Здоровье человека и выбор профессии. Здоровье школьника с овз и выбор профессии. Сообщение темы и целей урока

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ТЕМА: ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Цель: дать определение понятиям «здоровье», «координация движений», глазомер; раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры, познакомить с важнейшими характеристиками здоровья человека; выявить роль координации движений и глазомера в профессиональной деятельности.

I . Работа над новым материалом.

По своим биологическим особенностям человек - часть природы. И поэтому общественно-трудовая деятельность людей возможна только на той биологической основе, которая им присуща как виду. Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние «полного физического, душевного и социального

благополучия», а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Конечно же, правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, в условиях работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора. Обучение и работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция и нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям, иначе произойдет ухудшение состояния здоровья, обострение заболеваний приведет к потере трудоспособности.

Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому даже если воздействие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы. Причем допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, причем индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.

Пятая группа - это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа - это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны: например, при нарушении органов зрения - профессии чертежника, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха - стенографистки, автослесаря; органов обоняния - повара и т.п.

В приведенной ниже таблице 1 систематизированы профессионально-производственные факторы, противопоказанные при наиболее распространенных заболеваниях.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить от серьезной ошибки при выборе профессии - противопоказания ее по состоянию здоровья, и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.

Профессионально непригодным к той или иной деятельности человек считается в том случае, когда обучение и работа могут усугубить имеющиеся у него заболевания или препятствуют успеху формирования профессиональных навыков. Однако следует иметь в виду, что абсолютная профессиональная непригодность - явление крайне редкое. Природа человека многогранна, и каждая личность обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти подходящую деятельность. Кроме того, растущему организму присущи пластичность, изменчивость и возможность развития компенсаторных механизмов.

Таблица 1

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Заболевания

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Органы зрения

Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефабрики и птицефермы, садовод, слесарь по ремонту автомобиля

Органы слуха

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией

Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук

Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, чертежник-конструктор

Опорно-двигательный аппарат

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

Контролер-кассир, киномеханик, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, оператор связи, фотограф

Сердечнососудистая система

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод

Органы пищеварения

Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания

Почки и мочевыводящие пути

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервно-паралитического действия; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма

Резчик по дереву, закройщик, столяр

В различных видах труда, в зависимости от их особенностей, действия носят различный характер: умственные, чувственные и двигательные (моторные). Большинство специальностей и профессий связано с двигательными предметными действиями, т.е. такими, которые направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Действия состоят из движений. Анализ предметных движений человека показывает, что все они, как правило, складывается из трех простых элементов: взять, переместить, отпустить. Этим движениям свойственна и координация.

Говоря о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленных на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели. Прежде всего это точность, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. Так, водитель автомобиля, тормозя машину, координирует силу нажатия на тормоз и действия рулевым управлением со скоростью движения, состоянием дороги, массой машины. Плотник также соизмеряет силу нажатия на рубанок и скорость его движения с меняющимся мускульным ощущением сопротивления дерева. Кузнец соотносит силу удара молота со степенью нагрева поковки, определяя ее по цвету раскаленного металла. В процессе координации движений всегда согласуется работа мышц и органов чувств, т.е. становится очевидна мышечно-суставная чувствительность.

Надо иметь в виду, что координация движений - очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др. И второе - координация движений имеет как общие, так и специфические особенности, связанные с опорно-двигательным аппаратом и системой рабочих движений рук. Поэтому, выявляя особенности своей координации, человек должен помнить, что по показателям одной способности нельзя делать общий вывод. И третье - эффективность деятельности определяется многими факторами. Например, бег на 100 м зависит от быстроты взятия старта, длины и частоты шагов, а те определяются рядом двигательных особенностей (времени реакции, быстротой и силой сокращения мышц, частотой движений) и волевыми качествами.

