Управление образовательным процессом в школе в условиях введения фгос. Механизмы управления образовательными системами Понятие управление образовательным процессом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Модернизация образования в Российской Федерации представляет одно из приоритетных направлений государственной политики. Реализуемый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее ФГОС) предъявляет совершенно иные требования к образовательному процессу: изменяются технологии обучения от «содержательных» к «компетентностным»; процедуры оценивания результатов обучения включает не только предметные знания, но и метапредметные, и личностных результаты; произошли изменения в процедуре аттестации педагогов .

Согласно новым требованиям конечным результатом деятельности школы является социализированная личность, способная к успешной научной и трудовой деятельности, в связи с этим должно измениться взгляды педагога по отношению к свой деятельности и к обучающимся.

ФГОС является основным документом, обеспечивающим существенные изменения в организации образовательного процесса, направленного на развитие личности, создание в школе атмосферы, способствующей максимальной самореализации обучающегося. Так как ФГОС задаёт новые цели, то достижение их требует принципиально новых управленческих решений от руководителя. В настоящее время в управленческой науке отчетливо проявляется тенденция отказа от ориентации исключительно на выполнение определенных «функциональных обязанностей» и необходимости ориентироваться, прежде всего, на достижение новых целей. При этом под целью понимается прогнозируемый результат деятельности. Эта тенденция нашла отражение и в современных подходах к организации образовательного процесса. Стандарты нового поколения - это стандарты результатов.

В связи с этим особую актуальность приобретает эффективное управление образовательным учреждением, способное обеспечить выполнение поставленных государством задач.

Критериями готовности образовательного учреждения к успешной реализации ФГОС являются:

  • соответствие нормативной базы школы требованиям ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • наличие разработанной и утверждённой основной образовательной программы образовательного учреждения; должностные инструкции сотрудников образовательного учреждения, приведённые в соответствие с требованиями ФГОС;
  • список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе соответствует требованиям ФГОС;
  • занятия по организации внеурочной деятельности, на основе приоритетных направлений государства, а также с учетом учреждений дополнительного образования находящихся в районе;
  • разработанный план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС;
  • повышение квалификации всех педагогических работников по технологии обучения по ФГОС;
  • заявка на материально-техническое оснащение для реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС .

Для выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы (ООП) образовательной организации (ОО) стержневым являются требования к педагогическим ресурсам, в основном определяющим качество образовательного процесса и достижение целей. Результатом выполнения требований является то, что система образования должна располагать воспроизводимым - необходимым и достаточным - кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме, построенной на компетентстно-деятельностном подходе. Кадровый потенциал общего образования должны составить учителя, готовые эффективно использовать методические, материальные, технические, информационно-коммуникационные ресурсы реализации основной образовательной программы, управлять процессом личностного развития обучающихся, а также процессом собственного профессионального и личностного роста.

Большое значение имеют и руководители общего образования (заместители директора по УВР, ВР, НМР), ориентированные на сохранение и формирование системы ресурсного обеспечения реализации программы. Причём, говоря о потенциале, мы имеем в виду качества административного и производственного персонала (учителей), которые можно развивать под цели ОО: обучаемость, креативность, мобильность, инициативность и т.д. В условиях изменений, затронувших сферу образования, очень важна мобильность учителя, его гибкость, готовность к нововведениям, к использованию современных форм и средств обучения. Поэтому для руководителя немаловажным является организация набора и отбора кадров в ОО с учётом принципа вертикального соответствия - критерии подбора и отбора персонала должны согласовываться с целями организации.

Помимо кадровых ресурсов обеспечение реализации ООП ОО зависит от материально-технических, информационно-методических и финансовых ресурсов. Если обеспеченность материально-техническими и финансовыми ресурсами во многом зависит от микроокружения и внешних факторов, то информационно-методические ресурсы занимают своё специфическое место в системе ресурсного обеспечения реализации ООП ОО. Это существенный, необходимый, неотъемлемый компонент инфраструктуры, инструментального сопровождения начального и основного общего образования, без которого невозможен результативный образовательный процесс. Целевая ориентированность данного ресурса заключается в том, чтобы создать оптимальные с точки зрения достижений современных результатов образования в школе информационно-методические условия образовательного процесса, означающие наличие информационно-методической развивающей образовательной среды на основе деятельностного подхода. Настоящие требования призваны через совокупность нормативов и регламентов сформировать и поддерживать в эффективном состоянии систему соответствующих условий.

Информационно-методические ресурсы обеспечения реализации ООП ОО представлены ресурсами управленческой деятельности, ресурсами обеспечения учебной деятельности учащихся, ресурсами обеспечения образовательной деятельности учителей. Эти ресурсы и соответствующие им разработанные продукты отличаются высокой модификацией, их легко адаптировать под новые цели и задачи.

Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных информационно-методических ресурсов школы являются системные действия руководителя и всех членов администрации школы в пределах своей компетенции по объективной оценке (мониторингу динамики) этих ресурсов и осуществлению, в соответствующих случаях, коррекционных мероприятий. Требования к информационно-методическим ресурсам ОО определяют перечень рекомендуемой литературы (УМК) и список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Внедрение ФГОС влечёт за собой внесение изменений в содержание нормативно-правовой базы ОУ: разработку новых положений и других локальных актов.

Таким образом, введение ФГОС ОО является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является эффективное управление образовательным учреждением в условиях перехода школы на стандарты нового поколения.

Школа - самоценный и принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении, активно идёт социализация личности.

