закон возлагает на милицию следующие задачи: 1)- обеспечение личной безопасности граждан;

2)- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3)- раскрытие преступлений;

4)- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5)- оказание помощи в пределах, установленных ФЗ «О милиции», гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Например, обеспечение личной безопасности граждан, может быть достигнуто: наличием в системе милиции различных функциональных подразделений (ППС, служба участковых инспекторов), которые действуя в пределах собственной компетенции, в конечном счёте, обеспечивают достижение этой общей цели;

профилактической направленностью деятельности милиции;

принимаемыми в особых случаях мерами по обеспечению безопасности определённых лиц, например, участников уголовного процесса, в безопасности которых есть основания сомневаться.

Весь этот комплекс мероприятий, гласных и негласных, призван гарантировать личную, имущественную и иную безопасность граждан.

В деятельности милиции необходимо выделить три основных направления, каждое из которых имеет особую правовую характеристику:

1. Административная деятельность на основе административного законодательства. В ходе отправления административных полномочий сотрудники и аппарат милиции вступают в административно - правовые отношения в гражданами, учреждениями, организациями.

Виды админ. деятельности милиции: а)- деятельность участковых инспекторов милиции; б)- служба милицейских нарядов по охране порядка в общественных местах;

в)- обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов в населённых пунктах и на автомобильных трассах.

2. Милиция как орган дознания - следственные функции: а)- возбуждение уголовного дела; б)- следственные действия по установлению и закреплению следов преступления - осмотры, обыски, выемки, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

3. Оперативно - розыскная деятельность:

а)- предупреждение и пресечение преступлений; б)- розыск преступников.

В связи с возложенными на милицию задачами, свою деятельность последняя строит в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности. Принцип законности в деятельности милиции означает, что она не только является одним из гарантов точного и единообразного исполнения законов, отнесённых к её ведению, но и сама в своей деятельности обязана строго исполнять нормативные предписания. Недолжное выполнение своих служебных обязанностей, допущенные при этом служебные проступки преследуются по закону. Сотрудник милиции, совершивший должностное правонарушение, может быть привлечён к дисциплинарной или даже уголовной ответственности. Принцип гуманизма означает уважительное отношение к людям, в том числе и к правонарушителям. Во всех случаях запрещается применение методов воздействия, унижающих человеческое достоинство. Принцип уважения прав человека: В законодательстве РФ находит своё отражение международно - признанное положение об охране фундаментальных прав человека (всеобщая декларация прав человека, ст.29 и Конституция РФ, гл.2)). Их нарушение преследуется по закону. Милиция действует на основе гласности: это означает извещение правонарушителя об имеющихся к нему юридических претензиях, предоставление к нему в связи с этим возможности защищаться как лично, так и с помощью профессионального адвоката против выдвинутого обвинения (подозрения), возможность обжалования действий и решений должностных лиц милиции, которые он считает незаконными и необоснованными, в том числе и в судебном порядке. Кроме того, действия милиции могут в пределах, не разглашающих служебную тайну, освещаться средствами массовой информации. В ряде случаев закон допускает исключения из принципа гласности, в частности, в интересах расследования (ст.139 УПК). Материалы оперативно - розыскной деятельности, как правило всегда закрыты (с ними в рамках специальной процедуры могут знакомиться некоторые ответственные работники прокуратуры).

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.(ст.3). При этом в рамках оперативно - розыскной деятельности допускается использование агентурных источников (ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности»). Кроме того, к выполнению задач милиции могут привлекаться сотрудники системы МВД, не являющиеся сотрудниками милиции с момента и в порядке, который определяется министром внутренних дел РФ. И в этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищённости, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции. Следует отметить, что взаимодействие - не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней.

Особую социальную значимость деятельность милиции приобретает вследствие того, что она сопряжена со вторжением в сферу прав с свобод граждан. Подобное вторжение необходимо постольку, поскольку в отсутствие третьей силы (милиции), способной осуществлять принудительную защиту права, в обществе может начаться «война всех против всех». Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Закон здесь понимается как нормативный акт высшей юридической силы. В этой связи в настоящее время взят курс на решительное свёртывание подзаконного нормотворчества в сфере деятельности милиции. Вместе с тем нельзя считать, что если закон не уполномочивает милицию на совершение каких - либо действий в отношении граждан, то она обречена на бездействие. Важно подчеркнуть, что милиция вправе обращаться к гражданам с просьбой о добровольном принятии на себя некоторых обязательств или самоограничении в своих правах и свободах: оказать помощь сотруднику милиции в пресечении хулиганских действий и доставлении задержанного лица в милицию, разрешить «засаду» в своей квартире, предоставить в распоряжение милиции какие - либо предметы и т. п.. Но такое вмешательство допустимо лишь в том случае, если оно помимо наличия согласия или просьбы гражданина на противоречит общепризнанным нормам морали.

