Труд - благословение Божие или наказание? «Труд это благо основное Труд - это проклятие или благословение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 7 мая 2011 года

Доброе утро, дорогие телезрители!

Из ваших писем, некоторые из которых достаточно пространные, мы выбираем несколько фраз, в которых собственно и заключается вопрос. Поэтому, когда вы слышите цитату, то имейте в виду, что это не полное письмо и не все ваши просьбы, а только то, что содержит в себе реальный вопрос, на который имеет смысл дать публичный ответ. Вот такую цитату из письма Алексея Горохова из Наро-Фоминска Московской области я сейчас и оглашу.

«Скажите, пожалуйста, как считает православное учение: труд — это проклятие? Ведь по Ветхому Завету Бог наказал трудом людей после грехопадения. Или это средство спасения, как у протестантов, для которых успешный труд — знак свыше?»

Алексей, неправильно считать, что в православном понимании труд — это некое проклятие, особенно со ссылкой на историю грехопадения. В результате грехопадения человек не был наказан трудом. Труд изначально был благословлен Богом , ибо человек был помещен в сад, который надо было возделывать, где надо было нарекать имена животным и растениям. Человек был помещен в рай, где существовали гармоничные отношения человека с окружающим его миром. Так вот, грехопадение эту гармонию разрушило, потому что гармония была замыслом Божиим о Своем творении . Но человек от этого замысла отказался: отказался жить по Божиему закону, а потому и гармония исчезла. И для того чтобы существовать, чтобы обеспечить свое выживание, человеку надо было трудиться в поте лица. Кроме того, человеку пришлось заботиться о своей безопасности, потому что природа стала враждебной по отношению к нему — ведь гармония была разрушена.

Поэтому труд — это не проклятие и не наказание, а наказанием за грех явилось разрушение гармонии бытия . Прервались отношения человека с Богом и с окружающим его миром, и для того чтобы в этом мире существовать, надо было в поте лица трудиться.

А для того чтобы убедиться в том, что в Церкви как в хранительнице апостольской веры содержится подлинно библейское понимание труда как исполнения Божией заповеди, достаточно вспомнить слова апостола Павла: «Кто не работает, тот пусть и не ест» (2 Фес. 3:10). И апостол Павел подчеркивал, что он живет плодом трудов своих. Кстати, его работой было изготовление палаток (см. Деян. 18:3). Он этим занимался и, видимо, продавал то, что делал, на это и жил.

Так вот, труд благословляется Богом как непременное условие жизни человека . И ссылка на протестантскую этику в данном случае неуместна, потому что и православные, и протестанты имеют одинаковое понимание того, что в результате труда человек создает, в том числе, и свое благополучие.

На этом, собственно, и строится вся благотворительность . Когда мы говорим о благотворительности, то нужно иметь в виду, что это не только задача бизнеса, каких-то мощных финансовых структур, которые зарабатывают, конечно, избыточное количество материальных средств — тогда повышается и социальная ответственность за то, чтобы эти избыточные ценности направлялись людям. Но и каждый человек трудящийся должен иметь в виду, что труд благословляется Богом — в том числе потому, что результаты этого труда могут и должны обращаться на благо ближнего.

Ну и второе очень важное измерение. Труд действительно может быть наказанием. Рабский труд — это наказание. Труд, который не оплачивается достойно, — это наказание. Он превращается в тяжелейшее бремя. Ведь недаром во многих исправительных системах труд используется не только как средство исправления человека, но и как средство наказания. Есть же такое понятие «каторжный труд».

Вот для того чтобы труд был на благо, он не должен быть каторжным. Труд во благо человека должен иметь достойное вознаграждение . Труд должен быть стимулом для развития человеческой личности.

И здесь мы уже переходим к очень важной и сложной теме участия общества и государства в организации такого труда, который способствовал бы раскрытию человеческого потенциала, способствовал росту человеческой личности.

В связи с этим я хотел бы перейти к следующему вопросу.

«Ваше Святейшество! Скажите, пожалуйста, в чем состоит социальное партнерство Церкви и государства, о котором теперь часто говорят? Кому оно больше выгодно — Церкви или государству?» (Из письма Владимира Николаевича Боровского, город Калуга.)

Владимир Николаевич, я думаю, что речь идет не о прагматической выгоде. Если нужно получить некую выгоду, то необязательно вступать в социальное партнерство. Социальное партнерство предполагает взаимодействие и сотрудничество, направленное на улучшение жизни людей — на улучшение духовных и материальных условий жизни.

Церковь является очень большой «организацией», если говорить мирским языком. Десятки тысяч приходов, много монастырей. Церковь имеет возможность, обращаясь к людям, призывать их, в том числе, к участию в делах, имеющих прямое отношение к жизни общества, в делах, которые способны изменить жизнь народа, жизнь страны к лучшему. Нередко одна Церковь не может справиться с задачами, которые стоят на этом пути. И тогда она вступает в партнерские отношения — с государством, с другими общественными организациями, и умножает тем самым свои усилия.

Было бы очень важно понимать, в каких областях Церковь взаимодействует с государством — только в тех областях, которые направлены на создание благоприятных условий для духовной жизни человека и для решения тех социальных задач, невнимание к которым может нанести человеку непоправимый вред.

Мы взаимодействуем в сфере образования, потому что через образование формируется духовный мир человека . Церковь ставит перед собой очень важную задачу — укреплять нравственное начало в жизни личности и общества ; и для того чтобы это служение было эффективным, и осуществляется взаимодействие с системой образования.