С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Особенностью содержания современного образования в условиях введения государственного образовательного стандарта второго поколения является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность ребенка к организации самостоятельной учебной деятельности. Формируется принципиально важное качество у ученика - способность к самостоятельному и осознанному выбору.

Полномасштабные изменения, происходящие в системе образования (в том числе, введение ФГОС), происходят не только в отношении содержания образования, организации образовательного процесса и его методологии, но и в управлении образовательными учреждениями и системами.

Процесс управления всегда строится посредством реализации управленцами определенных управленческих решений. Любой руководитель, занимаясь своим непосредственным делом, производит такие управленческие действия, как целеполагание; прогнозирование; планирование; организация; мотивация; стимулирование; координация; коммуникация; принятие решения; анализ; контроль; регулирование .

Управленческие действия не изменятся в связи с введением новых стандартов, но должно измениться их содержательное и функциональное наполнение. Кроме этого, расширяется и усложняется состав объектов управления.

Большое значение для повышения эффективности управленческой деятельности имеет системный подход. В менеджменте системный подход рассматривается как способ решения сложных управленческих задач, в котором учитываются взаимосвязи между проблемой и отдельными её элементами, а также влияние ожидаемого результата на все взаимосвязанные части системы. Системы, в которых протекают управленческие процессы, называются системами управления. Проблема системного подхода к управлению образовательными системами рассматривается многими авторами. Субъектом управления выступает орган управления как руководящий или распорядительный центр. Объектом управления является система организации .

Развитие управления образовательным учреждением требует перехода к профессиональному управлению, опирающемся на современные теоретические взгляды. Инновационные процессы, происходящие в обществе, являются отражением принятых новых образовательных стандартов. Появляется понятие «управление развитием школы». Под ним понимается «часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, мотивации и контроля процессов разработки и освоения инноваций обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности педагогического коллектива школы по наращиванию ее образовательного потенциала, повышения уровня ее использования и, как следствие, получение качественно новых образовательных результатов .

Совершенствование системы управления образовательным процессом в школе в условиях внедрения ФГОС, является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием развития инновационной деятельности. В современных условиях образовательное учреждение должно работать в режиме развития, так как это дает шанс выжить в условиях жесточайшей конкуренции. Внедрение ФГОС основного общего образования является неотъемлемой частью перспективного развития общеобразовательного учреждения.

Для успешной реализации нового ФГОС необходимо кардинально переработать программу развития школы. Она должна основываться на актуальных нормативно-правовых актах, в ней должны ставиться те задачи, которые требует от нас новый ФГОС.

При разработке программы развития школы для реализации ФГОС мы включили следующие мероприятия:

Реализуется комплексный подход к качеству образования: качество целей - качество материально-технических условий - качество образовательного процесса - качество результата;

Регулярно проводится мониторинг учебных, творческих и социальных успехов учащихся;

Осуществляется анализ сравнительных результатов школьной и независимой оценки (ОГЭ);

Разработана школьная система оценивания текущих и итоговых результатов обучения, воспитания и развития;

Разработан алгоритм управления внедрением системы требований к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС;

Разработаны управленческие и общедидактические аспекты разработки контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС;

Описана система школьной программы управления качеством образования;

Составлена циклограмма внутри школьных семинаров по вопросам «Управление качеством образования в школе» с приглашением внешних экспертов.

Кроме того, было уделено внимание формированию корпоративной культуры образовательной организации как важному системообразующему фактору, повышающему эффективность управления образовательной системой в целом, задекларированы ценности, определены символы, отражённые в оформлении образовательной организации и на её сайте.

Управление как процесс характеризуется такими базовыми составляющими, как целенаправленность, динамичность, системность в воздействии субъекта управления на его объект, а также обеспечение эффективного функционирования и развития объекта управления.

Современные достижения науки в этой области дают основание определить образовательный процесс в следующих аспектах:

1. динамическом: образовательный процесс как процесс движения от постановки цели к результату, характеризующийся непрерывностью, последовательностью, оперативностью в решении общих и частных задач;

2. содержательном: образовательный процесс как совокупность элементов и форм человеческой культуры, выраженная в знаниях о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, воплощенная в умениях и навыках личности; в опыте творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом и каждой личностью проблем. Нормы волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности также являются выражением содержательной стороны образовательного процесса;

3. технологическом: образовательный процесс как система его инструментов и оптимизации, обеспечивающая подбор и реализацию гуманистически ориентированных принципов, форм и методов.

В качестве важнейшей системной характеристики образовательного процесса следует назвать его целостность как внутреннее единство его компонентов.

Управление процессом взаимодействия «педагог - ученик» аналогично управлению процессом «руководство школы - педагоги». Процесс взаимодействия руководства школы и коллектива педагогов конкретизирует цели исходя из особенностей и возможностей коллектива. Диагностируется педагогический коллектив и различные стороны его деятельности.

В процессе организации и реализации образовательного процесса формируется система воздействия на коллектив и педагогов; ее цель - эффективное управление деятельностью коллектива, совершенствование педагогического мастерства. Эта система мер планируется, организуется, контролируется, регулируется как в плановом, так и в оперативном режиме.

Управленческое воздействие определяет деятельность педагогического коллектива и сознание его участников, влияет

Следующий этап в достижении управленческой цели - самосовершенствование, самоанализ, выявление слабых сторон и самообразование, изменение работы методических объединений, производственных совещаний и т. п., что обеспечивает более эффективное функционирование педагогического коллектива и положительно сказывается на всех сторонах педагогического процесса.

