Управление охраной труда в организациях - нормативная численность работников службы охраны труда. Ссбт. работа службы охраны труда Межотраслевые нормативы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проведем расчет нормативной численности работников охраны труда в ОАО «ОНИИП». На основании Постановления Минтруда России от 22.01.2001 г. №10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (в ред. Приказа Минтруда России от 12.02.2014 N 96) и при численности работников 629 человек.

Полученные нормативы численности работников службы охраны труда на ОАО «ОНИИП» и итоговый результат приведены в таблице 1. Эти данные позволят оценить действующее число работающих в службе охраны труда.

Таблица 1 – Расчет нормативной численности работников службы охраны труда в организации

N п/п Наименование видов работ Наименование факторов Единица измерения Числовые значения факторов Номер таблицы Норматив численности
1 1
Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний чел. 501-750 0,16
чел. 101-350
Организация и участие проведение специальной оценки условий труда (АРМ) Среднесписочная численность работников организации чел. 501-750 0,18
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда чел. 101-350
единиц 6-10
Организация пропаганды по охране труда Среднесписочная численность работников организации чел. 501-750 0,21
Количество самостоятельных структурных подразделений единиц 6-10
Организация проведение инструктажей, обучения, проверки знаний работников организации Среднесписочная численность работников организации чел. 501-750 0,52
Среднемесячная численность вновь принимаемых работников чел. 41-50
Планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам и ведение документации по охране труда Среднесписочная численность работников организации чел. 501-750 0,17
Количество самостоятельных структурных подразделений единиц 6-10
Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях Среднесписочная численность работников организации чел. 501-750 0,36
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда чел. 101-350
Количество самостоятельных структурных подразделений единиц 6-10
Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда Среднесписочная численность работников организации чел. 501-750 0,08
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда чел. 101-350
Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда Среднесписочная численность работников организации чел. 501-750 0,24
Количество самостоятельных структурных подразделений единиц 6-10
Участие в расследование и учете несчастных случаев в организации Количество несчастных случаев за год чел. п. 3.2.9 0,02
Норма времени на расследование одного несчастного случая час.
Нормативная численность чел. 1,94


Нормативная численность работников службы охраны труда:

Чн = 0,16+0,18+0,21+0,52+0,17+0,36+0,08+0,24+0,02=1,94 чел.

Списочная численность работников службы охраны труда устанавливается по формуле:

Где К н - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

Где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета, определяется по формуле:

Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников:

Таким образом, списочная численность работников службы охраны труда:

Ч сп = Ч н ∙К н = 1,94∙1,13= 2,19 ≈ 3 чел.



Фактически, в службе охраны труда, организации ОАО «ОНИИП» работает 2 специалиста.

Выполненный расчет показал, что существующего штата недостаточно для качественного выполнения всего объема работ. Для повышения эффективности работы, необходимо зачислить в службу охраны труда одного специалиста. ТАБЛИЦЫ ломать нельзя. На след. Листе писать ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ №

Проведем расчет нормативной численности работников охраны труда в ОАО «ОНИИП». На основании Постановления Минтруда России от 22.01.2001 г. №10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (в ред. Приказа Минтруда России от 12.02.2014 N 96) и при численности работников 629 человек.

Полученные нормативы численности работников службы охраны труда на ОАО «ОНИИП» и итоговый результат приведены в таблице 1. Эти данные позволят оценить действующее число работающих в службе охраны труда.

Таблица 1 – Расчет нормативной численности работников службы охраны труда в организации

Наименование видов работ

Наименование факторов

Единица измерения

Числовые значения факторов

Номер таблицы

Норматив численности

Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний

Организация и участие проведение специальной оценки условий труда (АРМ)

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда

Организация пропаганды по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных структурных подразделений

Организация проведение инструктажей, обучения, проверки знаний работников организации

Среднесписочная численность работников организации

Среднемесячная численность вновь принимаемых работников

Планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам и ведение документации по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных структурных подразделений

Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда

Количество самостоятельных структурных подразделений

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда

Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных структурных подразделений

Участие в расследование и учете несчастных случаев в организации

Количество несчастных случаев за год

Норма времени на расследование одного несчастного случая

Нормативная численность

Нормативная численность работников службы охраны труда:

Чн = 0,16+0,18+0,21+0,52+0,17+0,36+0,08+0,24+0,02=1,94 чел.