Воспринимаемая величина предметов зависит от их угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются. Зная величину предмета, мы по его угловой величине определяем расстояние, на котором он находится, и, наоборот, зная, на каком он расстоянии, мы по его угловым размерам определяем величину предмета. Так, когда мы смотрим в бинокль, то, зная величину предметов, мы видим их приблизившимися, но не увеличенными. Смотря же в лупу на печатный шрифт, мы видим буквы увеличенными, но не приблизившимися.

Развивающаяся в результате опыта способность глаза определять пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя именуется глазомером.

В профессиональной сфере хорошо развитый глазомер необходим представителям таких профессий, как водитель, архитектор, художник-оформитель, дизайнер и др.

Основные понятия: здоровье, координация движений, глазомер.

Вопросы и задания:

    Почему необходимо учитывать состояние здоровья при выборе любой профессии?

    Какие производственные факторы считаются особенно неблагоприятными для организма человека?

    Как влияет близорукость на выбор профессии?

    Перечислите, для каких видов профессиональной деятельности имеет важное значение:

а) координация движений рук;

б) координация движений ног.

Какую роль в профессиональной деятельности играет глазомер?

II . Практическая работа.

Задания на выявление индексов здоровья.

Задание 1. Частота пульса у нетренированного взрослого человека колеблется в норме от 60 до 90 ударов в минуту.

Измерьте свой пульс в состоянии покоя.

Он оказался: 41-60 уд/мин - отличный результат: 61-74 - хороший; 75-90 - удовлетворительный; более 90 уд/мин - неудовлетворительный (следует посоветоваться с врачом). Пульс подсчитывается по лучевой артерии.

Задание 2. Известный врач И. М. Амосов для оценки физического состояния рекомендует пробу с приседаниями.

Стоя (ноги вместе), надо сосчитать пульс за 30 сек. Затем в медленном темпе сделать 20 приседаний, причем на каждом приседании поднимать руки вперед, сохраняя туловище прямым, а колени разводя в стороны. После приседаний снова подсчитать пульс. Если число ударов увеличилось меньше чем на 25 % - это свидетельство отличного состояния организма, 25-50% - удовлетворительного, на 75% и выше - неудовлетворительного.

Задание 3. Определите свое физическое развитие по антропометрическим данным, используя таблицу 2.

Таблица 2

Возраст

Рост, см

Вес, кг

Окружность гр. клетки (ОГК), см

Юноши

59,3 ± 8,82 63,1+7,30

Девушки

Приступая к вычислению, надо учесть, что возраст определяется следующим образом: 13 лет - от 12 лет 6 месяцев до 13 лет 5 месяцев 29 дней и т.д.

Для оценки уровня физического развития предлагаем использовать метод сигнальных отклонений. В основе его лежит сравнение фактических данных со средними стандартными показателями и их последующая оценка. Например, юноша 15 лет, рост 173 см, вес 64 кг, ОГК - 82 см. Эти показатели имеют отклонения от табличных данных:

рост 173 - 166,7 = + 6,3 см

вес 64 - 54,5 = + 9,5 кг

ОКГ 82 - 78,6 = + 3,4 см

При сравнении полученные результаты делим на допустимые нормы отклонений по таблице:

6,3: 8,9 = + 0,7

9,5: 8,95 = +1,5

3,4: 5,66 = + 0,6

Считается, что если эти частные находятся в пределах от - 1 до + 1, то физическое развитие оценивается в пределах нормы, от - 2 до - 1 - ниже среднего, от + 1 до + 2 - выше среднего. Если эти частные меньше - 1, то физическое развитие низкое, а если больше + 2, то хорошее.

Задание 4. Определите состояние своей осанки, для этого измерьте ширину плеч и дугу спины. Делается это так.

Нащупайте выступающие костные точки над плечевыми суставами. Возьмите сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление и прижмите ее к левой точке. Правой рукой протяните ленту по линии ключиц к правой точке. Полученное число показывает ширину плеч. Затем переведите ленту за голову и протяните ее по линии верхнего края лопатки от левой точки к правой. Полученное число указывает величину дуги спины.

Сделайте расчет по формуле:

ширина плеч (см)

Х 100 % = норма: 100 -110 %

величина спины (см)

Показатель 90 % свидетельствует о серьезном нарушении осанки. В этом случае, а также при его увеличении до 125-130 % надо обратиться к врачу-ортопеду.