Важным элементом управленческой деятельности является анализ результатов и прогноз.

Управление образовательным процессом как педагогической системой обеспечивает не только сохранение его целостности и возможность влияния на компонентные составляющие, но и обеспечивает функционирование образовательного учреждения в целом, показателем чего яв­ляется достижение целей образовательного процесса. Таким образом, управление образовательным процессом - это целенаправленный, системно организованный процесс воздействия на структурные компоненты этого процесса и связи между ними. Управление обеспечивает целостность и эффективную реализацию функций составных элементов обра­зовательного процесса, его оптимальное развитие.

РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

ББК 65.050

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ю.В. Подповетная ЧВВКУ(ВИ)

В статье рассматриваются существующие на сегодняшний день проблемы в системе образования. Выявлены аспекты, которые необходимо учитывать при управлении образовательным процессом в образовательном учреждении.

В настоящее время в системе образования происходит демократизация и гуманизация общественных отношений, в условиях которых образование призвано перейти на государственно-общественную форму управления. Г осударственно-общественный характер

управления образованием предполагает расширение самостоятельности и ответственности субъектов управления образованием на различных уровнях. Вместе с тем не утрачивается значимость осуществления единой стратегии в управлении образованием .

Таким образом, демократические изменения привели к обострению противоречия между стремлением субъектов управления образованием к самостоятельности и необходимостью обеспечения единства образовательного пространства.

Разрешение данного противоречия связано с потребностью решения ряда проблем в теории и практике образования. К ним относятся:

Разграничение полномочий субъектов управления образованием;

Проектирование взаимодействия субъектов управления образованием, не исключая самостоятельности каждого из них;

Обеспечение единства стратегических замыслов и т.д.

Отечественные исследования, посвященные управлению образованием, сориентированы, в основном, на административноволевые подходы в условиях единообразия содержания, форм и методов организации образования. Исследования, посвященные управлению образованием в условиях разграничения полномочий между субъектами, не охватывают рассматриваемую проблему в целом. В них управление образованием исследуется аспектно, а не относительно всех уровней управленческой вертикали. Зарубеж-

ные исследования по управлению социальными процессами сориентированы, в основном, на социальную действительность, которая не всегда характерна России.

Г.Н. Сериковым разработана концепция систематизации управления образованием. Согласно этой концепции, «целью управления образованием является разностороннее (управленческое) содействие тому, чтобы все участники образования могли бы как можно полнее проявлять себя в деятельности (во взаимодействии друг с другом и с другими людьми), направленной на удовлетворение своих образовательных потребностей и (или) на оказание поддержки в этом другим людям, но осуществляемое не в ущерб здоровью кого бы то ни было из участников образования» . Автор трактует управление образованием как «единство административного управления и самоуправления». При этом распределение между ними управленческих функций следует осуществлять с учетом уровня готовности соответствующих субъектов самоуправления взять на себя те или иные обязанности для самостоятельного исполнения.

Управление образовательным процессом образовательного учреждения предполагает двойственность положения каждого участника образования. С одной стороны, все участники образования являются субъектами своей деятельности. С другой стороны, подвергаясь влиянию извне, участники образования становятся зависимыми от соответствующих воздействий. Таким образом, выполнение ими своих функций в образовательном процессе находится в зависимости как от них самих, так и от других участников образования, а также от складывающихся условий, т.е. от состояния образовательной среды .

На основе вышеизложенного при осуществлении в практике образования управления

образовательным процессом необходимо учитывать:

Условия, в которых происходит управление образовательным процессом (состояние образовательной среды);

Взаимодействие участников образования, направленное на совместное исполнение своих компетенций в образовательном учреждении;

Управленческие компетенции субъектов управления образовательным процессом относительно уровневой вертикали образовательного учреждения.

Раскроем перечисленные аспекты.

Управление образовательным процессом происходит в рамках образовательного учреждения, которое представляет собой специфическую целостность, предназначенную для реализации образовательных программ. Основная функция образовательного учреждения - предоставление учащимся образовательных услуг, имеющих социальную значимость.

Каждое образовательное учреждение характеризуют: персонал (педагоги и

вспомогательный персонал); контингент учащихся; администрация; специфическая инфраструктура.

Персонал образовательного учреждения обеспечивает осуществление образовательных программ в образовательном процессе. Конечно, в первую очередь, это выполняют педагоги и учебно-вспомогательный персонал, которые непосредственно принимают участие в образовательном процессе. Другие специалисты (технические работники, менеджеры и др.), работая в образовательном учреждении, также влияют на качество образования учащихся. Поэтому необходимо предъявлять определенные требования педагогической направленности к квалификации не только учебно-педагогического персонала, но и вспомогательного.

Учащийся усваивает образовательную программу в образовательном учреждении. Контингент учащихся любого образовательного учреждения, различаясь возрастом, целями пребывания в образовательном учреждении, обладает некоторым общим признаком. Каждый представитель контингента является учащимся, т.е. он учится, усваивая содержание образовательной программы, пользуясь поддержкой (содействием в этом) со

стороны персонала образовательного учреждения.

Администрация образовательного учреждения представляет собой группу сотрудников, на каждого представителя которой возложены соответствующие должностные компетенции, относящиеся к управлению каким-то аспектом функционирования образовательного учреждения. Администрация представляет собой орган исполнительной власти, призванный определять общие ориентиры в исполнении государственно-общественных установок.