Закон требует от сотрудника милиции разъяснять гражданину во всех случаях ограничения его прав и свобод основание такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Милиция обязана защищать человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и возраста, образования, языка, политических и иных убеждений. Ей запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека (п.2 ст. 5, ФЗ «О милиции). Кроме того, милиция должна предоставлять возможность реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщать по их просьбе о задержании их родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке); при необходимости принимать меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей - либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.

4. Пути и средства совершенствования организации деятельности ОВД на современном этапе развития России

Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью - жизненно важные задачи нашего сегодня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Заключение

В процессе написания работы я выяснил, что органы внутренних дел играют важнейшую роль в государственной деятельности.

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения. Служба в ОВД является прекрасным примером несения государственной службы.

Сегодня, когда наша страна находится на пути правового обновления, пересмотр и переосмысление прежних традиций, форм и методов их работы только начался. Сегодня всеобщей становится идея об объективном процессе усложнения и многообразия общественных структур. В реальной жизни это будет отнюдь не возврат к старому, а возрождение и развитие новых социально-экономических структур.

Развитые общественные структуры объективно находят адекватное отражение в государственном устройстве и, в частности, в структуре организации правоохранительных органов. Органы внутренних дел, как специфический социальный институт всегда четко реагировали на любые изменения не только в государственном устройстве и политике, но и в частной жизни граждан.

Органы внутренних дел, как элемент системы социального управления должны охранять и поддерживать новый механизм развития, восстановления, самовозрождения многообразия социально-экономических структур. Именно это должно стать одним из базисных принципов деятельности ОВД на современном этапе и в обозримом будущем.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа 2001 г.)

3. Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ 1995 г. № 31 ст.2990

4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

5. Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1993

6. Габричидзе Б. Н. Принципы профессионализма в государственной службе //Государство и право. 1995. № 12

7. Комаров С. А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.,1998

8. Костенко Н. И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995, № 11

9. Лазарев Б. М. Государственная служба. М., 1993.

10. Мирошниченко Е. В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993, № 6.

11. Ноздрачев А. Ф. Об основах государственной службы. // Дело и право 1996. - № 5.

12. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ // Государство и право. 1996. № 1

13. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997.

14. Теория права и государства: Учебник / Под ред проф В. В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997.

15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных организаций/ Под ред В. Г. Стренозова. - М.: Добахов, Ткачев, Димов, 1995

  1. Место судебных органов в механизме современного государства

    Курсовая работа >> Государство и право

    Ее структуры и принципов построения; определение места судебных органов в механизме современного государства . ... . Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и... несомненно, способствует усилению роли и престижа Конституционного Суда...

  2. Государство и экология (3)

    Курсовая работа >> Экология

    Преступления. 9 Место и роль правоохранительных органов в решении экологических... государстве (личность, общество, государство ), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными ... организационная структура органов прокурорского...

  3. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы (1)

    Статья >> Государство и право

    ... государства , сущности права. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль правоохранительных

Введение

1. Особенности профессионального общения юриста

2. Этапы процесса делового общения юриста

3. Коммуникативные умения, необходимые юристу

4. Формирование образа партнера

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение - один из важнейших инструментов социализации человека.

Общение - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Кроме того, общение - это способ существования и действия социальных образований, межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социального опыта от поколения к поколению.

В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Исходя из этого, знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие.

1. В основе делового контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела.

2. Порядочность, то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких нравственных качествах, как:

Умение держать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

Моральная устойчивость, умение не поступаться своими принципами;

Обязательность, точность, верность своему слову.

3. Доброжелательность, то есть потребность делать людям добро.

4. Уважительность, реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость).

В профессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то время как остальные 20% занимает оформление документации.

1. Особенности профессионального общения юриста

Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них:

(1) специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели;

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения;

(3) конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление или правонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях;

(4) формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Цели формализации:

Защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок;

Усиление активности участников общения;

(5) специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны следующие особенности в психическом состоянии;

Повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения;

Доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

(6) особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.

2. Этапы процесса делового общения юриста

Юристу необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидность юридической деятельности включает в себя ряд этапов.

Для успешного общения юристу необходимо обеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

1. Установление контакта - достижение состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт - начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересы партнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают или близки.

Психологическое содержание контакта - процесс адаптации субъекта к субъекту: адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новой системе взаимоотношений и стилю поведения партнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочных наборов.

Структура психологического контакта включает несколько элементов.

(1) Прогнозирование общения и формирование модели партнера. Главная задача этапа - сбор информации о партнере по общению.