Выявление координации графических движений.

Задание 1. Проведите карандашом с помощью линейки две прямые параллельные линии длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Затем шариковой ручкой или карандашом другого цвета, не останавливаясь, постарайтесь не более чем за 20 с провести между ними линию без помощи линейки.

Если она коснется верхней или нижней линии всего 2-3 раза - результат хороший, 4-10 раз - средний, а при большем количестве касаний - неудовлетворительный.

Задание 2. Начертите две параллельные ломаные линии с расстоянием между ними 2 мм так, чтобы они напоминали пилу с зубьями высотой 5 см и углом в 45°. Длина всей ломаной линии 30 см. Не более чем за 20 с проведите между ломаными линиями свою линию. Измерьте общую длину отрезков касания. Если в сумме длина всех отрезков не превысила 1 см - результат хороший, 2 см -средний, более - неудовлетворительный.

Определение координации рабочих движений.

Задание 3. Нарисуйте циркулем 10 кружков 0 5 мм на расстоянии 2 см друг от друга. В течение 20 с, переходя от круга к кругу справа налево, ставьте в каждом по точке. Пройдя весь ряд кружков (с 1 по 10), начинайте сначала.

Если в указанное время вы успеете поставить 60 точек, промахнувшись не более 10 раз, у вас хорошая координация движений кисти руки, при результате 50-39 точек и 11-15 промахов - средняя, меньшее количество - неудовлетворительная.

Выявление мышечно-суставной чувствительности рук.

Приступая к выполнению задания 4, необходимо подготовить ряд предметов (эталонов):

6 разной длины, в см: 7,3; 7,5; 7,8; 8; 8,3; 8,5;

6 разной толщины, в мм; 7; 8; 9; 10; 10,5: 11;

6 разного веса, в г: 100; 103; 106; 109; 112; 115:

В качестве весовых эталонов можно использовать спичечные коробки, в которые положено разное количество пластилина.

Задание 4. Перед вами разложены 6 разных по длине предметов. Закройте глаза и перемешайте эти предметы. Затем, так же не глядя, одной рукой последовательно расположите их в порядке возрастания длины. Ощупывайте предметы большим и средним пальцами.

Такую же работу провести с 6 предметами, имеющими разную толщину и разный вес, но одинаковую форму. Одной рукой расположите их в порядке возрастания: а) толщины; б) веса.

Для определения результатов подсчитывается сумма разностей следующих друг за другом предметов, начиная с последнего, при правильной раскладке она равна 5 (6-5; 5-4; 4-3; 3-2; 2-1). Такой результат означает высокий уровень развития чувствительности рук; 6-9 - чувствительность в номере; 10-12 - средний уровень чувствительности; более 12 - низкий уровень чувствительности. Чем выше эта цифра, тем хуже развита чувствительность.

Учтите, что если вы работали правой рукой, то данные получили относительно этой руки.

Если вы добились высоких результатов, можете продолжать упражнения, сделав различие между эталонами менее заметным, например, длина, в см: 7,2; 7,4; 7,6; 7,8; 8.

Задание 5. Уровень развития координации движений можно определить с помощью самонаблюдения. Дайте ответ на вопросы:

1. Как вы лучше усваиваете движения:

а) прочитав объяснение;

б) прослушав устное объяснение;

в) увидев, как выполняется движение.

2. Насколько точно вы выполняете первое движение:

а) воспроизвожу полностью, очень точно его копирую;

б) воспроизвожу с небольшими отклонениями, мало заметными со стороны;

в) воспроизвожу с отклонениями.

3. Сколько времени вы затрачиваете на освоение простого и
сложного движения:

а) простое и сложное движение осваиваю быстро;

б) простое осваиваю быстро, сложное - медленно;

в) простое и сложное движение осваиваю медленно.

Если ваши ответы совпадают с вариантом «а» уровень координации высокий; «б» - средний, «в» - низкий.