Списочная численность работников службы охраны труда устанавливается по формуле:

Где К н - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

Где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета, определяется по формуле:

Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников:

Таким образом, списочная численность работников службы охраны труда:

Ч сп = Ч н ∙К н = 1,94∙1,13= 2,19 ≈ 3 чел.

Фактически, в службе охраны труда, организации ОАО «ОНИИП» работает 2 специалиста.

Выполненный расчет показал, что существующего штата недостаточно для качественного выполнения всего объема работ. Для повышения эффективности работы, необходимо зачислить в службу охраны труда одного специалиста. ТАБЛИЦЫ ломать нельзя. На след. Листе писать ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ №

При создании отдела охраны труда работодателю необходимо руководствоваться «Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации», утвержденными Постановлением Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 г. (далее – Рекомендации).

Чтобы отдел охраны труда мог качественно выполнять свои функции, работодателю необходимо подобрать оптимальное количество работников этого отдела. Оно определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, общей численности работников предприятия и «Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (далее – Нормативы), утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001 г. .

Нормативы предусматривают условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел). В пункте 3.1.1 Нормативов говорится, что в организациях с численностью работников более 700 создается бюро охраны труда (3-5 человек) или отдел (от шести человек).

Нормативы охватывают следующие направления деятельности работников службы ОТ в организации (п. 1.3) :

1) управление охраной труда;

2) организация работы:

По предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

По проведению аттестации рабочих мест;

По приведению рабочих мест в соответствие требованиям к условиям и охране труда;

По проведению инструктажей, обучению, проверке знаний сотрудников предприятия в области требований охраны труда;

По планированию мероприятий по охране труда, составлению статистической отчетности по установленным формам, ведению соответствующей отчетности;

3) оперативный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации и ее структурных подразделениях;

4) участие в реконструкции производства и проведении мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников предприятия;

5) расследование и учет несчастных случаев.

Нормативы определены только в отношении легко поддающихся учету факторов:

Среднесписочной численности работников организации;

Численности рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;

Количества самостоятельных структурных подразделений;

Среднемесячной численности вновь принимаемых работников;

Количества несчастных случаев за год.

В то же время в межотраслевых нормативах не учтены (это было невозможно сделать) такие факторы, существенно влияющие на состав и объем работы службы, как:

Отраслевые особенности производства;

Состояние оборудования;

Климатические особенности и экологическое состояние данной местности;

Половозрастной состав работников и т.д.

В нормативах приведены все показатели численности работников службы охраны труда в зависимости от перечисленных факторов. Для определения нормативной численности сотрудников службы охраны труда (Чн) необходимо суммировать показатели численности по таблицам соответственно обстановке в организации.

Общая формула расчета списочной численности работников службы (Чсп) такова:

Чcп = Чн Кн,

где Чсп – списочная численность работников службы; Чн – нормативная численность работников службы охраны труда; Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.

Данный коэффициент также определяется по следующей формуле:

Кн = 1 + (Н / 100),

где Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.; Н – процент планируемых невыходов.

Процент планируемых невыходов работников определяется по данным бухгалтерского учета.

Штатная численность работников службы ОТ в организации (Чшт) и будет соответствовать рассчитанной по формуле списочной численности:

Чшт = Чсп.

Отдельное внимание следует уделить предприятиям с обособленными производственными структурами. Это предприятия, цеха, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

В тех случаях, когда такие подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, численность сотрудников службы охраны труда, рассчитанную по нормативам, следует умножить на коэффициент 1,2. А если отдельная структура находится на расстоянии от 1,5 км и более, то применяется коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и более количество работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА (вариант 31)

Исходные данные для расчета нормативной численности

работников службы охраны труда по табл. 2 (прил.)

Алгоритм действий

1.Для определения нормативной численности работников службы охраны труда по наименованию «Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний» по табл. 4 (прил.) определяется заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4). На пересечении строки с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах, при заданном параметре в 145 чел. (диапазон от 101 до 350) устанавливается значение норматива численности – 0,21.