В тех случаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информации целесообразно вести по следующим направлениям:

Общая характеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

Ближайшее социальное окружение;

Образ жизни;

Склонности, интересы, привычки;

Манера общения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

Привычные и запретные темы общения.

В тех случаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении с другими людьми.

На основе собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и в какой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этом необходимо учитывать несколько требований:

Начальная фаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

Необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

Ваша позиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать ему возможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованности партнера в продолжении общения.

(2) Создание внешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени, места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е. формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа - снять у партнера предубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник: мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера.

(5) Устранение помех в общении. Помехи могут возникать в результате:

Формирования в процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки к предстоящему общению (для сотрудника - мобилизовать волевые ресурсы, сломать установку; для партнера - сменить стиль поведения);

Непонимание партнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта: первый - обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжать взаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй - снять конфликт);

Психическое состояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация, эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самым снизить эмоциональное возбуждение.

(6) Стимулирование интереса к продолжению общения.

2. Информационный обмен - передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.

3. Побуждение партнера к активному обмену информацией.

4. Координация общения - согласование планов, действий, позиций юриста с партнером по общению.

5. Установление взаимопонимания - понимание смысла сообщаемой информации. Но главное - понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т.д.

6. Эмоциональное воздействие - побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний, приведение его реакций к специфике общения.

7. Установление отношений - определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений, условий и взаимных уступок.

Последовательное прохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целей юридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условий эффективного общения.

Для успешного профессионального общения юристу необходима коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность - это знание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Способность общаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Под умениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психические действия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрации внимания на способах их выполнения в любых условиях обстановки.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ

Речевые умения - связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятся следующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно», т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое.

2. Социально-психологические умения - связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения: психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий; психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению; овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать» желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологический настрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулировать проявление инициативы партнера по общению.

3. Психологические умения - связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций (коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использовать эмоции как средство общения.

4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы поведения; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание.

5. Умения использовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистические средства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисменты и т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умения взаимодействовать: на уровне диалога - с личностью или группой; на уровне полилога - с массой или группой; на уровне межгруппового диалога.

Однако знание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае, если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организовать общение?

(1) Знание психологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению? Главным образом это знание ценностных ориентации, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества, которые определяют особенности психических познавательных процессов:

Достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;

Наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению;

Особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.;

Особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях;

Интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка - приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером. Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью, неисполнительность - попустительством, капризность - излишней уступчивостью.

Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение - это социально-психологическое явление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностными особенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности. Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапами процесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений.

4. Формирование образа партнера

Кроме того, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональные и индивидуальные особенности личности.

Остановимся на характеристике процесса восприятия человека человеком. Формирование представления о другом человеке обеспечивают психические познавательные процессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Каковы особенности формирования образа партнера?

1. Восприятие партнера носит предметный характер. Эта конкретность выражается в восприятии трех основных характеристик образа: физических данных; экспрессии, т.е. особенности самовыражения партнера; внешнего оформления. Поэтому юристу при получении информации целесообразно придерживаться этих показателей.

2. Целостность образа. Например, целостный образ возникает постепенно в зависимости от приближения к объекту. Для людей с нормальным зрением возможно выделить человека от фона на расстоянии 2 км, общий контур - 1 км, движения рук и ног - с 700 м, голову, плечи, овал лица - с 300 м, лицо - 200 м, глаза, пальцы - 60 м.

Причем на дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигуры распознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.

3. Константность образа. По мере накопления сведений образ объекта остается постоянным.

4. Осмысленность. В образ включаются обобщенные данные о категории людей, к которой принадлежит объект восприятия. В данном случае особенно велика роль социальной установки наблюдателя.

Основным исходным психологическим механизмом формирования внешнего образа партнера является узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порога узнавания вещей. Основная закономерность узнавания состоит в том, что идет рассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являются исходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются (портретируются) именно эти элементы.

Другая закономерность формирования образа - целесообразность. В поле зрения попадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.

Третья закономерность - особенности стимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляции образ партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом, подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком. Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться от своих оценок личности объекта деятельности.

Четвертая закономерность - эмоциональное состояние партнера (свидетеля). В состоянии эмоционального возбуждения партнеру дается также неполная и непривлекательная оценка.

Пятая закономерность - характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизует восприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.

Отражение партнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людей при составлении образа партнера элементы внешности распределяются примерно следующим образом.

1. Физический облик - 82,5% элементов внешности человека: рост (длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост, цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затем связываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физического облика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первую очередь.