Инфраструктура образовательного учреждения не ограничивается зданием, оборудованием, прилегающей территорией и т.д. Она представляет некоторую специфическую среду, предназначенную для взаимодействия учащихся с персоналом. Поэтому, рассматривая инфраструктуру соответствующего образовательного учреждения, необходимо учитывать санитарно-гигиенические условия, учебно-материальные средства, а также формы организации образовательных процессов (формы взаимодействия учащихся, педагогов, администрации и вспомогательного состава). Инфраструктура образовательного учреждения также является своеобразным инструментом административного влияния на образование учащихся. Подбирая высококвалифицированные кадры, обновляя учебноматериальную базу, администрация создает условия, в которых учащиеся успешно усваивают содержание образовательной программы без ущерба для здоровья.

Кроме перечисленных характеристик образовательного учреждения, констатирующих состояние образовательной среды, в которой происходит управление образовательным процессом, необходимо отметить еще один момент. Основу образовательного учреждения составляют лицензированные образовательные программы. Персонал образовательного учреждения и учащиеся взаимодействуют в соответствии с нормативами, зафиксированными в учредительных и иных документах.

Разные условия образовательного пространства, существующие (созданные) в образовательном учреждении, различным образом влияют на взаимодействие учащихся с персоналом. Поэтому условия, существующие в образовательном учреждении, являются существенным аспектом общей ха-

рактеристики управления образовательным процессом.

Рассматривая взаимодействие участников образования в образовательном учреждении, необходимо отметить, что оно направлено на совместное с партнерами исполнение своих компетенций.

Взаимодействие персонала образовательного учреждения и учащихся подразделяется на учебно-педагогическое взаимодействие и взаимодействие обслуживания. Учебно-

педагогическое взаимодействие представляет собой совместное осуществление деятельностей учащихся и курирующих их педагогов. Этому же способствует взаимодействие учащихся между собой, а также взаимодействие педагогов, обслуживающих один и тот же контингент учащихся. Педагогическое взаимодействие одновременно является одним из элементов взаимодействия обслуживания, направленного на обеспечение учебно-

педагогического взаимодействия. К взаимодействию обслуживания относят и деятельность учебно-вспомогательного персонала. Координирует взаимодействие партнеров в образовательном учреждении администрация. Она взаимодействует как с персоналом, так и с учащимися.

С учетом представленного взаимодействия персонала и учащихся, можно выделить (по вертикали) три основных уровня управле-

ния образовательным процессом в образовательном учреждении:

Административный уровень управления;

Уровень управления персонала, включающий педагогический уровень управления и уровень управления вспомогательного персонала;

Ученический уровень самоуправления.

Административный уровень управления

образовательным процессом также подвержен управлению внешних субъектов образования и базируется на государственно-общественных установках.

Уровневая вертикаль управления образовательным процессом в образовательном учреждении представлена на схеме.

В соответствии с уровневым представлением управления образовательным процессом в образовательном учреждении можно реально влиять на его (управления) свойства (в том числе и на результаты). При этом необходимо добиваться согласованности действий субъектов управления, компетентных в отдельных аспектах осуществления образовательного процесса.

Управленческие компетенции субъектов управления образовательным процессом относительно уровневой вертикали образовательного учреждения определяются в соответствии с государственно-общественными установками. Соответствующие компетенции

Уровни управления образовательным процессом в образовательном учреждении

распределяются между администрацией, персоналом и учащимися.

Администрация берет на себя общие компетенции, выражающиеся в обеспечении условий, необходимых для осуществления образовательных процессов в образовательном учреждении (общее руководство методической работой, контроль соблюдения требований государственных образовательных стандартов в образовательных процессах, обеспечение педагогов и учащихся средствами осуществления учебно-педагогического

взаимодействия и т.д.).

Педагогам предоставляются управленческие компетенции в разработке методических замыслов осуществления образовательного процесса, в распределении содержания образования в течение учебных занятий, в определении заданий на самостоятельную работу учащихся. Они самостоятельно определяют методы осуществления учебно-педагогического взаимодействия, регламентируют образовательную деятельность учащихся на учебных занятиях, выбирают методы стимулирования учащихся. Педагоги осуществляют педагогический контроль образовательной деятельности и ее результатов.

Управленческие компетенции учащихся в образовательном учреждении, с одной стороны, предопределяются правами выбора предлагаемых им вариантов осуществления образовательной деятельности, а также некоторых форм учебно-педагогического

взаимодействия (например, консультаций, дополнительных занятий, досуговых мероприятий). С другой стороны, учащиеся, как субъекты собственной образовательной деятельности, полностью управляют ее осуществлением .

В современных условиях, в связи с демократизацией образования, в практике происходит перераспределение управленческих компетенций между участниками образовательного процесса. Администрация передает часть полномочий педагогам. Педагоги предоставляют учащимся некоторые управленческие компетенции (например, выбор вариантов самостоятельной работы, выбор формы подготовки доклада и т.п.). На сегодняшний день этот процесс не управляемый, а самоуправляемый. Поэтому, с учетом перечисленных управленческих компетенций субъектов управления образовательным процессом, необходимо опреде-

литься с принципиальными подходами к перераспределению этих компетенций между субъектами управления. Соответствующая проблема должна решаться на всех уровнях управленческой вертикали. При этом перераспределение компетенций следует осуществлять с учетом уровня готовности соответствующих субъектов управления взять на себя соответствующие обязанности.