Очень важно социальное партнерство Церкви и государства в делах благотворительности и милосердия . Я уже говорил в одной из наших передач о работе Церкви с беспризорными, с так называемыми бомжами, с инвалидами, сиротами, стариками. Все мы имеем возможность получать иногда очень тяжелую, душу надрывающую информацию из новостных программ телевидения о том, что происходит в домах престарелых, в местах, где содержатся сироты. Иногда информация такая страшная, что хочется сразу же встать и идти помогать. И ведь это не отдельные случаи! Во многих местах существует большое количество проблем, хотя при этом нельзя забывать о том, что и много доброго делается. И Церковь вступает во взаимодействие с государственными учреждениями для того, чтобы облегчать положение тех, кто в этом нуждается.

Я думаю, что замечательная сфера приложения сил Церкви и государства, социального партнерства — в сохранении культурных ценностей , в восстановлении памятников. Наверное, ни одна европейская страна не потеряла столько памятников архитектуры, столько национальных ценностей, как наша страна. Чтобы в этом убедиться, достаточно проехать по нашим городам. Сегодня очень многие путешествуют по Европе и видят сохранившиеся чудесные старинные здания XV-XVI-XVII веков. Где эти памятники архитектуры на русской земле? Некоторые говорят: «дома были из дерева построены, все сгорели». А храмы, а монастыри — где они? Их нет, они разрушены. Ну а то, что осталось, — иконы, другие произведения искусства, которые хранились в Церкви, а потом стали храниться в музеях? Их надо и далее оберегать, выставлять, воспитывать на этом людей.

Я могу и далее перечислять эти области социального партнерства. Социальное партнерство направлено на благо людей, и Церковь не может отказаться от этого, потому что вера без дел, по слову апостола, является мертвой (Иак. 2, 20). Чтобы вера наша не была мертвой, нужно делать добрые дела , в том числе взаимодействуя с государством. И, осуществляя добрые дела, Церковь вступает в отношения и с государственными учреждениями, и с общественными организациями. Главная задача, которая стоит перед Церковью, — приводить людей ко спасению. А спастись без живой веры, которая поддерживалась бы добрыми делами, невозможно . Поэтому, вступая в партнерство с внешним миром, Церковь делает то, к чему она призвана, — служит спасению людей.

Наша передача выходит в эфир накануне Дня Победы, в преддверии этого замечательного праздника, который обычно совпадает с периодом Пасхи. Я хотел бы от всего сердца поздравить вас с Днем Победы — днем, который объединяет весь наш народ, который обращает наш взор к величайшему подвигу людей, жизнь свою отдавших за Отечество. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто пал на полях сражений. Мы с благодарностью обращаем свой взор к ветеранам, которые до сих пор радуют нас своей активной жизненной позицией. И мы молимся о стране, о народе нашем, чтобы Господь дал нам мирное житие, оградил от всяких врагов, от нашествия иноплеменных, от междоусобной брани, дал силы и крепость к тому, чтобы совершать добрые дела.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Божие благословение пусть пребывает со всеми вами.

Для нас, стало доброй традицией соотносить ценности современной жизни с ценностями прошлых поколений. По моему мнению, неизменяемыми остаются ценности, провозглашенные еще князем Ярославом Мудрым: «Мир и труд — это благо основное». Разве не метко сказано? Мирная работа в пользу человека, общества в мирное время — это мечта многих поколений. Но не всегда она была действительностью, так как часто приходилось мирную работу изменять ратным трудом. Тем весомее есть стремление человека трудиться. В мире существует много профессий, ученые насчитывают их около трех тысяч. Выбрать себе ту, в которой ты будешь испытывать потребность и удовлетворение, нелегко. Великий философ Г. С. Сковорода говорил: «Счастливый человек, который в родном деле работает». «Родная работа» — это та, что отвечает естественным способностям, наклонам, вкусам человека.

На заре цивилизации человек должен был работать, чтобы выжить. И его работа носила примитивный характер — он добывал себе пищу, строил жилье, сохранял огонь. Цивилизация сделала труд человека разнообразнее, одухотворила его. Теперь, чтобы выжить, человеку совсем не нужно самому охотиться и строить свое жилье. Они должны выбирать себе деятельность по способностям и желанием, и может заниматься только ею. И это дает ему возможность достичь таких высот в своей работе, такого мастерства, что он не только обеспечит свою жизнь, но и принесет пользу другим. Итак, важным есть то, сумеет ли молодой человек понять, ощутить, открыть в себе наклонности и вкусы. Сейчас это становится возможным благодаря многочисленным тестированиям, контролям и т.п. Еще недавно подавляющее большинство людей было убеждено в том, что профессию следует иметь одну на всю жизнь. Но сегодня на примере высокоразвитых стран мы видим, что с требованиями современного производства, новой технологии, рыночных условий, лучше устраиваются те люди, которые не боятся изменять работу в зависимости от нужд общества.

Особое удовлетворение охватывает человека, когда он видит плоды своей работы, к которой прибавил много усилий, умения, творческого вдохновения. Вспомним Макаренко. То, как он учительствовал, был дипломатом и художником, как ставил фильмы и писал художественные произведения, как сажал сады и неутомимо учил молодых художников, как вместе с народом оборонял страну, свидетельствует о том, что он был именно творческим человеком высоких духовных масштабов. Он личным примером учил подвигу и через тернии тягчайших усилий и поисков умел приходить к радости волнительных открытий, радости победы. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что «нет ничего прекраснее в мире, как человек работы! Пусть то будет косарь на ниве. или кузнец вокруг горящего горна, а или садовник вокруг посаженного им деревца, или бессонный композитор, который где-то на рассвете создает песню свою, или поэт, который дарит нам огонь в одежде слова. Нет ничего прекраснее, как Человек в мысли, в действии, в творчестве. »

Нам есть у кого учиться работать. Довольно только мысленно обратиться к тем благородным людям в белых халатах, которые вырывают из смерти для человечества «миллионы солнечных дней», к нашим учителям, которые зажигают огонек познания в наших глазах ежедневно, они, как те чародеи, открывают для нас все новые и новые миры глубоких и основательных знаний; к тем людям, у кого руки пахнут хлебом.