2. Экспрессия - внешние особенности выражения чувств и поведения. К элементам экспрессии, которые чаще всего воспринимаются в первую очередь, относятся: общее выражение лица; выражение глаз; особенности голоса и речи; жесты. Экспрессивные особенности портретируемого лица обычно составляют около 14% информации о нем. Включение черт экспрессии характерно при описании облика хорошо знакомых людей. Следует учесть, что большинство людей во внешнем облике партнера быстрее отмечают те особенности, которые являются отклонением от общепринятой нормы.

3. Внешний вид - одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.

Соотношение этих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных и возрастных групп различно, тем не менее, общие зависимости приблизительно таковы:

Женщины дают более точную оценку образа партнера;

Для подростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнем оформлении портретируемого лица;

Для взрослых типична сосредоточенность на экспрессии. Особенности восприятия у различных групп людей зависят от уровня культуры и образования, от целей и задач деятельности, от жизненного опыта.

Наиболее образованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии, другие - на физические черты и оформление внешности.

Их описания внешнего облика партнера можно свести в три группы.

(1) Суждения, которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначения конкретных элементов (70%).

(2) Суждения на основе штампов обыденного сознания или сходства с чьей-то внешностью. Сюда можно отнести суждения, в которых приводятся аналогии с психическими особенностями, - «умный лоб», «волевой подбородок», «чувственные губы» (11%).

(3) Суждения, характеризующие «выразительное поведение», - «угрюмое лицо», «печальные глаза», «виноватая походка» и т.п. (4%).

Таким образом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют их через ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому и характер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди с развитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивые успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любые эмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоционально подвижные, экстраверты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой квалификации.

Специфика профессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики. Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения и психологические тренинги.

Коммуникативная компетентность - это знание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Кроме потребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремление человека к взаимодействию, любви и поддержке; потребность к самоутверждению; потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональной поддержке и признании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Ю.С., Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.

2. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2001.

3. Жалинский А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Издательство: Проспект, 2009.

4. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2005.

5. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.

Введение

1. Особенности профессионального общения юриста

2. Этапы процесса делового общения юриста

3. Коммуникативные умения, необходимые юристу

4. Формирование образа партнера

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Значениеобщения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способомсуществования самого человека, установления, удовлетворения и регулированияосновных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействиячеловека на других и наоборот. Наконец, общение - один из важнейшихинструментов социализации человека.

Общение - это сумма выработанных наукой,практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм иправил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное довериесубъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатових совместных действий.

Крометого, общение - это способ существования и действия социальных образований,межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социальногоопыта от поколения к поколению.

В основеделового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственноеконкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, анередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектовобщения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общенияиграет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическоесодержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и,следовательно, на качество их служебной деятельности. Исходя из этого, знание ивладение этикой делового общения является показателем профессиональной культурысотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современнымтребованиям.

Деловоеобщение должно основываться на определенных нравственных принципах, средикоторых главными являются следующие.

1. Воснове делового контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не личныеинтересы и не собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, именноэтот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и не всегда находит всебе способность поступиться личными интересами, когда они входят впротиворечие с интересами дела.

2. Порядочность,то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся натаких нравственных качествах, как:

Умениедержать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного илисоциального статуса;

Моральнаяустойчивость, умение не поступаться своими принципами;

Обязательность,точность, верность своему слову.

3. Доброжелательность,то есть потребность делать людям добро.

4. Уважительность,реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность,тактичность, учтивость, заботливость).

Впрофессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то времякак остальные 20% занимает оформление документации.


1. Особенности профессионального общения юриста

Профессиональноеобщение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям ихдеятельности. Среди них:

(1) специфичностьповодов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом длявступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление,правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает кругучастников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели;

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме полученияинформации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников вкаждом акте общения, вне зависимости оттого, сотрудниками какой службы проводитсяобщение, должна реализовываться задачавоспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качествличности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данноголица, так и его окружения;

(3) конфликтныйхарактер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление илиправонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают(сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере другдругом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтностьобщения и, как следствие, необходимостьспециальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях;

(4) формализацияобщения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различнымидокументами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК).Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характеррегламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Целиформализации:

Защитапсихики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерныхпсихологических перегрузок;

Усиление активности участников общения;

(5) специфика психических состояний участников общения. Спецификаповодов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерныследующие особенности в психическом состоянии;

Повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результатыобщения;

Доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

(6) особоезначение психологического контакта. В связи с вышеперечисленнымиособенностями особое значение приобретаетначальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденциидальнейшего общения.

2. Этапы процесса делового общения юриста

Юристунеобходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидностьюридической деятельности включает в себя ряд этапов.

Дляуспешного общения юристу необходимообеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

1. Установлениеконтакта - достижение состояния обоюдной готовности к приему и передачеинформации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт - начальнаяфаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересовпартнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установлениепсихологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность посозданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении идостижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересыпартнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают илиблизки.