2. Для установления нормативной численности работников службы ОТ по «Организации работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда» по табл. 5 (прил.) находим заданное по условию число структурных подразделений (38) в диапазоне от 21 до 50; по строке 29 определяется среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. На пересечении строки с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) устанавливается значение норматива численности – 0,39.

3. По табл. 6 (прил.) определяется норматив численности по «Организации пропаганды по охране труда». Для этого на пересечении диапазона структурных подразделений (от 21 до 50) при заданном параметре 38 и среднесписочной численности работников организации 1002 чел. (строка 4) находится значение норматива, равное 0,40.

4. По табл. 7 (прил.) устанавливается норматив численности по «Организации проведения инструктажей, обучения, проверки знаний работников организации». Для этого на пересечении значения среднемесячной численности вновь принимаемых работников (до 20), при заданном параметре 20 и среднесписочной численности работников организации 1002 чел. (строка 4) определяется значение норматива, равное 0,55.

5. Для выставления нормативной численности работников службы охраны труда по «Планированию мероприятий по охране труда, составлению отчетности по установленным формам и ведению документации по охране труда» по табл. 8 (прил.) находится заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4) и заданное количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (столбец от 21 до 50). На пересечении заданных параметров находится норматив численности, равный 0,33.

6. Для вычисления нормативной численности работников службы охраны труда по «Оперативному контролю за состоянием охраны труда в организации и её структурных подразделениях» по табл. 9 (прил.) находится диапазон структурных подразделений от 21 до 50 (так как заданное количество равно 38); на строке 29 располагается среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. На пересечении с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) – устанавливается значение норматива численности – 0,79.

7. Для установления нормативной численности работников службы охраны труда по «Контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда» по табл. 10 (прил.) находится заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4). На пересечении с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) – устанавливается значение норматива численности – 0,12.

8. По табл. 11 (прил.) вычисляется норматив численности по «Участию в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации». Для этого на пересечении диапазона структурных подразделений (от 21 до 50) при заданном параметре (38) и среднесписочной численности работников организации (1002 чел.) (строка 4) находится значение норматива, равное 0,42.

9. Для выставления норматива численности по «Расследованию и учету несчастных случаев в организации» необходимо рассчитать время расследования, затрачиваемое на расследование произошедших несчастных случаев. Для этого необходимо норму времени расследования одного несчастного случая (24 ч) умножить на количество несчастных случаев, произошедших за год, то есть

120 / 2000 = 0,06.

Таким образом, норматив численности равен 0,06.

Вывод: при среднесписочной численности работников организации 1002 чел. нормативная численность сотрудников службы охраны труда составляет 3 чел., что позволяет говорить о создании бюро по охране труда.

Правила оформления расчета представлены в табл. 3 (прил.)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каким образом в Трудовом кодексе РФ определяется термин «охрана труда»?

2. Какова цель системы охраны труда, и какие задачи необходимо решить для её достижения?

3. Что понимается под термином «управление системой охраны труда»?

4. Что является объектом управления охраны труда?

5. Перечислите основные принципы управления охраной труда.

6. Какие группы направлений работ включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в организации по обеспечению требований охраны труда?

7. Перечислите три уровня системы охраны труда в организации.

8. В соответствии с какими нормативными документами создаётся служба охраны труда в организации, каким нормативным документом регламентируется её работа?

9. Перечислите основные задачи службы охраны труда.

10. Назовите основные функции службы охраны труда.

11. Какие документы должны иметься в службе охраны труда, отделе или у специалиста по охране труда?

12. Какие квалификационные требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?

13. На основании какого документа устанавливается оптимальное количество работников службы охраны труда?

14. Какие направления деятельности службы охраны труда учитывают нормативы численности работников этого подразделения в организациях, а что в них не включено?

15. Каковы особенности исчисления сотрудников службы охраны труда на предприятиях с обособленными производственными структурами?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования. – М.: Изд-во стандартов, 2007.

2. Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях: постановление Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2, № 4.

3. Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда: постановление Минтруда РФ № 7 от 17.01.2001 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2.

4. Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации: постановление Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2, № 3.

5. Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 413 от 29.05.2006//Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2006. – № 6.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ № 197 от 30.12.2001 (с изм.) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

7. Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 342н от 26.04.2011 // Российская газета. –
2011. – 24 июня.

8. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.aup.ru/docs/d2/, свободный.

9. Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда: постановление Министерства труда РФ № 11 от 27.02.95. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.tuk.ru/ohrana-truda/ohrana-truda.pdf, свободный.

Введение...............................................................................................3

1. Основы управления охраной труда в организациях..................4

2. Органы управления охраной труда в организациях...................10

3. Расчет нормативной численности работников службы

охраны труда в организации.............................................................20

4. Пример расчета нормативной численности работников

службы охраны труда.......................................................................23

Контрольные вопросы.......................................................................26

Библиографический список………..................................................27

Приложения…………………………………………………………28

Не все работодатели могут объективно оценить объем работы, которую выполняет специалист по охране труда. Поэтому зачастую на сотрудника взваливают непосильный перечень задач. Или, наоборот, в небольших организациях создают целую службу охраны труда, когда достаточно иметь одного хорошего специалиста. Разберемся, сколько сотрудников на самом деле должны заниматься охраной труда.

Система охраны труда находится в непосредственном подчинении у работодателя. Если численность работников предприятия превышает 50 человек (), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При этом у работодателя есть несколько вариантов:

  • создать отдельное структурное подразделение – службу охраны труда;
  • ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
  • привлечь аккредитованную специализированную организацию (специалиста) по гражданско-правовому договору.

Если численность работников менее 50 человек, то работодателю можно:

  • возложить обязанности по охране труда на себя;
  • возложить обязанности на уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа о совместительстве или совмещении профессий).

Когда в организации менее 700 работников, нет тяжелых работ и вредных и опасных условий труда, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. При большей численности персонала создается служба охраны труда из трех–пяти человек или отдел минимум из шести человек.

Сколько человек должно быть в службе охраны труда

Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». Разберемся с расчетом на примере.

Пример

Советует

Наталия ЮРОВА,

генеральный директор Управления охраны труда ООО «УОТ „Беркана“» (Москва)

Если в компании меньше 50 сотрудников, то создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда является желательным, но не обязательным. Это зависит от специфики производственной деятельности организации. Для предприятий, на которых заняты более 50 сотрудников, создавать службу или иметь специалиста по охране труда уже обязательное требование. Причем не только на производстве, но и в организациях, оказывающих туристические, юридические и другие услуги.

Возьмем организацию численностью 1002 человека, из них 145 человек работают во вредных и опасных условиях труда. В месяц на работу принимают в среднем 20 новых сотрудников. Организация состоит из девяти структурных подразделений, расположенных на расстоянии 800 м друг от друга. За год в организации произошло пять несчастных случаев.

Чтобы произвести расчет, выбираем нормативную численность специалистов в службе охраны труда из таблиц, которые приведены в . Нормативные показатели для нашего примера сведены в таблицу.

Таблица. Численность специалистов в службе охраны труда в зависимости от состава работы

Наименование работы

Норматив численности

Организация работы по предупреждению

производственного травматизма, профессиональных

и производственно-обусловленных заболеваний

в организации

Организация и участие в проведении специальной

оценки условий труда

Организация пропаганды по охране труда

Организация инструктажей, обучения,

проверки знаний по охране труда

работников организации

Планирование мероприятий по охране труда,

составление отчетности по установленным формам, ведение

документации по охране труда

Оперативный контроль за состоянием охраны труда

в организации и ее структурных подразделениях

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда

Участие в расследовании и учете несчастных случаев в организации:
Ч н = Т об /Н рв,
где Ч н – нормативная численность, Т об – общие затраты времени на расследование (Т об = 115 ч), Н рв – норма рабочего времени одного работника на планируемый год (Н рв = 2000 ч)

Списочная численность работников службы охраны труда вычисляется по формуле:

Ч сп = Ч н × К н,

где Ч сп – списочная численность специалистов по охране труда;
Ч н – итоговая нормативная численность;
К н – коэффициент планируемых невыходов работников службы охраны труда.

К н = 1 + процент планируемых невыходов/100.

Примем процент планируемых невыходов равным 10. Тогда:

К н = 1 + 10%/100 = 1,1.

При планируемом значении невыходов 10% данное значение равняется 1,1.

Если производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности устанавливают коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 км и более – коэффициент 1,4. Поэтому:

Ч сп = 2,157 × 1,1 × 1,2 = 2,84 ≈ 3.