Выявление и оценка пространственного и линейного глазомера.

Задание 1. Даны 11 прямых, различных по длине, а ниже - 4 прямых, обозначенных буквами А, В, С, Д. Без помощи линейки и других измерительных средств найдите прямые А, В, С, Д среди одиннадцати прямых (рис. 1).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Задание 2. Определите без линейки, какой отрезок больше (рис. 2).

Задание 3.

а) Какая из девочек выше? Какая ниже? А теперь, когда вы определили это, проверьте себя. Измерьте каждую из девочек на рисунке сантиметром (рис. 3 а). Поняли, в чем ваша ошибка?

б) Определите, параллельны ли горизонтальные линии? Проверьте с помощью линейки (рис. 3 б).

в) Какая из горизонтальных линий длиннее? Проверьте с помощью линейки

Профессия и здоровье.

Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.

Дж. Рескин

Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа.

Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т. д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. В последние годы резко возросло число менеджеров – людей, отвечающих работы других людей, организатором, управляющих. Профессия стала модной. И сразу появился новый диагноз – «синдром менеджера». Его симптомы – хроническая усталость, снижения иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость – наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом. Их организм таким образом сигнализирует, что надо снизить нагрузки. Если человек не прислушивается к этим сигналам, его ждут серьезные проблемы со здоровьем.

Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания - те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;

анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;

интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

бытовые условия;

умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;

одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;

тяжелые и вредные условия труда.

Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых? Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков можно прочитать в справочниках, подготовленных Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, в котором содержится более 1400 профессий, которые можно получить в профессиональных учебных заведениях.

Задание №1. «По горячим следам».

На какие группы врачи делят профессии по условиям труда?

Задание №2. «Медицинские ограничения профессиональной пригодности».

Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

Если вы имеете эти заболевания,

то вам противопоказаны следующие условия работы:

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.

Опорно-двигательного аппарата

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.

Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.

А вот любимая работа по силам сохраняет и укрепляет здоровье.

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. Оценить состояние своего здоровья вам поможет следующая методика.

Задание №3. «Мое здоровье».

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3. Когда меня что-то расстроило, или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5. Я часто мерзну.

6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

9. У меня часто бывают головные боли.

10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.

11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Обработка и интерпретация результатов

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.

Примечание. Данная методика (Опросник «Вегетативная лабильность») разработана чешскими психологами и апробирована в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ. Вегетативная лабильность - это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Десять шагов уверенности в себе 1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.

2. Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.

5. Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.

6. Подумайте, какие промежуточные задачи надо решить, чтобы достичь главных целей.

7. Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.

8. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

9. Помните, что вы - воплощение надежд ваших родителей, вы - образ и подобие Бога, вы - творец своей жизни.

10. Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас вызовом, а вызов побуждает к действиям.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм - больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье - этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Задание №4. (домашнее).

Как вы понимаете следующие слова:

Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты.


Урок по технологии для 8 класса «Здоровье и выбор профессии».

Цель: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Задачи обучения:

    Дать определение понятию «здоровье».

    Ознакомить с классификацией профессий по влиянию неблагоприятных производственных факторов на организм человека.

    Ознакомить с ограничениями профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

    Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.

Задачи развития:

    Развивать навыки индивидуальной работы и работы в малых группах.

    Развивать навыки дискуссии.

Задачи воспитания:

    Воспитывать чувство ответственности за принятие решений и выбор собственной профессиональной траектории.

Формирование УУД:

Личностные:

Формирование учебно-познавательной мотивации.

Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

Регулятивные:

Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

Познавательные:

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

Коммуникативные:

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Формы и методы обучения: беседа, ролевая игра, упражнение, практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях» (приложение 1), карточки (приложение 2), рабочие тетради.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация прежних знаний.

Что такое профессиональная пригодность?

Какие степени профпригодности вы знаете?

Может ли человек быть абсолютно профессионально непригодным?

    Мотивация.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина – стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.

Алена, какая приятная встреча!

Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!

И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!

А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать – целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?

И: И у меня проблемы с работой.