Мы учим в народе:

  • . Нет мудрее, чем народ учителей;
  • У него каждое слово — это жемчужина,
  • Это — работа, это — вдохновение, это — человек.

Так метко заметил великий поэт, который оставил по себе огромный задел — свое творческое наследство. Человек смертный, но творение рук, ума его, остаются. Именно за тем, что оставляет человек в процессе своей работы, определяется ее значимость и сущность.

Труд это благо или наказание

Согласно требованиям 227 статьи ТК Республики Беларусь, наниматель для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда должен в установленном законодательством порядке создать службу охраны труда, или ввести в штат должность специалиста по охране труда, или возложить соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, либо привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Выбор у нанимателя, как видим, есть, но как реально реализовать работу и контроль по охране труда?

Если с организациями производственной сферы, в которых работает свыше 100 работников (в других сферах свыше 200) все понятно: вводим в штат единицу и принимаем на работу инженера по охране труда.

Для инженера по охране труда в Едином квалификационном справочнике должностей служащих разработаны соответствующие должностные обязанности, предъявляющие определенные квалификационные требования к образованию, которое должно быть, как правило, высшим и желательно техническим, предъявляются требования к его знаниям, и конкретизируются обязанности.

Инженеру по охране труда ничего не остается, как только честно отрабатывать свою зарплату, выявляя и предупреждая нарушения требований по охране труда работниками организации, выполнять другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и Положением о службе охраны труда организации.

Ничто не должной отвлекать инженера по охране труда от основных задач, организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

То что, на инженера по охране труда не допускается возлагать другие обязанности безапелляционно прописано в п. 8 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98 «Об утверждении Типового положения о службе охраны труда организации», согласно которому – работники службы охраны труда (то есть инженеры (специалисты) по охране труда), кроме выполнения своих трудовых функций, могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Поэтому руководители организаций, пытающиеся возложить на инженера по охране труда «за спасибо» обязанности инженера по пожарной безопасности, эколога или другие обязанности, по меньшей мере, не правы.

Жизнь и здоровье работающих – главный приоритет в нашем обществе и один из гарантов создания в организации условий, их сохраняющих, – высококвалифицированный специалист по охране труда. Надо уважать и ценить его труд, а также понимать, что длительная работа организации без травм и аварий – заслуга в первую очередь этого специалиста, а не удачное стечение обстоятельств.

Однако что делать руководителю организации при меньшей численности работников, чем 100 и более. В республике десятки тысяч микроорганизаций и организации малого предпринимательства где численность работников менее 100 человек.

Действующее законодательство допускает введение в таких организациях должность специалиста по охране труда или возложение соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.

Чаще всего, естественно, возлагают обязанности специалиста по охране труда на уполномоченное лицо, которое назначается из числа руководителей или специалистов организации. Из сложившийся практики назначенцем может быть любое должностное лицо от специалиста по кадрам до бухгалтера, а также мастер, менеджер, администратор, да кто угодно, без всяких условий. Причем на этого работника трудовая функция специалиста по охране труда возлагается дополнительно (помимо работы по основной должности). Часто критерием выбора служит, например, безотказность работника либо его неосведомленность в сфере охраны труда (он не представляет объема работы), либо мнение руководителя организации о его недостаточной загруженности по основной должности. Никто даже не рассуждает о критериях соответствия или о личностных возможностях избраного.

Специальная подготовка вновь назначенного специалиста по охране труда в лучшем случае ограничивается повышением квалификации по охране труда и проверкой знаний в комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда.

И за выполнение основной работы по должности отвечай и за охрану труда… за те же деньги.

Конечно, с такой мотивацией дополнительную нагрузку в виде выполнения обязанностей специалиста по охране труда добросовестно будет выполнять не каждый. И потому, что не хочет, и потому что выполнять работу, которую поручили просто так, в нагрузку, без мотиваций и гарантий, не каждый сможет. Да и какое моральное право имеет работодатель, уполномочивая на охрану труда неподготовленного работника, который, если не дай Бог что-то произойдет, может стать ответственным лицом за упущения в организации работы по охране труда!

Работника надо мотивировать и стимулировать, договариваться с ним, помогать, чтобы на выполнение обязанностей специалиста по охране труда он шел сознательно, чтобы стремился изучить и применить на практике, в своей организации, приобретенные знания в области охраны труда.