Психологическоесодержание контакта -процесс адаптации субъекта к субъекту:адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новойсистеме взаимоотношений и стилю поведенияпартнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочныхнаборов.

Структурапсихологического контакта включаетнесколько элементов.

(1) Прогнозированиеобщения и формирование модели партнера. Главнаязадача этапа - сбор информации о партнере по общению.

В техслучаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информациицелесообразно вести по следующим направлениям:

Общаяхарактеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

Ближайшеесоциальное окружение;

Образжизни;

Склонности,интересы, привычки;

Манераобщения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

Привычныеи запретные темы общения.

В техслучаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информацииосуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении сдругими людьми.

Наоснове собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и вкакой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этомнеобходимо учитывать несколько требований:

Начальнаяфаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

Необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

Вашапозиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать емувозможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованностипартнера в продолжении общения.

(2) Созданиевнешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени,места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявлениевнешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е.формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа - снять у партнерапредубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценкапсихического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник:мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера.

(5) Устранениепомех в общении. Помехи могут возникать в результате:

Формированияв процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки кпредстоящему общению (для сотрудника - мобилизовать волевые ресурсы, сломатьустановку; для партнера - сменить стиль поведения);

Непониманиепартнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта:первый - обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжатьвзаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй - снять конфликт);

Психическоесостояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация,эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самымснизить эмоциональное возбуждение.

(6) Стимулированиеинтереса к продолжению общения.

2. Информационныйобмен - передача сведений в ответ назапрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.

3. Побуждениепартнера к активному обмену информацией.

4. Координацияобщения - согласование планов, действий, позиций юриста с партнером пообщению.

5. Установлениевзаимопонимания - понимание смысла сообщаемой информации. Но главное -понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т.д.

6. Эмоциональноевоздействие - побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний,приведение его реакций к специфике общения.

7. Установлениеотношений - определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений,условий и взаимных уступок.

8. Регуляцияповедения партнера - изменение поведения (намерений, решений, установок,представлений партнера в контексте взаимодействия.

Последовательноепрохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целейюридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условийэффективного общения.

Дляуспешного профессионального общения юристу необходима коммуникативнаякомпетентность.

Коммуникативнаякомпетентность - этознание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Онаневозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативныхспособностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлятьактивность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальнуюпрограмму общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции вобщении.

Способностьобщаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Подумениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психическиедействия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрациивнимания на способах их выполнения влюбых условиях обстановки.


3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ

Речевыеумения - связаны совладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятсяследующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемойкоммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить,возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить ит.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставитьлогические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно»,т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично исвязно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется вумении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программуречи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализпроблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить вречевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передатьв речевой деятельности виденное,наблюдаемое.

2. Социально-психологическиеумения - связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения,взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения:психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение;поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологическиточно определить «точку» завершения общения; максимально использоватьсоциально-психологические характеристики коммуникативной ситуации дляреализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развитиякоммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать»желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологическийнастрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулироватьпроявление инициативы партнера по общению.

3. Психологическиеумения - связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки,саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение;мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении;эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически«пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбиратьжесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленнойкоммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций(коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использоватьэмоции как средство общения.

4. Уменияиспользовать в общении нормы речевого этикета в соответствии сконкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормыобращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами;использовать ситуативные нормы поведения;адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек,сочувствие, пожелание.

5. Уменияиспользовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистическиесредства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика,тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисментыи т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средстваобщения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умениявзаимодействовать: на уровне диалога - с личностью или группой; на уровне полилога - с массой или группой; науровне межгруппового диалога.

Однакознание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае,если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какимиличностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организоватьобщение?

(1) Знаниепсихологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению?Главным образом это знание ценностных ориентации,которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, чточеловек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимобыть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация наисполнение документа. В результате действия негативных факторов впрофессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки другихлюдей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества,которые определяют особенности психических познавательных процессов:

Достаточнобольшой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему обликупартнера по общению;

Наблюдательность,способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это ссущественными явлениями в личности партнера по общению;

Особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению,на особенности эмоциональных реакций и т.п.;

Особенностимышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки вразличных ситуациях;

Интуициюи воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людейбез развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка -приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волеваяустойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человексопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умениечеловека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером.Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные дляделового общения. Например, грубость порождается бестактностью,неисполнительность - попустительством, капризность - излишней уступчивостью.

Личностныечерты определяют общий стиль общения. Общение - это социально-психологическоеявление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностнымиособенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности.Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапамипроцесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений.