А: Клиенты капризные?

И: С клиентами все в порядке. Работа – целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь – расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.

А: Пока-пока.

Почему у девушек возникли такие проблемы?

Что они не учли при выборе профессии?

Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться. Запишите тему урока в тетради.

Тема урока: «Здоровье и выбор профессии».

    Целеполагание.

Попробуйте сформулировать свои цели на урок. Что вы можете узнать, чему научиться?

    Формирование новых знаний и навыков.

Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?

Наиболее широкое признание получило определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Выделяют четыре компонента здоровья. Чтобы определить содержание каждого из компонентов, я предлагаю выполнить упражнение на соотнесение (карточка «Компоненты здоровья», приложение 1).

Компоненты здоровья:

соматическое здоровье – функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.

физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;

душевное (психическое) здоровье – ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

социальное здоровье – частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Понятия человек, здоровье, профессия тесно взаимосвязаны между собой. Возможны три варианта:

    Человек – здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции, соответствующие определенной профессии.

    Профессия – здоровье: неблагоприятные профессионально-производственные факторы (НППФ), сопутствующие определенной профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

    Человек – профессия: успехи в трудовой деятельности являются одним из источников положительных эмоций и уверенности в своих силах, важным условием душевного здоровья.

Рассмотрим каждый вариант. Запишите основные понятия в тетради.

Человек – здоровье.

Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по состоянию здоровья. Их вы найдете в специальной таблице в папках на ваших столах (таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях», приложение 2).

Рассмотрим несколько случаев подробно.

Например, у многих подростков отмечаются заболевания органов пищеварения. Определите по таблице факторы, которые могут привести к ухудшению здоровья при этих заболеваниях. Какие профессии подойдут для людей с такими заболеваниями?

Назовите неблагоприятные профессионально-производственные факторы, которые необходимо учитывать при заболеваниях органов зрения.

Если вы все же выберите профессию, связанную с напряжением зрения, то вам необходимо выполнять зрительную гимнастику. Например, такую.

Профессия – здоровье.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, в условиях работы кото­рых полностью отсутствуют НППФ. Таких профессий много: продавец промышленных това­ров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специ­альности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие ка­кого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным не­благоприятным воздействием на организм человека, например, по­вышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Сле­довательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для ко­торых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздей­ствие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимо­действием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повы­шенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоян­ный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, органов слуха данные профессии не могут быть реко­мендованы.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда , например, сталевар, шах­тер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях , но предметы труда требуют особо бережного отношения со сторо­ны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель дет­ского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у че­ловека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды произ­водственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика ча­сов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния – повара, парфюмера и т.п.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию забла­говременно, поскольку только врач-специалист может дать квали­фицированное заключение о профессиональной пригодности.

Динамическая пауза.

Многие профессии связаны с сидячей рабочей позой. Но даже сидя за столом можно выполнять некоторые упражнения, которые помогут снять напряжение и восстановить работоспособность.

    Руки на поясе, плечи развёрнуты, поднимают пятки, не отрывая пальцев от пола.

    Через сторону поднять руку вверх, за голову, достать до противоположного уха. Затем в исходное положение. То же другой рукой.

    Скользя руками по задним ножкам стула, наклоняемся то одну сторону, то в другую плавно, не резко, насколько можно.

    Повороты корпусом назад. Спинку стула обхватить двумя руками с одной стороны, затем руки на колени. И с другой стороны, насколько можно, поворачиваем корпус.

    Наклоны головой к одному плечу и к другому. Плавно, не резко, растягиваем мышцы шеи.

    Руки развести в стороны – вдох. На выдохе обнять себя покрепче.
    Кисти к плечам. Круговые движения вперёд и назад.

    Кисти в замок. Вперёд от себя потянуться, выпрямляя руки в локтях. Затем назад к себе, расслабиться.

Человек – профессия.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья.

Косвенным образом оценить состояние своего душевного здоровья вам поможет методика «Вегетативная лабильность». Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. Отметьте совпадения знаком +.

    Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

    Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

    Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

    Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

    Я часто мерзну.

    Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

    При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

    Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

    У меня часто бывают головные боли.

    Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

    Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

    При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

    При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

    Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

    Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет» (0 – 6), тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов (7 – 9) - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше, чем в 10 утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.

    Первичное закрепление знаний.

Работа по карточкам. Давайте проверим, насколько вы хорошо разобрались в вопросе выбора профессии с учетом состояния здоровья. Предлагаю выполнить задание на установление взаимосвязей рассмотренных понятий. Допишите свои пояснения на карточках (приложение 3).

    Подведение итогов.

А что решили наши героини?

А: Привет!

И: Привет! Как дела? Ты обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой. Рассказывай!

А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе – глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось?

И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю.

А: Что же это за профессия?

И: Профессия называется постижёр ! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться.

А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали.

И: Желаю успехов на новом месте!

А: Пока!

Как вы думаете, правильно ли поступили девушки? Учли ли они на этот раз состояние своего здоровья? Смогут ли они теперь сделать хорошую карьеру?

    Рефлексия.

    Было интересно…

    Я узнала…

    Было трудно…

    Меня удивило…

    Мне показалось важным…

    Теперь я умею…

    Я поняла, что…

    Я попробую…

    Домашнее задание.

Определите возможные противопоказания для вашей профессии. Напишите сообщение на тему «Здоровье и моя будущая профессия».

Дополнительно: напишите ваши рассуждения по поводу следующих высказываний:

Не горбитесь, заботьтесь о своем скелете – это ведь все, что от нас останется.

Нужно ухаживать за собой, в противном случае будут ухаживать другие.

Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл.

Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Список информационных источников:

    Твоя профессиональная карьера: учебное пособие. Под ред. С. Н. Чистяковой. – М: Просвещение, 2005.

Приложение 1.

Карточка «Компоненты здоровья».

Соедините стрелками понятия и определения.

Соматическое здоровье

Ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций.

Социальное здоровье

Способность человека к физической нагрузке.

Душевное (психическое) здоровье

Функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.

Физическое здоровье

Частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Приложение 2.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Заболевания

Неблагоприятные производственные факторы

Органы зрения

Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефаб­рики, садовод,

слесарь по ремонту автомобилей

Органы слуха

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также свя­занная со значительным шумом и вибрацией

Чертежник, вышивальщица,

швея-мотористка,

обув­щик, цветовод,

фо­тограф, кондитер

Кожа

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлаж­нение и загрязнение, охлаждение рук

Оператор ЭВМ,

сборщик часов, полупроводников,

инженер-конструктор

Опорно-двигательный аппарат

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), ра­бота на высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микро­схем, телеграфист,

швея-мотористка

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

Контролер-кассир,

цве­товод,

оператор станков с числовым управлением, оператор связи,

фото­граф

Сердечно­сосудистая система

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация

Радиомеханик,

портной,

секретарь-референт, пчеловод

Органы пищеварения

Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, свя­занная с нарушением режима пи­тания; вынужденная рабочая по­за, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания

Сборщик

дизайнер

Почки и мочевыводящие пути

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация

Сборщик

полупро­водников, оператор ЭВМ,

слесарь по ремонту автомобилей,

дизайнер

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряже­ние; шум и вибрация; неблаго­приятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, осо­бенно нервнопаралитического действия; работа, связанная с по­вышенной опасностью травма­тизма

Резчик по дереву, закройщик,

столяр

Приложение 3.