Давайте перечислим, чем должен заниматься специалист по охране труда в организации:

  • организовать работу по охране труда;
  • координировать деятельность структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, функционированию и совершенствованию Системы управления охраной труда;
  • реализовать в пределах предоставленных прав и полномочий государственную политику в области охраны труда. Проводить анализ состояния условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости. Участвовать в разработке мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Вносить предложения о внедрении передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, разработке и внедрению более совершенных конструкций защитных, предохранительных и блокировочных устройств, других средств защиты работников от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов.
  • оказывать методическую помощь руководителям подразделений в:
  • разработке и пересмотре инструкций по охране труда, организационно-методических стандартов организации, содержащих требования по охране труда;
  • обучении, инструктировании и проверке знаний работников по охране труда;
  • составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры;
  • подготовке перечней (списков) профессий и категорий работников, имеющих в соответствии с законодательством право на компенсации по условиям труда;
  • паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • оборудовании информационных стендов, уголков по охране труда. Организовывать обеспечение структурных подразделений необходимыми законодательными, нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми актами по охране труда, информирует и консультирует работников по вопросам охраны труда, в том числе об их правах и обязанностях в этой сфере, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах коллективной и индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда и другим вопросам, связанным с обеспечением охраны труда. руководить работой кабинета по охране труда, пропагандировать передовой опыт работы по охране труда.
  • проводить вводные инструктажи по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
  • участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мероприятий по их профилактике, подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей.
  • осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях организации трудового законодательства (в части охраны труда, а также охраны труда женщин и работников моложе восемнадцати лет), выполнением должностными лицами, другими работниками функциональных обязанностей, предусмотренных Системой управления охраной труда, другими локальными нормативными актами, своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний в части охраны труда, всех видов инструктажа, соответствием государственным нормативным требованиям охраны труда оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, электроустановок, зданий и сооружений, материалов, сырья и химических веществ, технологических процессов, организации производства и труда, коллективных и индивидуальных средств защиты, эффективностью работы вентиляционных и аспирационных систем, наличием соответствующей эксплуатационной документации, своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, их применением, содержанием (хранение, выдача, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и т.п.), обеспечением и правильным применением работниками смывающих и обезвреживающих средств, обеспечением санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с действующими нормами и правилами.
  • подготавливать статистическую отчетность по охране и условиям труда по установленным формам и информацию по этим вопросам.

К этому внушительному списку обязанностей специалиста по охране труда надо добавить еще и рассмотрение обращений работающих для разъяснения законодательных требований об охране труда и разрешение конфликтных ситуаций, связанных с охраной труда и трудовыми отношениями…

Труд это благо или наказание

труд-как благо или наказание? формулировка проблемы

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Khristina10 30.05.2013

Ответы и объяснения

При ответе на это вопрос вспомнился отрывок из «Приключения Тома Сойера».Сначала покраска забора стала для Тома тяжким бременем,обязанностью,которую он не хотел исполнять.Но в последствии,когда он увидел результаты,которые этот труд может ему принести он стал относиться к нему,как к благу.Все зависит от отношения к труду,от трудового воспитания,которое получил человек.Приведу отрывок из той же книги(извиняюсь,что не дословно)

«Если джентельмену управляещему экипажем в качестве развлечения,пусть это и стоит ему немалых денег и времени,предложить зарабатвать так себе на жизнт,он оскорбится и откажется.Потому что из удовльствия это првератится в обязанность.»

К сожалению отрывок привела не дословно,скажем так,близкий к тексту пересказ)

Труд - это проклятие или благословение?

Ни то, ни другое. Труд — это занятие, которому человек обычно посвящает большУю часть своей жизни. В зависимости от обстоятельств труд может быть и тяжелой обузой, и источником радости.

Всё зависит от того,как вам повезло с работой и этим самым трудом.К примеру,если вы (условно) попали на Магадан и вынуждены там кайлом махать весь срок, то это одназначно проклятие,а вот если вы к примеру дочь Путина и вам любая работа поплечу, то тут явно мы имеем дело с благословением и все мы знаем кого.

Когда в шестнадцать лет я работал лаборантом по информатике в школе за восемьсот рублей в месяц — это было проклятие.

Когда я сменил эту работу на оператора базы данных отдела оптовых продаж табачной компании, где надо было всего лишь, быстро переключая ячейки Tab’ом, нажимать в нужных местах пробел для проставления галочки, и стал за это получать четырнадцать тысяч — это было благословение.

К сожалению, я нажимал Tab медленнее четырехсот раз в минуту, и меня уволили.

Теперь (о, проклятие!) я пишу статьи на заказ, получая за это несообразные ни с чем копейки, а также (о, благословение!) бесплатно и по возможности подробно отвечаю на TQ на те вопросы, где я действительно могу быть полезен.

Короче говоря, проклятие и благословение не в самом труде, а в том, для чего ты это делаешь. Поскольку в нашем обществе нет цветовой дифференциации штанов, то приходится преследовать какие-то другие цели. Благие и не очень.

труд труду рознь — поэтому есть варианты. Существует славный труд — труд почетный, труд священный, труд искупительный, труд как наказание, труд — как выражение творчества, творческий труд, труд как уплата за кров, еду, одежду и т.д., есть труд как исправление, воспитание (исправительно — трудовая деятельность), труд — как иммимтация деятельности.

В большинстве случаев труд — это благо. Сначала это было прямое благо когда человек трудился в саду, возделывал его и ему от этого труда было приятно. НО с грехопадением — труд стал неким и наказательным действием и искупительным (в поте лица будешь добывать хлеб свой, где пот как раз и является символом тяжелых усилий, потуг).
Слова «трудный», «трудности» имеет в своем корне слово труд, что этимологически обьясняет один из смыслов труда как направленность на преодоление.
Есть также духовный труд, есть бессмысленный труд, бесполезный. Есть труд как рабство, порабощающий труд.
Христос и Божьи служители иногда изображаются в Писании под символом вола молотящего, что означает священный и неутомимый труд во имя Божьего Царства. Коммунисты призывали на построение «Вавилонской башни», что является символом расходования сил на ложные и амбициозные проекты. Египтяне использовали евреев для строительства Египта, поработив их и сделав своими рабами. Творец освободил их из рабства и показал путь перезагрузки, чтобы их труд был для их самих.
В общем тема очень разносторонняя и многоэтажная.

