Уровень напряжения распределительное устройство трансформация 861. Законодательная база российской федерации. III. Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Правила недискриминационного доступа 861 с учетом изменений, принятых в последние годы, регулируют деятельность экономических субъектов на рынке электроэнергетики. В нашей статье приводится краткий обзор этих правил и новшеств в них.

Недискриминационный доступ - это…

Согласно п. 8 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ дискриминационные условия — это такие условия вхождения на рынок или деятельности хозяйствующих субъектов на рынке, при которых они (субъекты) находятся в неравных условиях по сравнению с другими аналогичными субъектами.

Соответственно, недискриминационный доступ — это отсутствие такой несправедливости, когда входить и работать на рынке могут все на равных условиях.

П. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ введен запрет на злоупотребление монополистами своим доминирующим положением на рынке. Запретить естественные монополии по аналогии с искусственными невозможно, но можно административным методом ограничить монополиста в правах, чтобы уравнять с другими участниками рынка — контрагентами монополиста.

В п. 3 ст. 10 закона № 135-ФЗ сделана отсылка к правилам недискриминационного доступа на товарные рынки, где действуют естественные монополисты, например, такие как:

  • передача электроэнергии;
  • размещение сетей электросвязи;
  • транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа;
  • железнодорожный транспорт и др.

Для ее исполнения были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 правила недискриминационного доступа к услугам в сфере электроэнергетики (далее — правила).

Что регулируют правила недискриминационного доступа?

Правила затрагивают услуги:

  • передачи электроэнергии;
  • оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • администратора торговой системы оптового рынка;
  • присоединения к сетям.

Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к перечисленным услугам и их оказанию. То есть регулируют отношения гарантирующего поставщика, сетевой организации и потребителей электроэнергии.

В отношении потребителей правилами установлен равный доступ к услугам в сфере электроэнергетики независимо от их (потребителей) организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим такие услуги.

В отношении поставщика (системного оператора, администратора) введена обязанность по предоставлению полной информации об оказываемых услугах, а также исполнению услуг для определенного законом круга лиц.

Кроме того, правилами урегулированы некоторые технические моменты при присоединении (подключении) энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Структура правил

Правила недискриминационного доступа по каждому виду услуг в сфере электроэнергетики оформлены в виде отдельных документов.

1-й документ — это правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Ими урегулирован порядок:

  • заключения договоров между поставщиком и потребителем, сетевыми организациями;
  • установления тарифов;
  • определения потерь в электрических сетях и т. д.

2-й документ — правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг. Здесь подробно раскрывается порядок:

  • написания заявки потребителем;
  • рассмотрения заявки оператором и вынесения решения по ней;
  • заключения договора и исполнения услуги.

3-й документ касается деятельности администратора торговой системы оптового рынка. В нем перечисляются сведения, которые должен указать заявитель при подаче заявления, порядок рассмотрения заявки и основания для отказа администратора в предоставлении услуги.

Наконец, последние правила посвящены присоединению к электрическим сетям. Они устанавливают обязанность сетевой организации присоединить к своим сетям сети любого заявителя (при наличии технической возможности), а также предусматривают порядок заключения договора и разграничивают зону ответственности за электросети.

У правил 13 действующих приложений, в том числе:

  • образец заявки физического и юридического лица на присоединение к 1 источнику электроснабжения;
  • типовой договор на присоединение к электрическим сетям;
  • акт о выполнении технических условий и т. п.

Последние изменения правил

Последние изменения в правила недискриминационного доступа в сфере электроэнергетики были в 2017 году:

  1. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии:
    • они дополнены п. 13 (3) в соответствии с которым в договоре с потребителем электроэнергии должен фиксироваться номер телефона и адрес электронной почты данного потребителя, посредством которых он будет уведомляться о введении полного или частичного ограничения потребления электроэнергии.
    • пункт 29 дополнен положением, что введение ограничения режима потребления электроэнергии не освобождает потребителя от оплаты оказанных услуг и ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору.
    • приведена новая редакция п. 50 в соответствии с которой размер фактических потерь электроэнергии определяется как разница между объемом переданной энергии в сеть и объемом электроэнергии, поставленной по договорам энергоснабжения.
  2. Постановлением Правительства от 28.07.2017 № 895 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы:
    • исключен подпункт «и» п. 6 в соответствии с которым юрлицо, желающее получить доступ к услуге администратора наряду с прочими документами должно было приложить акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;
    • срок согласования документов смежными субъектами оптового рынка сокращен с 30 до дней (см. абз 6 п. 8 Правил).

Любая директива правительства имеет свой срок жизни. И в этом плане постановление 861 , регламентирующее целый перечень взаимоотношений, осуществляемых в сфере электроснабжения и энергопотребления, не стала исключением. С течением времени ему понадобились корректировки, что в итоги привело к изменению его статуса. В настоящий момент оно официально признано измененным. При этом причин, которые привели к его изменению, можно обозначить сразу несколько. Рассмотрим их более подробно.