Установите взаимосвязь понятий человек – здоровье – профессия.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Профессия и здоровье Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты. И. Мюллер

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Вредные профессии:………… Опасные профессии:…………. Напряженные профессии:………. «Благополучные» профессии:……… Приведите примеры из текста. Стр. 29 - 31 «Профессиональный успех и здоровье»

4 слайд

Описание слайда:

Все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека Двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость Анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус Нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы Интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

5 слайд

Описание слайда:

Заболевания Противопоказания Органов дыхания Неблагоприятный климат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение Сердечно-сосудистой системы Значительное физическое напряжение, неблагоприятный климат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмов Органов зрения Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность Нервной системы Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный климат, контакт с токсическими веществами

6 слайд

Описание слайда:

Заболевания Противопоказания Опорно-двигательного аппарата Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъём и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, нарушение режима питания Почек Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа, связанная с нарушением режима питания

7 слайд

Описание слайда:

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому, что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

8 слайд

Описание слайда:

Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

9 слайд

Описание слайда:

Методика «Моё здоровье» Прочитайте утверждения и ответьте «Да», или «Нет», похожи ли эти утверждения на ваши собственные ощущения. 1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым. 2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу. 3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство. 4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе. 5. Я часто мерзну. 6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь. 7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах. 8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении. 9. У меня часто бывают головные боли. 10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п. 11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице. 12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки. 13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон. 14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос». 15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

10 слайд

Описание слайда:

Обработка и интерпретация результатов Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины ответов «да» - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

11 слайд

Описание слайда:

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм - больше чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье - это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Существуют медицинские противопоказания для некоторых профессий, а нет ли противопоказаний психологических? Действительно, заболевания сердечно-сосудистой системы навсегда закрывают дорогу в летчики, а нарушения зрения вряд ли позволят стать профессиональным водителем.

Требует лучшего здоровья, чем у вас есть, в будущем работа может спровоцировать возникновение заболевания или обострение уже имеющегося.

Допустим, человек со слабым зрением становится бухгалтером или корректором . В дальнейшем значительная нагрузка на глаза, необходимость скрупулезно прочитывать огромное количество текстов, выискивать ошибки или сверять балансы и отчеты может привести к прогрессированию близорукости. Так же таким людям не стоит планировать управлять транспортными средствами. Ведь ни один медосмотр водителей не будет пройден, в случае если у вас плохое зрение.

К рядом стоящим профессиям могут быть разные противопоказания, а к непохожим — как раз общие.

Например, среди фармацевтов не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. А людям, у которых наблюдается тремор (дрожание рук), вряд ли стоит становиться хирургами . И — менеджерами по работе с клиентами тоже. Кстати, популярная сегодня профессия менеджера подойдет далеко не всем. Умение убеждать других в своей правоте, донести до них идеи компании напрямую зависит от того, как хорошо вы владеете ораторским мастерством, в том числе отсутствуют ли у вас дефекты речи. Плохая дикция нежелательна и для гуманитариев в целом: им предстоит взаимодействовать с людьми.

Однако даже если ваше здоровье не совсем соответствует выбранной стезе, это не означает, что вы тут же должны отказываться от своей мечты. Необходимо взвесить все «за» и «против», подумать, можно ли преодолеть возникшие трудности. Записаться к логопеду — реально.

Есть и огромное количество специальностей, куда можно прекрасно вписаться с конкретным недостатком вашего здоровья. Один из отечественных художников-мультипликаторов, нарисовавший множество любимейших всеми героев мультфильмов, страдает дальтонизмом (это такая болезнь, когда человек неправильно видит цвета). Кроме того, существуют проблемы со здоровьем, которые достаточно сложно решить: хронические недуги небыстро поддаются лечению, а здоровых выпускников школ сейчас почти не осталось.

Для многих профессий характерно периодическое или постоянное воздействие на организм человека одного или нескольких неблагоприятных факторов — высокого шума, напряжения, экстремальных условий, некомфортных погодных условий и т. д.

Некоторые из вас мечтают быть режиссерами шоу-программ, диджеями — однако музыка, ревущая из динамиков, ослабляет слух. Химические реагенты будут оказывать негативное влияние на здоровье агронома или зоотехника , медицинскими противопоказаниями к такому роду деятельности считаются аллергические реакции на ядохимикаты и удобрения, в частности экземы и другие кожные заболевания — а также хронический бронхит. Неблагоприятный фактор в работе геолога — некомфортные погодные условия, так что ему необходима устойчивость к простудным заболеваниям. А офисным работником может быть далеко не каждый. Каково выдерживать весь день вынужденную рабочую позу! Если вы весь день сидите за компьютером, следите, как он влияет на состояние вашей щитовидной железы. Когда оно неидеально, лучше отказаться от специальности программиста и предпочесть какую-либо другую.