Труд — это такая же деятельность, как и любая другая . Может быть приятен/неприятен, интересен/скучен, легок/труден и т.д. Соответственно, нельзя поставить плюс или минус «труду вообще» (сферическому и в вакууме).

От других видов деятельности труд отличается целенаправленностью , во-первых, и характером самой цели , во-вторых. Цель — обеспечить необходимые/желаемые условия жизни себе и своей семье. Либо эти условия создаются непосредственно в процессе труда (выращивается и собирается урожай, строится дом, рубятся дрова, топится печь) — и именно с этого все началось, либо за труд выдается вознаграждение, используемое для достижения конечной цели (например, вы идете в магазин и тратите часть зарплаты на еду).

Еще бывает принудительный труд (рабы, заключенные и т.д.). Здесь о благословении говорить точно не приходится, но это — некий особый случай.

Одна и та же деятельность может быть и трудом и развлечением — в зависимости от наличия цели и ее характера . Если я решаю задачку на TQ, это развлечение. Если за плату — труд. Если бесплатно для знакомого, то даже и не знаю куда отнести. Одолжение, дружеская услуга.

Люди охотятся ради пропитания или заработка и такая охота — это труд. Люди платят деньги, чтобы им разрешили поохотиться — развлечение. И т.д. и пр. Вплоть до права поуправлять почтовой каретой, или слетать в космос и поработать космонавтом.

У животных есть аналог труда ради непосредственного обеспечения необходимых для жизни условий . Та же охота, например. Или рытье нор / строительство гнезд. Они занимаются этим миллионы лет и отбор позаботился, чтобы им эти необходимые занятия не были слишком уж в тягость , скорее — в охотку. Человек занимается бог весть чем, изобретенным самими людьми порой просто вчера. Неудивительно, что ему сама деятельность далеко не всегда нравится.

Сами придумали «труд» и сами на него жалуемся. Прямо горе от ума какое-то.

Труд это благо или наказание

Существуют естественно научное и философское понимания жизни

Согласно древним – из земли, глины, атомисты из атома и пустоты, Аристотель – идея самозарождения жизни подобно личинкам в гниющем мясе

В 18 веке было открыто учение о клеточном строении живой ткани,

Эволюционная теория Дарвина, базой были идеи естественного отбора, борьба за существование и наследование приобретенных признаков

Ф. Энгельс «жизнь есть способ существования белков»

Философское понимание жизни

Вопросы жизни и смерти это наиболее вечные философские темы,

Отношения к жизни были прямо противоположенные либо чудо и благо которое стоит ценить и уважать, другие считали что жизнь страдания и проходной двор Ницше, Шопенгауэр, Будда.

Шекспир «жизнь повесть глупца рассказанная…»

Когда говорят о философском понимании жизни говорят о том, что человек очень рано осознает свою смертность, только раннее детство и маразматическая старость может спасти человека от смысла жизнь.

Триединая проблема триада состоит из элементов жизнь, смертьь бессмертие,

Единица измерения жизни – витон (многоуровневый критерий определяющий зизнь)

В основе философской проблематики стоит проблема ценности и смысла жизни,

? история философии науки выделяет следующие основные положения смысла жизни:

1. человек живет для наслаждения (Эпикур) делили наслаждения на высшее и низшее,

2. смысл жизни в том, чтобы быть счастливым. (начальники от нас это скрывают),

А что такое счастье (счастье это гармония человека с самим собой и окружающим миром) счастье это не постоянное состояние

3. в том чтобы действовать и преобразовывать окружающий мир (деятельностный подход – восходит из марксизма) раньше философы

4. смысл жизни в том, чтобы из всего извлекать пользу (выгоду),

5. религиозный подход – смысл в том, чтобы верить в бога.

6. философский подход Сократ – человек живет чтобы постоянно заниматься самопознания и познания окружающего мира.

7. обыденный подход – смысл в том, чтобы жить

8. социальный подход – в служении обществу,

Общая характеристика смысла жизни

Смысл жизни есть трудный поиск, особенно во времена социальных перемен,

Поиск смысла жизни это абстрактно реальный поиск,

Динамичность и изменчивость

Смысл жизни не существует вне человеческих отношений,

Смысл жизни это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни или в каком-то периоде своей жизни,

Цель жизни не равна смыслу жизни,

Различия: цель жизни состоит в том, чтоб реализоваться, выполнить программу заложенную генами и обществам, чтобы состояться.

А смысл жизни в том, чтобы жить и не откладывать ее на потом

Но как совместить одно с другим? В жизни следует разделять два периода по законам утренней или ночной жизни,

Утром – цель становится на первый план, вечером – смысл жизни преобладает над целью жизни.

Она считается торжественным моментом,

Прекращение жизнедеятельности, организма дыхания кровообращения

Различают: клиническую и биологическую

Считают, что смерть есть расплата за сложность строения организма,

Смерть неразрывно связана с проблемой времени: если количество лет определить нельзя, то качество жизни зависит от нас,

Проблема смерти неразрывно связана с проблемой жизни

Парадокс смерти она одновременно и зло и благо,

Смерть зло (психическое) т.к. человек вопросинимает ее как страдания, человек боится смерти, воспринимает ее как наказание

Любая религия готовит к смерти, и философия также готовит человека к смерти,

Эпикур так предлагал решать этот вопрос: приучай себя к мысли, что смерть нам не страшна, т.к. с ней по жизни невозможно встретиться,

Смерть – зло в этическом смысле слова, смерть это трагедия, не люди умирают, а миры (Рождественский),

Зло в эстетическом смысле – она

Смерть как благо

С точки зрения психологии, т.к. это избавление человека от болезней и страданий,

Смерть благо в эстетическом смысле смерть прекрасна так как облагораживает последнего, сравнивая его с первым плюс она всех уравнивает,

Смерть как благо эстетическое т.к. человек приобщается к вечности, смерть очищает,

Понятие суицида сознательного самоубийство – несоответствие мира человеку или наоборот.