Сокращение сроков, отведенных на выполнение технологических присоединений

Ни для кого не секрет, что любой объект (не обязательно новый), даже реконструируемый, подлежащий электрификации, должен пройти целый комплекс действий, которые впоследствии помогут его владельцам пройти процедуру технологического присоединения. И раз уж речь зашла о сроках этой процедуры, то они были значительно сокращены. Так, после утверждения размера оплаты сетевая организация должна предоставить заявителю договор в течение 3-х рабочих дней. Также сокращен срок переоформления документации после смены собственника объекта (до 5-ти календарных дней).

Снятие ограничений

Что касается снятия ограничений, так или иначе связанных с процедурой подсоединения, то они коснулись сетей с напряжением - до 20кВ. При этом вместо целой процедуры разрешительных действий теперь существует порядок направления уведомления в Ростехнадзор. Уведомления, которое сообщает о готовности того или иного объекта к вводу в эксплуатацию.

Дополнительные пункты

В соответствии с дополнительными правилами технологическое присоединение может быть выполнено на особых условиях. Под них попадают объекты, подсоединяемые к общегосударственным и общенациональным сетям электроснабжения. При этом организации, связанные с управлением общенациональными сетями, могут осуществлять подключение к энергопринимающему оборудованию, способному взаимодействовать с напряжением большой величины (от 110 кВ). Это правило действует во всех случаях, кроме следующих:

  • осуществляется подключение электричества к энергопринимающему электрооборудованию, отвечающему за электроснабжение объектов связи, телекоммуникационных центров и организаций общественного теле- и радиовещания;
  • осуществляется подключение энергопринимающего оборудования, отвечающего за электроснабжения пунктов пропуска через границу РФ;
  • если энергопринимающее оборудование уже имеет действующее подключение.

Новые правила предусматривают недопустимость взимания платы за технологическое присоединение к электрическим сетям , необходимость в котором возникла вследствие развития действующей инфраструктуры (развитие связи между сетевыми организациями местного масштаба и между объектами общероссийской электрической сети).

После внесения изменений в постановление 861 изменился максимальный срок для подсоединения к электросетям тех объектов, которые уже были присоединены к ним. Теперь он равняется 30-ти дням. Но есть одно примечание: речь в данном случае идет только о тех объектах, которые подсоединены к одному распределительно-питающему центру.

Вместо заключения

В наши дни наблюдается неуклонный рост потребления электроэнергии как целыми населенными пунктами, так и отдельными объектами, расположенными в них. С этим связаны постоянные изменения, вносимые в регламенты, действующие в сфере электроснабжения. Следить за этими изменениями - обязанность электросетевых, электромонтажных и энергоснабжающих компаний. При этом обычному потребителю следует пользоваться услугами исключительно сертифицированных и профессиональных организаций.

Вопрос: Как происходит технологическое подсоединение электричества для членов садового некоммерческого товарищества (СНТ) или для индивидуальных дачников на территории СНТ

Комментарий: Подсоединение к электричеству электропринимающих устройств согласно ФЗ № 35 ст. 26 п 1, аб. 1 носит разовый характер и осуществляется в установленном Правительством РФ порядке. Порядок присоединения оговаривается в Правилах действующего постановления № 861 от 27.10.2011. Если в электросети обращается непосредственно член СНТ или частное лицо-дачник с заявкой на подсоединение электропринимающих устройств, которые находятся на территории СНТ и их мощность и расчетная плата были учтены ранее при заключении договора с СНТ, то руководствуются следующим:

  1. Члены СНТ обязаны подчиняться решению общего собрания СНТ.
  2. Должны соблюдать установленные уставом товарищества требования.

Следовательно, если решение о присоединении к электросетям и заключение договора было принято на общем собрании дачников и в данном договоре учтены мощность и количество электропринимающих устройств, то технологическое подсоединение индивидуального заявителя осуществляется в рамках договора между сетевой организацией и СНТ. Если договор был заключен между СНТ и электросетями без решения общего собрания, то заявитель может заключить договор в индивидуальном порядке, как физическое лицо с сетевой организацией.

Отключение или ограничение пользования электроснабжением членам СНТ и индивидуальным дачникам

Вопрос: Действуют ли антимонопольные законы по отключению или ограничению электричества в отношении членов СНТ или индивидуальных дачников.

Комментарии: Правила постановления № 861 о недискриминационном доступе к электрическим сетям и пользованием услугами по передаче электроэнергии гласят, что собственники или законные владельцы электросетевых объектов, через которые происходит опосредованное подсоединение принимающих устройств к электрическим сетям, не могут и не имеют право препятствовать перетоку электрической энергии через их объекты к потребителю или требовать плату за прохождение электроэнергии по их объектам.

Данные собственники, через которые опосредованно происходит подключение, могут оказывать услуги передачи электричества с помощью объектов, находящихся в их собственности после того, как установлен соответствующий для этого тариф. При этом, ограничение режима использования электричества запрещено для граждан, которые не имеют задолженности и исполняют все предусмотренные законом обязательства.
Исключением из правил могут быть аварийные ситуации, веерные отключения пользователей от сети, которые не имеют долгов за электроэнергию и исполняют все обязательства, предусмотренные законодательством РФ.