Таким образом, выявленная проблема требует разрешения на основе специальных теоретических построений (общей концепции, методологии, теории, прикладных разработок и проектов).

С учетом этого первостепенными задачами проводимого в данном направлении исследования являются:

Выявление закономерностей, лежащих в основе перераспределения соотношений в управленческих компетенциях в сторону увеличения субъектной (управленческой) роли непосредственно участников образовательных процессов при сохранении общности образовательного пространства образовательного учреждения;

Обоснование содействия субъектам управления образовательным процессом в реализации инициативной деятельности, не противоречащей принципиальным установкам образовательной программы;

Выявление педагогических условий, побуждающих к активности участников образования в деятельности по реализации соответствующих управленческих компетенций в образовательном процессе.

Перечисленные задачи необходимо решать, руководствуясь следующими установками:

Приоритет образующейся личности;

Паритет между социальными, групповыми и индивидуальными потребностями участников образования;

Демократизация взаимодействий субъектов образования на основе партнерства и сотрудничества;

Гуманизация управления образовательным процессом на основе осуществления социальной защиты всех участников образования.

Литература

1. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для

студ. пед. специальностей и рук-ей образоват. учреждений/ДФ. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

2. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.

3. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.

4. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: в 4 ч. -системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. -4 1. -169 с.

5. Сериков, Г.Н. Менеджмент физиче-

ской культуры и спорта: учебник / Г.Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Челябинск:

Уральская академия, 2004. - 208 с.

Управление как процесс характеризуется такими базовыми составляющими, как целенаправленность, динамичность, системность в воздействии субъекта управления на его объект, а также обеспечение эффективного функционирования и развития объекта управления.

Современные достижения науки в этой области дают основание определить образовательный процесс в следующих аспектах:

1. динамическом: образовательный процесс как процесс движения от постановки цели к результату, характеризующийся непрерывностью, последовательностью, оперативностью в решении общих и частных задач;

2. содержательном: образовательный процесс как совокупность элементов и форм человеческой культуры, выраженная в знаниях о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, воплощенная в умениях и навыках личности; в опыте творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом и каждой личностью проблем. Нормы волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности также являются выражением содержательной стороны образовательного процесса;

3. технологическом: образовательный процесс как система его инструментов и оптимизации, обеспечивающая подбор и реализацию гуманистически ориентированных принципов, форм и методов.

В качестве важнейшей системной характеристики образовательного процесса следует назвать его целостность как внутреннее единство его компонентов.

Управление процессом взаимодействия «педагог - ученик» аналогично управлению процессом «руководство школы - педагоги». Процесс взаимодействия руководства школы и коллектива педагогов конкретизирует цели исходя из особенностей и возможностей коллектива. Диагностируется педагогический коллектив и различные стороны его деятельности.

В процессе организации и реализации образовательного процесса формируется система воздействия на коллектив и педагогов; ее цель - эффективное управление деятельностью коллектива, совершенствование педагогического мастерства. Эта система мер планируется, организуется, контролируется, регулируется как в плановом, так и в оперативном режиме.

Управленческое воздействие определяет деятельность педагогического коллектива и сознание его участников, влияет

Следующий этап в достижении управленческой цели - самосовершенствование, самоанализ, выявление слабых сторон и самообразование, изменение работы методических объединений, производственных совещаний и т. п., что обеспечивает более эффективное функционирование педагогического коллектива и положительно сказывается на всех сторонах педагогического процесса.

Важным элементом управленческой деятельности является анализ результатов и прогноз.

Управление образовательным процессом как педагогической системой обеспечивает не только сохранение его целостности и возможность влияния на компонентные составляющие, но и обеспечивает функционирование образовательного учреждения в целом, показателем чего яв­ляется достижение целей образовательного процесса. Таким образом, управление образовательным процессом - это целенаправленный, системно организованный процесс воздействия на структурные компоненты этого процесса и связи между ними. Управление обеспечивает целостность и эффективную реализацию функций составных элементов обра­зовательного процесса, его оптимальное развитие.

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: ”ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ- ПРЕДМЕТНИКА”

Москва,2009год

1. Введение. …………………………………………………………………………2

2. §1. Характеристика управленческой деятельности.

1.1.Понятие управления…………………………………………………………3-4

3. §2.Управление образовательным процессом.

2.1Особенности управления образовательным процессом на разных

уровнях. ………………………………………………………………………… 7-11

4. §3.Управление учением как самоуправляемой системой.

3.1 Сущность, содержание, назначение управленческой деятельности преподавателя. ………………………………………………………………… 13-14

5. Заключение. ………………………………………………………………… 15

6 . Список использованной литературы.

Введение.

Состояние развития современной педагогики обусловливает необходимость обращения к теории управления для разрешения имеющихся проблем.

Основная парадигма современной педагогики отражает понимание человека не как средства понимания цели, а как саму цель: содействие развитию человека.

Сопоставление эволюции управленческой мысли и педагогических идей приводит к выводу об их идентичности. Направления развития педагогических идей хорошо известны из истории педагогики. Представим развитие идей в менеджменте человеческих ресурсов.

Одна из важнейших функций менеджмента - сделать продуктивными вверенные ему человеческие ресурсы. Существуют различные подходы в использовании персонала при достижении целей. Основой различий в подходах является различный взгляд исследователей на отношение человека к труду.

Цели данной работы:

· осмыслить сущность управленческой деятельности преподавателя.

· изучить разные точки зрения на сущность управления.

· усвоить знания о содержании функций управления образовательными системами.