Обратить внимание на эфтаназию – легкая, счастливая смерть, сам этот термин появился в эпоху Бэкона, он считала логику ее применеия к неизличимо больным

Бессмертие это благо или наказание?

Человечество выявило способы достижения бессмертия: бессмертие души (религиозный путь, бессмертна часть человека, его душа),

Бессмертие в потомках (в детях, внуках, правнуках),

Бессмертие в результатах жизненного творчества,

У Карла Поппера есть три мира, как раз третий, это мир, живущий самостоятельной жизнью,

Бессмертие через достижение измененного состояния сознания: просветление, йога,

Социльные и гуманитарные знания о сущности исмысле жизни

В конце 19 – начале 20 веков появилось течение под названием философия жизни – оппозиция господствующему в философии механистическому естествознанию,

Предстваители: Ф. Ницше, Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон, Георг Зиммель, Освальд Шпенглер,

Философия жизни выделялись 4 основных подхода: жизнь как живой организм – биологичесикий подход; космологический подход – жизнь есть сгусток космической энергии, психологический – жизнь есть поток переживаний, культурно исторический – жизнь есть начало всего мироздания,

Биологическое понимание жизни

Наиболее четко предствалено в творчестве Ницше, он утверждал, что жизнь это бытие живого организма, в противоположенность всему неживому, сконструированному, механическому,

Жизнь это единственная цель человеческих устремлений,

Жизнь есть поток вечного и абсолютного становления в котором нетцели логики а лишь последственная комбинаций и игра случайных сил ни последовательности.

Становление жизни непознаваемо, а воля к власти это и есть воля к жизни и есть жажда жизни,

Анри Бергсон в первую очередь

Жизнь это космическая энергия, витальная сила, жизненный порыв, сущность которого в непрерывном воспроизведении себя и в творчестве новых форм,

Заявлял о том что жизнь всегда на пути к реализации всегда движение вперед

Жизнь есть явление вне историческое

Жизнь как космическая энергия где то когда то зародилась и переходя от поколения эта энергия разделяется между особями она разделяется между личностями набирая интенсивность по мере движения вперед.ф

sites.google.com

  • Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего документов: 233329 На казахском языке: 116993 На русском языке: 115930 На английском языке: 406 Дата обновления: 08.06.2018 […]
  • Отзыв апелляционной жалобы в рк Главная страница » Образцы процессуальных документов ОБРАЗЦЫ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. 1.1. Исковое заявление в районный суд (взыскание по долговой расписке). 1.2. Решение районного суда. 2. ОТЗЫВ НА ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. 2.1. Отзыв на исковое заявление в […]
  • Консультация юриста онлайн Быстрый ответ - на срочный вопрос, ответ в течение часа 100% гарантия консультации юриста Круглосуточная онлайн консультация 24/7 Понятные ответы на вопросы любой сложности Всегда на связи адвокаты юристы онлайн прямо сейчас Реальная консультация от живых юристов Ответ сразу […]
  • Проверка сметной документации в Твери Проверка сметной документации под ключ На любые работы в сжатые сроки Проверка сметной документации – это анализ сметы, направленный на определение правильности ее составления, грамотности применения действующих нормативов и точности используемых при этом данных. Главная цель […]
  • Как можно написать и грамотно оформить жалобу на управляющую компанию в жилищную инспекцию? Жилищная инспекция – это первая инстанция, в которую обращается недовольный жилец после того, как управляющая компания не исполнила его требования, изложенные в претензии. Некоторые потребители коммунальных услуг и вовсе […]
  • Поворот налево: основы правил движения по дорогам без штрафов Именно в ходе маневрирования допускается наибольшее количество ошибок и нарушений правил водителями, как начинающими, так достаточно опытными. Много сложностей вызывают моменты поворотов и разворотов. Именно на изучение этих моментов правил движения […]
  • Формы и бланки декларации 3-НДФЛ За последние годы в форму 3-НДФЛ несколько раз вносились изменения, но, при этом важно знать, что при заполнении декларации необходимо использовать форму, действовавшую в тот календарный год, за который Вы заполняете декларацию. На этой странице Вы можете бесплатно скачать бланки […]
  • Что означают красные номера на машине Специальные номерные знаки в Российской Федерации несколько отличаются от тех, что выдают простым гражданам. Новоиспеченное водители часто спрашивают о том, что означают красные номера на машине. Имеют ли водители, транспортные средства которых оснащены такими знаками приоритет в […]

Бывают вопросы, которые уже содержат в себе если не ответ, то готовую схему решения. Это изначальная заданность предполагаемой (или предлагаемой) точки зрения, иногда вовсе уводящая от видения настоящего положения вещей. Чаще всего говорят что труд - это хорошо. Ответ здесь заранее ясен, потому что жизненный опыт учит нас: всякое благо создается трудом, который в любом обществе всегда приветствуется, поощряется и содержит в себе положительную оценку. Леность и праздность порицаются, ничего доброго в себе не содержат, наоборот - уничтожают и расхищают плоды чужих трудов. И вообще: надо трудиться, а не лениться - без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Закладка храма

Теперь остается подобрать нужные цитаты и доказать банальную очевидность, очередной раз стрельнуть из пушки по маленьким птичкам. И все будет до боли напоминать школьное обучение, когда кормят безвкусной мякиной и воспитывают пожизненное отвращение к преподаваемому предмету. Ну да делать нечего, будем искать цитаты.