Таким образом, получаем нормативную численность работников службы охраны – три человека.

Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда

Рассмотрим распределение обязанностей на примере крупного промышленного предприятия численностью 1200 человек, из которых 150 человек работают во вредных условиях труда. Организация состоит из девяти крупных подразделений, шесть из которых – производственные подразделения, а три – офисные. Согласно примеру, который приведен выше, в службе охраны труда такого предприятия должно быть минимум три человека – руководитель и два специалиста по охране труда. Работы, которые будет выполнять служба охраны труда, также приведены в предыдущем примере.

Предупреждает

Дмитрий КАЗАНЦЕВ,

старший юрисконсульт ОАО «Центр развития экономики» – В2В-Center (Москва)

Отсутствие в организации специалиста по охране труда или сотрудника, исполняющего его обязанности, – одно из распространенных нарушений по охране труда. За него работодателю грозит штраф до 50 000 рублей. В 2016 году малые предприятия смогут избежать штрафа и отделаться предупреждением. Но только если инспектор впервые выявит нарушение и оно не будет непосредственно угрожать жизни и здоровью работников.

У работодателя есть несколько способов распределения обязанностей в службе охраны труда.

1-й способ – территориальный. Распределить обязанности по структурным подразделениям между двумя специалистами в зависимости от численности подразделения. В нашем случае: 600 человек – одному специалисту и 600 человек – второму специалисту.

Плюсы данного способа:

  • четкое распределение ответственности. За охрану труда в каждом подразделении отвечает один специалист.
  • взаимозаменяемость сотрудников. При уходе в отпуск, на больничный, увольнении сотрудника второй специалист может полностью заменить выбывшего и подготовить нового специалиста на его место.

Минусы данного способа:

  • каждое подразделение организует работу по охране труда специфично, в зависимости от того, какой специалист его обслуживает. Нет единого понимания, как правильно выполнять работу;
  • специалисты вынуждены выполнять одни и те же функции в рамках предприятия индивидуально каждый для своих подразделений. Нет общей системы работы;
  • оба специалиста должны иметь одинаковый уровень квалификации, что требует дополнительных финансовых затрат на их обучение.

Таким образом, первый способ больше подходит предприятиям, у которых подразделения сильно удалены друг от друга.

2-й способ – функциональный. Распределить функции службы охраны труда между специалистами в зависимости от их квалификации.

Плюсы данного способа:

  • создание единой системы охраны труда;
  • сотрудники специализируются на выполнении определенных задач;
  • специалисты могут обладать разным уровнем квалификации, что снижает финансовые затраты предприятия и дает мотивацию для профессионального роста.

Минусы данного способа:

  • низкая взаимозаменяемость сотрудников;
  • сложности в распределении ответственности.

То есть второй способ рационально использовать, если подразделения предприятия расположены на общей территории, а его численность не превышает 3000 человек.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в филиалах?

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в каждом филиале организации? Если нет, то как, например, проводить инструктажи с работниками?
Илья КУЛИКОВ (Санкт-Петербург)

В законодательстве нет требований обязательно включать в штат филиала должность специалиста по охране труда. Достаточно иметь такого специалиста в головной организации, а в филиалах назначить ответственных за охрану труда. Их функции, в том числе по проведению инструктажей, лучше расписать в отдельном локальном документе. Тогда вновь принимаемым сотрудникам не придется ехать на инструктаж в головную организацию.

Нужно ли приводить название должностей в соответствие с ЕТКС?

Начальник отдела охраны труда в коммерческой фирме настаивает переименовать его отдел в службу охраны труда и изменить название должностей согласно Квалификационным характеристикам должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н. Правомерны ли его требования в коммерческой организации?
Наталья ИЛЬИНА (Солнечногорск)

Требования начальника отдела правомерны. Если Трудовой кодекс или другие документы устанавливают ограничение на какую-либо работу, то названия этой профессии и квалификационные требования к ней должны соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику (далее – ЕТКС) (). Для работников охраны труда этим справочником установлены ограничения, например, по стажу и квалификации. Поэтому Гострудинспекция рекомендует приводить название службы охраны труда и должностей ее специалистов в соответствие с в организациях любой формы собственности. Иначе работодателю могут выдать предписание об устранении этого недочета.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).

Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:

1) управление охраной труда;

2) организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

3) организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;

4) организация пропаганды по охране труда;

5) проведение вводного инструктажа;

6) организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;

7) планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

8) оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

9) контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

10) участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

11) расследование и учет несчастных случаев.

В основу разработки нормативов численности положены:

1) данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;

2) материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.

Нормативы численности разработаны в соответствии с Законом РФ "Об основах охраны труда в РФ", Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Нормативы численности предусмотрены для должностей начальника отдела (бюро) и специалистов всех категорий. Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена. Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.

В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и выше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует понимать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.

Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов, персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). Работник должен быть обеспечен телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для соответствующего вида производства с учетом специфики работ.

Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников 3 - 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более.

Руководство службой охраны труда осуществляет начальник отдела (бюро) охраны труда, который:

1) планирует и организует работу отдела (бюро), разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на отдел (бюро) задач и функций, отвечает за представление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива;

2) обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию отдела (бюро);

3) представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров, поощрения отличившихся работников или применения дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

4) обеспечивает систематическое повышение квалификации работников отдела (бюро).

В состав основных направлений деятельности работников службы охраны труда организации входят:

1) организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, состоящая из:

а) изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний; участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;

б) доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовки проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации;

2) организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации, включающая:

а) организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда;

б) формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения;

в) учет рабочих мест и классификацию работ по категориям работников, наименованию профессий и должностей, их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений;

г) оценку рабочих мест по условиям труда: соответствие санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда; составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов; обеспеченность работников спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам; проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований;

д) организацию оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки);

е) доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя;

ж) разработку предложений с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки;

3) организация пропаганды по охране труда, предусматривающая:

а) руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеокинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.п.;

б) организацию и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организацию выставок, уголков, витрин, стендов; проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда; организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда; организацию обмена передовым опытом по охране труда, выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда;

4) организация проведения инструктажей, обучения, проверки знания требований охраны труда работников организации, состоящая из:

а) разработки программы проведения вводного инструктажа по охране труда;

б) проведения вводного инструктажа по охране труда;

в) контроля за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда; организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшим;

г) проведения консультаций по вопросам охраны труда;

д) участия в работе комиссий по проверке знаний по охране труда работников организации;

е) оказания методической помощи руководителям структурных подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;

5) планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда, включающие:

а) разработку совместно с другими структурными подразделениями плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты; анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения; составление статистической отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;

б) составление (при участии других структурных подразделений организации) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

в) согласование проектов инструкций по охране труда работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;

г) составление совместно с другими структурными подразделениями организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда;

д) организацию хранения документации (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, документов, касающихся аттестации рабочих мест, и др.) в соответствии со сроками, установленными законами и иными нормативными правовыми актами;

е) участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников организации;

ж) определение основных направлений совершенствования условий труда;

6) оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях, в состав которого входит:

б) контроль за: выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда; содержанием производственных и вспомогательных помещений; безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов; использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; техническим состоянием машин и оборудования; эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения;

7) контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, включающий также контроль за:

а) правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

б) наличием в структурных подразделениях организации инструкций по охране труда согласно перечню профессий, должностей и видов работ, в соответствии с которыми они должны быть разработаны; своевременным их пересмотром;

в) доведением до сведения работников структурных подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

8) участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации, предусматривающее:

а) работу в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;

б) проведение совместно с соответствующими подразделениями организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

в) согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда;

10) расследование и учет несчастных случаев в организации, включающие:

а) организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие при необходимости доставке его в медицинское учреждение; принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;

б) организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;

в) работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве; выдачу предписаний руководителям структурных подразделений; участие в составлении и организация направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.

Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 ч и 120 ч (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая).

Еще по теме Нормативы численности работников службы охраны труда в организациях:

  1. Организация охраны труда. Служба охраны труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда
  2. Обязанности работника в области охраны труда. Инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии. Инструкции по охране труда, обязательные для работников. Контроль за соблюдением требований инструкций по охране труда
  3. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
  4. Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право -

Рассказать друзьям