4. Формирование образа партнера

Крометого, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональныеи индивидуальные особенности личности.

Остановимсяна характеристике процесса восприятия человека человеком. Формированиепредставления о другом человеке обеспечивают психические познавательныепроцессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.Каковы особенности формирования образа партнера?

1. Восприятиепартнера носит предметный характер. Эта конкретность выражается в восприятиитрех основных характеристик образа: физических данных; экспрессии, т.е.особенности самовыражения партнера; внешнего оформления. Поэтому юристу приполучении информации целесообразно придерживаться этих показателей.

2. Целостностьобраза. Например, целостный образ возникает постепенно в зависимости от приближения к объекту. Для людей с нормальнымзрением возможно выделить человека от фона на расстоянии 2 км, общий контур - 1 км, движения рук и ног - с 700м, голову, плечи, овал лица - с 300 м, лицо - 200 м, глаза, пальцы - 60 м.

Причемна дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигурыраспознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.

3. Константностьобраза. По мере накопления сведений образ объекта остается постоянным.

4. Осмысленность.В образ включаются обобщенные данные о категории людей, к которой принадлежитобъект восприятия. В данном случае особенно велика роль социальной установкинаблюдателя.

Основнымисходным психологическим механизмом формирования внешнего образа партнераявляется узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порогаузнавания вещей. Основная закономерность узнавания состоит в том, что идетрассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являютсяисходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются(портретируются) именно эти элементы.

Другаязакономерность формирования образа - целесообразность. В поле зренияпопадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.

Третьязакономерность - особенностистимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляцииобраз партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом,подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком.Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться отсвоих оценок личности объекта деятельности.

Четвертаязакономерность - эмоциональное состояние партнера (свидетеля). Всостоянии эмоционального возбуждения партнеру дается также неполная и непривлекательная оценка.

Пятаязакономерность - характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизуетвосприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.

Отражениепартнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людейпри составлении образа партнера элементывнешности распределяются примерно следующим образом.

1. Физическийоблик - 82,5% элементов внешности человека: рост(длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост,цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затемсвязываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физическогооблика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первуюочередь.

2. Экспрессия- внешние особенности выражения чувств и поведения. К элементам экспрессии,которые чаще всего воспринимаются в первуюочередь, относятся: общее выражение лица; выражение глаз; особенности голоса и речи; жесты. Экспрессивные особенностипортретируемого лица обычно составляют около 14% информации о нем. Включениечерт экспрессии характерно при описании облика хорошо знакомых людей. Следуетучесть, что большинство людей во внешнем облике партнера быстрее отмечают теособенности, которые являются отклонением от общепринятой нормы.

3. Внешнийвид - одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.

Соотношениеэтих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных ивозрастных групп различно, тем не менее, общие зависимости приблизительнотаковы:

Женщиныдают более точную оценку образа партнера;

Дляподростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнемоформлении портретируемого лица;

Длявзрослых типична сосредоточенность на экспрессии. Особенности восприятия уразличных групп людей зависят от уровня культуры и образования, от целей изадач деятельности, от жизненного опыта.

Наиболееобразованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии,другие - на физические черты и оформление внешности.

Ихописания внешнего облика партнера можносвести в три группы.

(1) Суждения,которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначенияконкретных элементов (70%).

(2) Сужденияна основе штампов обыденного сознания или сходства с чьей-то внешностью. Сюдаможно отнести суждения, в которых приводятся аналогии с психическимиособенностями, - «умный лоб», «волевой подбородок», «чувственные губы» (11%).

(3) Суждения,характеризующие «выразительное поведение», - «угрюмое лицо», «печальные глаза»,«виноватая походка» и т.п. (4%).

Такимобразом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют ихчерез ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому ихарактер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди сразвитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивыеуспешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любыеэмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоциональноподвижные, экстраверты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общениес людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любойспециализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общенияявляется непременным условием его высокой квалификации.

Спецификапрофессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативныхкачеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики.Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения ипсихологические тренинги.

Коммуникативнаякомпетентность - этознание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Онаневозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативныхспособностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлятьактивность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальнуюпрограмму общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции вобщении.

Кромепотребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворениесоциальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремлениечеловека к взаимодействию, любви и поддержке; потребность к самоутверждению;потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональнойподдержке и признании.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Ю.С.,Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационныебилеты. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.

2. Афанасьева О.В.,Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2001.

3. Жалинский А. Э.Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста.Издательство: Проспект, 2009.

4. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособиедля вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2005.

5. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органоввнутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.

6. Реан А. Л. Психология личности. Социализация,поведение, общение. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.