Возьмем какую-нибудь службу преподобному отцу. Обязательно выплывет: "Приидите, празднолюбцы". 1) Та-ак. Какая-то неправильная цитата попалась. Зайдем с другой стороны. Наша цель - спасение. Это главная тема нашей жизни. Спасение без веры немыслимо: без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6); вера без дел мертва (Иак. 2, 20). А дела требуют труда. Значит, чтобы спастись, надо трудиться. Но вот Христос пришел в дом Марфы и Марии. Мария села у Его ног, внимая каждому слову, а Марфа стала заботиться о большом угощении, потому что Он пришел не один, а со Своими учениками, которых было, как известно, довольно много. И вот Марфа говорит: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне . И что же она слышит в ответ? Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 40-42). Оказывается, не всякий труд правилен, то есть праведен, а только тот, который угоден Богу. Таковой приносит плод, ибо приближает человека к Богу. По слову преподобного Серафима Саровского, это плод стяжания Святого Духа Божия, послушания Богу, слышания, чувствования и познания святой воли Его, творения ее и пребывания в ней. И если бы Марфа тогда, как Мария, "настроилась" на Христа, а не на себя и на выполнение своих "служебных" обязанностей, то, конечно, сидела бы также у ног Спасителя, внимая словам Его, которые суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).

Так что же наши труды? Если они приносят нам плод духовный, если приближают нас к Богу, если исполняем ими заповедь Божию и трудимся и богатеем не в себя, а в Бога (см. Мф. 6, 19-20), - они являются для нас благословением. Даже если с виду они кажутся совершенно бессмысленными. Так, преподобный Серафим Саровский, будучи уже почтенным старцем, согбенный, с перебитым позвоночником, таскал на себе за плечами двухпудовый мешок, наполненный песком и камнями. А на вопрос, зачем он это делает, отвечал просто: "Томлю томящего меня". А если собираем здесь сокровище для себя, придет время, когда услышим нежданное: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя (Лк. 12, 20).

Но разве нельзя просто честно и добросовестно трудиться, чтобы содержать материально себя и свою семью в достойных жизненных условиях, растить детей, снабжать их всем необходимым, вместе радоваться жизни, отдыхать? Разве Бог это запрещает? Нет, конечно. Но такое самооправдание закрывает от нас истину: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). Потому что земные наслаждения сами по себе, при всей своей естественной сладости, - поверхностны и не имеют вкуса правды, ибо конечны. А правда в них входит, когда, наслаждаясь, вспомним Создателя и Промыслителя нашего и возблагодарим Его (см. 1 Тим. 6, 17; 4, 4). И если придет в сердце наше умиление, забудутся тотчас все эти земные сладости, и увидим, что они - только повод для любви к Нему.

Теперь к вопросу "наказания". Когда наши прародители изгонялись из рая по причине отпадения от Бога и последующего нежелания быть с Ним, они услышали Божие определение. Еве: в болезни будешь рождать детей. Адаму: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю. (См. Быт. 3, 16-19.) Очевидно же: тяжкие труды, которыми обречен на наказание, скорбь - это относится не только к первым людям, но и ко всему роду человеческому. Но приглядимся: только ли безысходная тяжесть рабского ярма ждет нас впереди? Или есть что-то еще? На первый взгляд логика проста: человек грешен, помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8, 21). Потому и наказан. Труды трудны, требуют приложения сил и вызывают утомление. А бывают и непосильны, и человек может в них надорваться. И всегда его будет преследовать эта горечь жизни и ее мрачная и безвыходная перспектива… Если бы не Христос, изъявший нас из власти вечной смерти и усыновивший нас Богу - Своему Отцу. Ведь и в раю, в саду Едемском , человек должен был трудиться, чтобы возделывать его (этот сад) и хранить (Быт. 2, 15). Только труд его был не в скорбь, а в радость, и являлся желанной составляющей бытия, ибо открывал бесконечную перспективу творческой и вечной жизни, сам являясь ее дыханием. Как же теперь человек может вернуться в утраченный, потерянный рай, туда, где Бог? Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15, 18), как блудный сын. Но никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6), - говорит Христос. Только так! Обратиться ко Христу!..

Первым, как известно, в рай вошел благоразумный разбойник. Он был рабом тяжких грехов, которые и привели его к последнему труду - тяжкому и скорбному распятию. И здесь - кто бы ожидал! - в нем вдруг ожило человеческое сострадание и желание поступить по справедливости. Он забыл про себя и вступился за Распятого рядом с ним, в общем-то, чужого ему Человека, Которого все отринули и осудили неправильно, несправедливо. И разбойник не захотел быть с осудившими, хотя это были последние мгновения его жизни, он захотел быть с Ним. Это было правдой, которая ему стала в итоге его жизни дороже всего. И он вступился за Сына Человеческого, и вдруг почувствовал эту правду дальше, и принял ее. Это была правда его наказания: "достойное по делам нашим приняли". За ней открылась истина: в безвинно Осужденном он узнал своего Господа и Спасителя и смиренно, как раб перед Царем, попросил: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое". И это смирение, которому он вот здесь и сейчас, вися в смертельной безысходности, научился у Христа ("возьмите иго Мое и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" - Мф 11:29), удостоило его Божественного ответа: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:40-43). И этими словами неотвратимая и тяжкая смерть была разрушена в своем средоточии: этот человек теперь не узник ожидавшего его ада, он прощен и принят Христом в свои Богу (Еф 2:19). Он теперь будет с Ним всегда, там, где правда живет. И все остальное, временное, земное, нужно дотерпеть, невзирая на боль и предстоящий конец - перебитые голени, задыхающееся тело и самую смерть, - потому что все это уничтожено надеждой, которая не постыжает (см. Рим 5:5): "ныне буду с Ним в раю!" Он поверил Господу, и эта вера вменилась ему в праведность (см. Быт 15:6).