В том случае, если владелец электросетевых объектов не является сетевой организацией и необоснованно препятствует перетоку электроэнергии через свои объекты к потребителям или взимает незаконную плату, то это рассматривается как нарушение ФЗ № 135-ФЗ от26.07.2006 «О защите конкуренции» и карается в соответствии с законодательством.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 22.06.2019) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"

  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг
    • III. Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями
    • IV. Порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности. - Утратил силу
    • V. Порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети
    • VI. Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь
    • VII. Порядок предоставления и раскрытия сетевыми организациями информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках и о стоимости услуг по передаче электрической энергии
    • VIII. Порядок рассмотрения заявлений (жалоб) по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим заявлениям (жалобам) решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами
    • IX. Порядок предоставления энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и потребителями электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии
  • Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг
  • Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг
    • III. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту
    • V. Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства
    • VI. Особенности взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности. - Утратил силу
    • VII. Особенности временного технологического присоединения
    • VIII. Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении
    • IX. Порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий
    • Приложение N 1. Акт об осуществлении технологического присоединения
    • Приложение N 2. Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон. - Утратило силу
    • Приложение N 3. Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. - Утратило силу
    • Приложение N 5. Заявка юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на временное присоединение энергопринимающих устройств
    • Приложение N 7. Заявка юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение энергопринимающих устройств
    • Приложение N 8. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)
      • Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности)
    • Приложение N 9. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
      • III. Плата за технологическое присоединение и порядок расчетов
      • IV. Разграничение балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности Сторон
      • V. Условия изменения, расторжения договора и ответственность Сторон
      • Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)
    • Приложение N 10. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)
      • III. Плата за технологическое присоединение и порядок расчетов
      • IV. Разграничение балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности Сторон
      • V. Условия изменения, расторжения договора и ответственность Сторон
      • Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)
    • Приложение N 11. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в приложениях N 9 и 10, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)
      • III. Плата за технологическое присоединение и порядок расчетов
      • IV. Разграничение балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности Сторон
      • V. Условия изменения, расторжения договора и ответственность Сторон
      • Приложение. Технические условия для присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в приложениях N 9 и 10, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)
    • Приложение N 12. Типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности (для заявителей, заключивших соглашение о перераспределении максимальной мощности с владельцами энергопринимающих устройств (за исключением лиц, указанных в пункте 12(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, лиц, указанных в пунктах 13 и 14 указанных Правил, лиц, присоединенных к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также лиц, не внесших плату за технологическое присоединение либо внесших плату за технологическое присоединение не в полном объеме), имеющими на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям)

С 10 октября 2015 г. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 действует в редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

Всего внесено 24 поправки, введение которых служит оптимизации процедур присоединения и приведения Правил в соответствие с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Предлагаем вашему вниманию краткий перечень наиболее значимых изменений^

Так, п. 7 г) устанавливает, что получение разрешения на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется следующим категориям заявителей:

  • юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно;
  • физическим лицам в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств);
  • объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенным (реконструированным) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя.

4 . В п. 18 (1) и 18 (3) уточнен порядок, форма и сроки направления в в , принадлежащих юридическим лицам или ИП, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт.

5 . Установлены исключительные случаи технологического присоединения потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства, относящимся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В том числе п. 8(2) устанавливает, что к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей может осуществляться только на уровне напряжения 110 кВ и выше, за исключением технологического присоединения следующих объектов:

  • ранее присоединенных энергопринимающих устройств по основаниям, установленным пунктом 2 настоящих Правил;
  • электростанций;
  • энергопринимающих устройств, обеспечивающих энергоснабжение линий связи, сооружений связи, средств связи телевизионного и радиовещания;
  • энергопринимающих устройств, обеспечивающих работу пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации .

6. Установлена недопустимость включения в плату за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети для всех категорий заявителей .

Ранее в п. 17 (абзац 3) указывалось, что не допускается включение этой составляющей при формировании платы только категорий заявителей, указанных в п.п. 13 и 34.

7 . Снята неясность в вопросе стоимости технологического присоединения к электросетям граждан, объединивших свои гаражи и хозяйственные постройки.

В п. 17 (абзац 3) уточняется, что сумма в 550 рублей взимается с каждого из таких граждан.

8 . Внесено изменение в наименование IV раздела Правил. В текущей редакции оно выглядит следующим образом: «IV. Особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации».

9. В п. 37 установлен максимальный срок в 30 дней для технологического присоединения ранее присоединенных объектов, перераспределение мощности между которыми производится в пределах действия одного питающего центра.

Также внесен ряд поправок в терминологию в рамках приведения документа в соответствие с ФЗ. .

Рассказать друзьям