7. Романов В.В. Юридическая психология. М.: ЮРИСТЪ,2006.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.2001.

9. Сокова 3. К. Профессиональная этика. М., 2000.

10. Социальная психология / Под ред. А.М.Столяренко. М., 2001.

11. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов н/Д:«Феникс», 2003.

12. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992. (Библиотечкасотрудника органов внутренних дел).

13. Юридическаяпсихология: учебник для студентов вузов; под ред. В. Я. Кикотя. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

14. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов,Е.В. Романова. М., 2000. Майоров В.И. Введение в юридическую специальность:Учебное пособие. – Челябинск, 2005.

Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, официально – деловой, научной и культурной жизни. Каждая мысль передается языком, который служит формой для любого возможного содержания. Мы постигаем мысль уже оформленной языковыми средствами.

Особое место язык занимает в профессиональной деятельности юриста, независимо от того, где она протекает: составляет ли юрист законопроекты, проводит расследование, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений. Юрист – это деятель в области права. Он всей своей деятельностью охраняет нормы права, защищает различные права граждан, предупреждает правонарушения, восстанавливает социальную справедливость, разъясняет гражданам нормы права, регулирующие общественные отношения и выражающие волю государства.

И все это делается с помощью языка. Только посредством языка законодатель формулирует нормы права. Только через язык граждане воспринимают эти предписания. Поэтому нарушение юристом языковых правил может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушателей. Из-за неграмотной речи юриста пропадает уважение к нему, появляется неуверенность в его знаниях. Неточности в речи могут привести к неточному толкованию закона.

За разрешением различных правовых вопросов и проблем люди обращаются в правоохранительные органы, к адвокатам, нотариусам, другим специалистам в области права. И крайне важно, чтобы общение в правовой сфере соответствовало требованиям правовой культуры, одной из составных частей которой является культура речи. От степени культуры речи во многом зависит эффективность досудебного следствия, гражданских сделок, престиж органов правосудия, выполнение юристом его высокой общественной функции.

Но прежде чем говорить о культуре речи, следует выяснить, что такое речь, чем она отличается от языка.

Язык, являясь кодом, хранилищем языковых средств, проявляется только в речи и только через нее выполняет свое назначение – быть средством общения. Таким образом, речь – это воплощение, реализация языка; это конкретное говорение, осуществляемое в звуковой или письменной форме. Это последовательность знаков (единиц) языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. При помощи речи происходит общение между людьми.

Речь всегда целенаправленна. Говорящий использует языковые средства в соответствии с контекстом, ситуацией и темой разговора. Речь, как явление всегда конкретна и неповторима и всегда индивидуальна, т.к. отражает опыт говорящего. Она может быть ясной – непонятной, уместной – неуместной, богатой – бедной, самобытной – стандартной, экспрессивной – невыразительной и т.д. Говорящий или пишущий может отдавать предпочтение тому или иному стилю общения (официальному, почтительному, фамильярному, пренебрежительному и т.п., т.е. речевое поведение определенным образом характеризует говорящего.

Но разные типы речи (функциональные стили) обладают неодинаковой степенью проявления индивидуальности и субъективности.

Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека социальной личности, средством влияния общества на личность.

Слово «коммуникация» - одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова «communico», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение».

От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный человек), а также слово «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например, коммуникативный тип высказывания).

Другое значение слова «коммуникация» - пути сообщения, транспорт, связь, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, например, о подземных, воздужных и т.п. коммуникациях, о системах коммуникаций.

В риторике термин «коммуникация» употребляется, естественно, в первом значении, т.к. объектом нашего изучения является именно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия, взятого из лингвистического энциклопедического словаря «коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и двигательными средствами обмена информацией. Однако у них отсутствует речь. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе используются дополнительные средства общения и передачи информации.

Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза – символ любви, астра – печали, незабудка – памяти и т.д.).

Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флдагами и т.п. – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык. В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т.п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны.

Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жестны, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Рассмотрим выражение «речевая» коммуникация. Почему в этом выражении используется слово «речевая», ведь до сих пор мы говорили, что язык – важнейшее средство общения? Ответ на этот вопрос мы найдем, выяснив различия, которые существуют между понятиями «язык» и «речь». Упрощенно можно сказать, что язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, украинского, английского и любого другого языка.

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат деятельности – текст (статья, сообщение, доклад и т.п.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» - «деятельность». Поэтому для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще следует помнить, что очень часто даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т.е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

Основными функциями языка и речи являются:

1. Информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей.

2. Агитационная – побуждение, призыв, просьба.

3. Эмотивная – непосредственное выражение чувств, эмоций.

Кроме этого, говорят еще о метаязыковой функции (использование языка для описания предмета) и о фатической (установление контакта между участниками общения).

Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т.д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т.е. для устаноления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно.

Реально в речевой деятельности человека эти функции проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Например, в газетной статье доминирует информационная функция, но могут выражаться также агитационная и частно эмотивная.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными.

Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия. Правоохранительные органы: учебник Отв. ред. Лонь С.Л. - Учебное пособие/ Изд-во НТЛ, 2010. - С.113-115

Деятельность правоохранительных органов в правотворческой деятельности

Одна из причин стабильно сохраняющихся негативных тенденций в состоянии и динамике преступности, заключается в том, что данные о результатах ее анализа и прогнозирования тенденций сегодня мало соответствуют реалиям. Как правило, правоохранительные органы на местах осуществляют их на основе простого сопоставления статистических данных, изучение и сопоставление которых на практике заменяет настоящий анализ. Изученные материалы координационных совещаний в Республике Башкортостан показали, что зачастую все сводится к формальному обсуждению подготовленных одним из членов совещания аналитических данных, основанных на обобщении статистики. Между тем, статистические данные далеко не в полной мере отражают изменения преступности.

Не отражают состояния преступности и направляемые в органы государственной власти и управления информационные материалы, предусмотренные ч. 4 ст. 5 Положения о координации. Здесь не учитывается большая часть «айсберга» - латентная преступность. Кроме того, правоохранительные органы при этом часто проявляют ведомственность. В аналитической деятельности правоохранительных органов в рамках координации требуются новые подходы. Она должна быть построена на иной организационной основе, нежели провозглашаемые неопределенные формы ее осуществления, как и десятки лет назад: совместный анализ, совместное прогнозирование и т.д.

В современных условиях России создание новых структур, в том числе в органах прокуратуры по анализу и прогнозированию, как предлагалось в юридической науке, маловероятно. Поэтому названная функция может и должна осуществляться в рамках координационных отношений. В диссертации разработаны рекомендации по организации и методам координации информационно-аналитической деятельности.

Координационное совещание поручает одному или нескольким его членам проведение целевых или комплексных анализов, которые получают данные от любых структур и формируют рабочие группы. С учетом мнения руководителей правоохранительных органов определяется конкретный круг вопросов, подлежащих анализу. Непосредственную аналитическую деятельность осуществляют соответствующие рабочие группы, имеющие своего руководителя, под контролем Секретариата координационного совещания. Устанавливаются причины изменений состояния дел в данном направлении (сфере) по сравнению с предыдущим периодом или в более длительной ретроспективе; выясняются причины изменений показателей; качество анализа (корректность методики анализа, обоснованность и логичность вы­водов и предложений и т.д.); полнота анализа (охвачен ли весь круг поставленных вопросов); соответствие материалов анализа данным официальной отчетности. Журкина О.В. Деятельность правоохранительных органов на современном этапе / О.В. Журкина. - М.: АНАЛИТИКА РОДИС. - 2011. - № 2. - с. 12-13

Координации информационно-аналитической деятельности в диссертации дается определение как функции правоохранительных органов в рамках осуществления координационной деятельности по исследованию состояния, тенденций и проблем противодействия преступности.

Основные приоритеты находятся в сфере предварительного следствия, поэтому одним из стратегических направлений координации должно стать повышение результативности предварительного следствия на различных его участках и в целом. В качестве стратегического направления координации в зависимости от ситуации могут выступать состояние подбора кадров в правоохранительных органах и меры их профессионализации, задачи пра­вового воспитания и предупреждения преступности несовершен­нолетних, других категорий граждан.

Стратегию борьбы с преступностью составляет совокупность следующих направлений деятельности правоохранительных и иных государственных органов: 1) политика предупреждения преступности и иных мер противодействия должна включаться в социальную политику государства; 2) на государственном уровне должны быть созданы органы по предупреждению преступлений; 3) правоохранительные органы и спецслужбы освобождаются от несвойственных им функций; 4) центр тяжести противодействия преступности переносится в сферу антигосударственных посягательств; 5) программы борьбы с преступностью должны быть доступными и реальными, а главное - обеспечены в ресурсном, кадровом, правовом и иных отношениях. Правоохранительные органы Российской Федерации. Пронякин А.Д., Пронякин Д.А. Учебно-практическое пособие / М.: МЭСИ,- 2005. -- С. 94-95

Стратегия координационной работы предполагает и соответствующую методику ее осуществления. Во многом она зависит от индивидуальных качеств каждого участника и носит творческий характер. Чем выше опыт и профессионализм членов координационного совещания, тем совершеннее будут методы, разработанные и реализованные в целях выполнения совместных решений. Методика должна способствовать инициативной и творческой работе участников координации, формализм и заорганизованность не оставляют места для инициатив и ограничивают выбор более приемлемой методики.

Рассказать друзьям