· усвоить сущность, содержание, назначение управленческой деятельности преподавателя.

§1. Характеристика управленческой деятельности.

1.1.Понятие управления.

В науке термин «управление» трактуется с трех позиций.

Во-первых, управление определяется как деятельность (В.С.Лазарев, Г.Х.Попов, М.М.Поташник, А.Файоль и др.). Это определение важно с точки зрения ориентированности в определении на получение предметного результата. Но оно не акцентирует внимание на изменение в ходе этой деятельности субъектного опыта участников образовательного процесса.

Во-вторых, управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу(В.Г.Афанасьев, Л.Б.Ительсон, А.А.Орлов, Н.С.Сунцов, Н.Д.Хмель, и др.). Здесь управление рассматривается как целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия на другой объект, также приводящий к изменению последнего. Данная трактовка слабо учитывает субъект-объектную природу управления, поскольку активность признается только за управляющим, а управляемый воспринимается как пассивный исполнитель, строго следующий навязанной норме.

В-третьих, управление есть взаимодействие субъектов (В.Г.Афанасьев, В.И.Зверева, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). Под взаимодействием в философии понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение сторон происходит не просто взаимосвязанно, а взаимообусловленно. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Кроме того, взаимодействие- целостная внутренне дифференцируемая, саморазвивающаяся система. Такое понимание управления предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний.

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. Управленческий труд рассматривается как разновидность профессионального умственного труда, направленного на обеспечение единства, согласованности, координации целесообразной деятельности людей, объединенных в трудовые ассоциации.

Каковы состав и структура управленческой деятельности? Ответ на этот вопрос можно найти как в западных (М.Х.Мескон, М.Альберт,Ф.Хедоури, Б.Швальбе и др.), так же и в исследованиях отечественных (В.Г.Афанасьев,А.И.Китов, Б.Ф.Ломов и др.) специалистов. Исследователями выделяются следующие виды(функции) управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция). Их взаимозависимость очевидна. Однако различие управляемых объектов и условий, в которых они находятся, определяют приоритетность отдельных названных составляющих, а вместе с ними- использование различных инструментов управления.

Сравнительный анализ функций управления позволил выявить особенности их состава применительно к образовательным системам. Ими стали: системный подход, процессный подход, информационная основа, коммуникационное взаимодействие, координация, мотивация. Для них характерны следующие функции управления образовательными системами: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и оценки на диагностической основе, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников. Поэтому мотивационно-целевая функция направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.

Информационно-аналитическая деятельность есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков(содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу систему в новое качественное состояние.

Планово-прогностическая функция - организационная основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения.

Качество функционирования и развития объекта зависит от организационно-исполнительской функции . Организация характеризуется как деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей.

Контрольно-диагностическая функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и учащегося.

Регулятивно-коррекционная функция определяется как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Результативность управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности.

§2.Управление образовательным процессом.

2.1Особенности управления образовательным процессом на разных уровнях.

Ранее мы рассмотрели вопрос о сущности управления и знаем, что оно возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи. Образовательный процесс в школе осуществляется не одним человеком, значительной группой людей,в которую входят преподаватели, учащиеся, руководители школы, родители учащихся. Для согласованности их действий, успешности достижения образовательных целей оптимальными путями правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом.

Что же нужно знать, чтобы научно обоснованно управлять на практике образовательным процессом?

Прежде всего необходимо выделить уровни образовательного процесса и далее выявить особенности управления на каждом из них.

В педагогике выделяются четыре уровня изучения образовательного процесса.

Первый уровень – теоретический, представление образовательного процесса как системы. Первый уровень образовательного процесса определяет понимание сущности всех последующих уровней.

Здесь роль преподавателя в управлении велика, так как прежде всего он должен хорошо знать сущность и особенности образовательного процесса, его цели, содержание и другие компоненты связи между ними. Словом, знать все об образовательном процессе как системе, обладающей возможностями для развития и, следовательно, для повышения качества образования.

Роль учащегося практически нулевая. Она проявляется только на четвертом уровне, когда преподаватель уже осуществляет образовательный процесс. У учащегося постепенно формируется представление об образовательном процессе в целом, о собственной учебной деятельности. Важно, чтобы учащийся овладел умениями осуществлять рефлексию и самоуправление учением.

Таким образом, овладение преподавателем основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса, его закономерностях, движущих силах является первым и важнейшим условием успешного управления образовательного процесса на практике.

Вторым условием успешности является понимание учащимся действий преподавателя и его готовность к осуществлению собственной деятельности в системе «преподаватель-учащийся».

Реализация основных названных условий будет способствовать эффективной совместной деятельности преподавателя и учащегося в образовательном процессе.

Можно порекомендовать преподавателям делать образовательный процесс открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на учебном занятии используются именно эти методы и формы, каковы их преимущества. Тогда учащийся осмысленно будет относиться к своей деятельности и овладевать знаниями теории учения не специально, а естественным путем.

Однако на первом уровне образовательного процесса ведущую роль играет преподаватель, который специально готовится к этой деятельности, получая педагогическое образование. Учащийся же лишь стимулируется к усвоению некоторых теоретических вопросов при осуществлении образовательного процесса на практике.

Второй уровень образовательного процесса – это уровень образовательной программы школы, проекта учебного плана школы, плана организации воспитывающей деятельности, программ по изучаемым предметам.