Альтернатива — ежедневно пребывать в большом нервном напряжении, работая актером, режиссером, врачом, учителем, следователем, менеджером . Здесь высок риск психосоматических расстройств и последующих неврозов, болезней сердца, нервного истощения. Если вы хотите приобрести одну из вышеназванных специальностей, стоит хорошенько подумать, сможет ли вас вывести из себя какая-нибудь экстремальная ситуация. Часто ли вы волнуетесь или переживаете из-за пустяков? И, если да, то, возможно, стоит попробовать реализовать себя на другом поприще.

Практически безвредно для здоровья быть художником-модельером, дизайнером костюма: неблагоприятных производственных факторов здесь почти нет.

А менеджер, напротив, обязан не только ежедневно решать «мелкие» проблемы компании, но и уметь найти выход из кризисной ситуации, когда крах фирмы неминуем. Если срываются поставки, упал спрос на какой-нибудь товар, задача профессионала — в максимально короткий срок преодолеть эти сложности. Напряженный график, ненормированный рабочий день диктует очень высокие требования к состоянию его здоровья — он не должен иметь нервно-психических или сердечно-сосудистых заболеваний.

К кому обратиться за советом? К консультанту в центре занятости: у него есть описания профессий — профессиограммы, там перечислены противопоказания по конкретным специальностям. Вы можете изучить эти документы и самостоятельно (распечатки с ними обычно находятся в свободном доступе в таких центрах).

Если вы страдаете какой-либо серьезной болезнью, при этот фактор должен стать одним из приоритетных. Профконсультант поможет вам найти самые приемлемые по данному показателю специальности, из которых вы потом сможете выбрать ту, что вам интересна, соответствует вашим способностям, востребована на рынке труда и т. д.

Второй ваш союзник — это врач.

Какие специальности подходят, а какие не подходят при конкретных болезнях?

Ребята, страдающие эпилепсией, могут без вреда для здоровья стать модельерами, ретушерами, чертежниками и др. Однако им противопоказана работа в неблагоприятных метеоусловиях или связанная с токсическими веществами.

К сожалению, большое количество старшеклассников страдает сегодня гастритом, язвой. При их наличии лучше не выбирать профессии, связанные с частыми командировками, физическим и нервным напряжением. Не становитесь репортерами и корреспондентами, ведь в таком случае вам будет трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Подросткам, имеющим нарушение деятельности щитовидной железы — тиреотоксикоз, не подходят строительство, судостроение, зато удачным выбором для них будут профессии врача, экономиста, библиотекаря, искусствоведа

Возможно, среди тех, кто читает эту статью, есть больные логоневрозом, или неврозом речи (проявляется в заикании). Вам противопоказаны нервное напряжение и производственный шум. В вузах можно овладеть любой специальностью, кроме педагогики, права, некоторых специальностей здравоохранения и искусства.

Ребятам, имеющим плоскостопие, лучше не идти в экспедиционные условия или в торговое либо рыбное пароходство.

Имея хронический ларингит — воспаление гортани — не выбирайте специальности, требующей напряжения голоса (например, педагог или диктор), а также предполагающей постоянное нахождение в неблагоприятных метерологических условиях (холод, влажный воздух, резкие перепады температуры).

Что касается кожных заболеваний, то для страдающих псориазом крайне нежелательно специализироваться в области химии, горного, геологоразведочного и металлургического дела, технологий производства товаров продовольственного спектра и большинства товаров широкого потребления. Зато можно спокойно осваивать приборостроение, электроприборостроение, экономику.

При нефрите (заболевании почек) противопоказана работа в контакте с химикатами, а также требующая длительного пребывания на ногах, систематического пользования городским транспортом или длительных командировок. Остальные профессии — пожалуйста.

Рассказать друзьям