Образовательная программа школы – это нормативно –управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации педагогического процесса. Программа должна показывать, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель организации образовательного процесса. Поэтому образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной, отражающей потребности и возможности участников педагогического процесса конкретного образовательного учреждения.

В образовательной программе должны быть отражены: цели и приоритетные направления образования в конкретной школе; конкретные задачи на определенном этапе деятельности педагогического коллектива; набор обязательных учебных программ, соответствующих федеральному и региональному стандартам; набор программ воспитательной деятельности, а также программ дополнительного образования, взаимосвязанных с обязательными и вариативными учебными программами.

Структуру образовательной программы определяют следующие компоненты: 1) анализ результативности работы педагогического коллектива; 2) приоритетные направления образовательного процесса, его цели и задачи; 3) обоснование учебного плана школы; 4) перечень учебных предметов и программ, их обеспечивающих в вариативном (школьном) компоненте учебного плана; 5) набор программ дополнительного образования; 6) учебно-методическое обеспечение вариативной части учебного плана; 7)описание особенностей организации образовательного процесса(воспитания и обучения) ; 8) управление реализацией программ через педагогический мониторинг.

Как правило, образовательная программа разрабатывается на 2-3 года и определяет деятельность педагогического коллектива на этот период. Такая программа позволяет образовательному учреждению последовательно осуществлять работу по моделированию содержания образовательного процесса не только в условиях процесса обучения, но и в условиях внеурочной деятельности.

В учебный план образовательного учреждения входят обязательные (федеральные и региональные) учебные предметы и школьный компонент, который определяется самим образовательным учреждением. Через учебный план осуществляется управление содержанием школьного образования. Образовательное учреждение имеет право принять коллективное решение об удовлетворении образовательных потребностей учащихся посредством введения профильного образования, углубленного изучения отдельных предметов. Это вызовет введение дополнительных учебных курсов, перераспределение времени на изучение учебных предметов. При принятии такого решения руководители образовательного учреждения предварительно изучают запросы учащихся, их родителей, общества, а также кадровый потенциал образовательного учреждения и учебно-материальное обеспечение.

Учебный план образовательного учреждения наполняется учебными предметами, программы для которых сейчас представляются в форме основного содержания областей знаний и требований к уровню образовательной подготовки учащихся. Поэтому на данном уровне идет конкретизация первого

(теоретического) уровня, так как он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах, методических пособиях.

На втором уровне ведущую роль играют руководители школы, ибо они обязаны создавать учебный план своего образовательного учреждения. Но без анализа образовательных потребностей населения и, прежде всего, самих детей они не смогут принять грамотного управленческого решения. Только на этой основе может быть создан учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, родителей, учителей.

Какова же роль учащегося учащегося в принятии решений? Она является определяющей. Каждый учащийся должен помочь себе в выборе пути своего дальнейшего развития, а для этого разобраться в своих склонностях и интересах. Хорошо бы в школе ввести курс «Познай себя», изучая который учащиеся постепенно будут самоопределяться. Кроме того, в образовательном учреждении должны быть курсы по выбору, различные курсы, кружки и т.д. , в которых каждый учащийся мог бы самоопределиться.

Третий уровень- это создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планов на год, на учебную тему, отдельное занятие. На третьем уровне основная управленческая деятельность осуществляется преподавателем.

Четвертый уровень- это уровень реального процесса, на котором реализуются все предшествующие уровни. Особенность взаимодействия всех отмеченных уровней состоит в том, что каждый предшествующий обеспечивает успешность протекания последующего, его направленность и качество.

На четвертом уровне задача преподавателя состоит в стимулировании деятельности учащихся посредством использования системы методов, средств и форм организации образовательного процесса. Иными словами, на этом уровне быть гибкой, обеспечивающей самоуправление учащихся в образовательном процессе.

В целом для управления образовательным процессом следует использовать полный управленческий цикл: получить информацию о его результатах, проанализировать ее, выявить проблемы и сформулировать цели дальнейшего развития образовательного процесса, спланировать их достижение, организовать себя и учащихся (а в школе в целом – весь школьный коллектив) на выполнение плана, проконтролировать результаты, на основе анализа которых провести регулирование как самого процесса, так и управления им.

Управление образовательным процессом.

Уровень Роль руководителя школы Роль учителя Роль ученика
1.Теоретический – представление об ОП как системе, его движущих силах. Знает сам, оказывает помощь препо-давателям по разви-тию знаний об ОП. Овладевает теоретическими знаниями и новым взглядом на ОП. Постепенно накапливает знаниями о процессе собственного учения.
2.Уровень проекта образовательной программы, учебного плана и т.д. Руководит коллек-тивной рабо-той по разработке образова-тельной программ-мы,учебного пла-на школы, выбором учебных программ, учебников. Участвует в разработ-ке школьного компо-нента учебного плана, выбирает программы, учебники, методичес-кие пособия. Делает выбор допол-нительного образова-ния, профиля и т.д., заявляет о своих обра-зовательных потреб-ностях.
3. Создание проекта конкретного образо-вательного процесса в форме его планирова-ния на год, тему,заня-тие. Организует деятель –ность преподавателей по планированию ОП, стимулирует на долгосрочное плани-рование, составляет технологические кар-ты и т.д. Составляет (или кор-ректирует) планы ОП на год,тему,занятие.

Участвует в планиро-вании ОП, высказывает свои пожелания.

4. Уровень реального процесса. Изучает ход ОП, его результаты; дает ана-лиз, принимает реше-ния, планирует разви-тие ОП на уровне школы, организует деятельность участ-ников ОП, осуществ-ляет контроль и регу-лирование. Реализует ОП на за-нятии, рефлексирует свою деятельность и деятельность учащих-ся, строит программу развития педагоги-ческой деятельности. Активно участвует на всех этапах занятия, рефлексирует свою деятельность, строит программу развития своих склонностей и интересов.

§3.Управление учением как самоуправляемой системой.

3.1 Сущность, содержание, назначение управленческой деятельности преподавателя.

Для определения сущности управления учением школьника следует выявить исходную единицу анализа управленческого процесса, которая интегрировала бы все аспекты управления. Такой единицей называют управленческую ситуацию. В терминах педагогики она может быть названа учебно-педагогической ситуацией. Учебно-педагогическая ситуация объединяет совокупность условий и обстоятельств, в которую активным образом включены педагог и учащийся как субъекты педагогической учебной деятельности . Данная совокупность условий и обстоятельств составляет реальную обстановку (учебно-педагогическую ситуацию), в которой принимаются решения о способахвоздействия на учащегося, с тем чтобы содействовать его переходу из исходного состояния в качественное новое. Принятие решения сопряжено с целью управленческой деятельности и направлено на преодоление какого-либо противоречия, разрешение проблемы. Поэтому сердцевиной учебно-педагогической ситуации, по сути, является определенная проблема, которая в случае ее осознания и соотнесения с целями обучения и воспитания создает педагогическую задачу. Решение педагогической задачи требует прежде всего выбора способа взаимодействия с учащимся. Основной результат ее решения должен состоять в том, чтобы выбрать такие способы действий, при которых создавалась бы проблемная ситуация для учащегося. Осознание учащимся созданной преподавателем проблемной ситуации принимает форму учебной задачи. Специфика ее состоит в том, что предусмотренные педагогом способы решения данной задачи могли бы вести к изменению и психическому развитию самого учащегося.

Изложенное необходимо дополнить. Создаваемая преподавателем учебно-педагогическая ситуация должна разрешаться преимущественно в условиях диалогового взаимодействия преподавателя и учащегося. Основой создания требуемых условий является взаимопонимание преподавателя и учащегося, их ориентация на сотрудничество, общение на паритетных началах и т.д. Главными средствами создания указанных условий являются целенаправленная мотивация участников учебного процесса и педагогическая рефлексия.

Структура управленческой деятельности преподавателя включает, как и любая управленческая деятельность, следующие функции: мотивационно-целевую, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную.

Основываясь на вышеизложенном понимании сущности управления и этапов управленческой деятельности, предлагается следующее рабочее определение: управление учением- это прогнозирование, проектирование,разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия преподавателя и учащегося, обеспечивающие средствами мотивации и рефлексии целесообразное направление их развития и саморазвития.

Это определение позволяет выделить следующие умения управления учением: умения собирать информацию, обрабатывать ее; умения «видеть» (прогнозировать, проектировать, анализировать учебно-педагогическую ситуацию); умения выделять проблемы(причины возникновения данной ситуации); умения определять задачи по разрешению проблем; умения устанавливать критерии достижения педагогической задачи; умения определять пути достижения задачи; умения прогнозировать действия по достижению задачи; умения их осуществлять (мотивообразующие, коммуникативные, перцептивно-рефлексивные); умения сверять полученный результат с желаемым; умения оценить достигнутый результат; умения реагировать на изменения, вносить коррекцию в действия; умения прогнозировать, проектировать и осуществлять изменения в деятельности другого и своей. Данные умения в равной мере относятся и к деятельности преподавателя, управляющего учением школьника, и к деятельности учащегося, управляющего своим учением. Но состав конкретных действий преподавателя и учащегося различен. Подходы у управлению учением могут быть разными.

Способ реализации подхода к управлению учением школьника(вид управления учением школьника) определяется уровнем сформированности учебной деятельности обучающегося, уровнем сформированности управленческой деятельности преподавателя, а также индивидуальными особенностями и преподавателя, и учащегося.

Заключение.

В зависимости от этого вид управления учением школьника может быть по алгоритмическому признаку осуществления управленческих действий программным и ситуативным, а по источнику возникновения управленческих действий – командным и рефлексивным. Между этими полярными видами имеются промежуточные. Такое разделение видов управления учением, безусловно, имеет формальный характер. Но их вычленение позволит правильно осуществить выбор управленческих действий в зависимости от учебно-педагогической ситуации, уровня субъективности школьника в учении. Вместе с тем есть не только взаимосвязь и взаимопроникновение видов управления учением школьника. Одним из главных условий перевода учащегося из позиции объекта деятельности преподавателя в позицию субъекта своего учения является изменение позиции преподавателя по отношению к учащемуся, переход от программного управления учением к ситуативному, от командного к рефлексивному. Понимание необходимости владения всеми видами управления учением школьника с ориентацией на овладение и преимущественное осуществление рефлексивного управления должно находиться в основе профессиональной позиции преподавателя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

1. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление.- М., 1986.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.

3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И.Шамовой.- М., 1991.

  1. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: Теория и практика. – М.; Белгород, 1995.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.
  3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта.- М., 1989.
  4. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А.Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.,1985.
  5. Менеджмент в управлении школой/ Науч.ред. Т.И.Шамова.- М., 1992.
  6. Третьяков П.И. Практика управления современной школой: (Опыт педагогического менеджмента).- М., 1995.
  7. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.- Л., 1988.
Рассказать друзьям