И с нами в жизни бывает точно так же. Если мы обременены безысходными, опустошающими и, кажется, бессмысленными трудами (тяжкой болезнью, например), надо увидеть в них не просто наказание за грехи. Надо увидеть и признать в них правду - "достойное по делам приемлю", - смириться и принять как необходимый труд для своего спасения, как данный тебе крест, покаяться и обратиться ко Христу. Чтобы затем и потрудиться ради Него, и последовать за Ним (см. Мф. 16, 24). А труд, ради Христа творимый, приносит в душу благодать Святого Духа и претворяет его в сокровище, собираемое на небесах. И такой труженик начинает и ценить, и любить свой труд, начинает служить и трудиться, и работать Христу, сказавшему: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). И какое же это наказание? Это рука, протянутая тебе с Небес, это твое спасение!

Поэтому раньше благочестивые христиане говорили вполне всерьез по поводу приключавшихся им скорбей и болезней: "Бог посетил меня".

И последнее. Есть одна коллизия, мимо которой не пройти. Это не вынужденные, а добровольные труды ради Бога, приносимые Ему, которые почему-то "не получаются". Постоянный пример перед глазами - наши молитвенные правила. Тут не поможет ложное смирение: "не получается, и не надо". Не получается, как ты хочешь, чтобы получалось. А получается, не как ты хочешь. Приходиться смиряться и терпеть, и приносить Богу не молитвы, но труды по поводу молитв. Вот эти-то терпеливые труды (см. Лк 8:15) и являются плодом драгоценным, на них Господь призирает и им внимает как самым сердечным молитвам. Ибо в них правда труда и терпеливого смирения.

1) "Празднолюбцы" - любящие праздники Божии; когда празднуют, радуются Богу, а не пребывают в унылой праздности.

Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенской церкви пос. Нудоль


Автор: протоиерей Борис Балашов
Суббота - время, когда люди должны отойти от обычных будничных дел. В ветхозаветные времена этот день напоминал евреям об освобождении от египетского рабства и изнурительного рабского труда и обещал успокоение от зла и греха земного мира в будущем Царстве Мессии. Суббота - это не только праздничный седьмой день недели в древнем Израиле. Были и субботние года, когда нельзя было засевать и обрабатывать землю. Таким образом, закон о субботе касался не только человека и скота, но и самой земли.


Усилие
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). В связи с этими словами вспоминаю рассказ одного знакомого о том жизненном уроке, который получил он в юности.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Сочинение


Для нас, стало доброй традицией соотносить ценности современной жизни с ценностями прошлых поколений. По моему мнению, неизменяемыми остаются ценности, провозглашенные еще князем Ярославом Мудрым: «Мир и труд - это благо основное». Разве не метко сказано? Мирная работа в пользу человека, общества в мирное время - это мечта многих поколений. Но не всегда она была действительностью, так как часто приходилось мирную работу изменять ратным трудом. Тем весомее есть стремление человека трудиться. В мире существует много профессий, ученые насчитывают их около трех тысяч. Выбрать себе ту, в которой ты будешь испытывать потребность и удовлетворение, нелегко. Великий философ Г. С. Сковорода говорил: «Счастливый человек, который в родном деле работает». «Родная работа» - это та, что отвечает естественным способностям, наклонам, вкусам человека.

На заре цивилизации человек должен был работать, чтобы выжить. И его работа носила примитивный характер - он добывал себе пищу, строил жилье, сохранял огонь. Цивилизация сделала труд человека разнообразнее, одухотворила его. Теперь, чтобы выжить, человеку совсем не нужно самому охотиться и строить свое жилье. Они должны выбирать себе деятельность по способностям и желанием, и может заниматься только ею. И это дает ему возможность достичь таких высот в своей работе, такого мастерства, что он не только обеспечит свою жизнь, но и принесет пользу другим. Итак, важным есть то, сумеет ли молодой человек понять, ощутить, открыть в себе наклонности и вкусы. Сейчас это становится возможным благодаря многочисленным тестированиям, контролям и т.п. Еще недавно подавляющее большинство людей было убеждено в том, что профессию следует иметь одну на всю жизнь. Но сегодня на примере высокоразвитых стран мы видим, что с требованиями современного производства, новой технологии, рыночных условий, лучше устраиваются те люди, которые не боятся изменять работу в зависимости от нужд общества.

Особое удовлетворение охватывает человека, когда он видит плоды своей работы, к которой прибавил много усилий, умения, творческого вдохновения. Вспомним Макаренко. То, как он учительствовал, был дипломатом и художником, как ставил фильмы и писал художественные произведения, как сажал сады и неутомимо учил молодых художников, как вместе с народом оборонял страну, свидетельствует о том, что он был именно творческим человеком высоких духовных масштабов. Он личным примером учил подвигу и через тернии тягчайших усилий и поисков умел приходить к радости волнительных открытий, радости победы. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что «нет ничего прекраснее в мире, как человек работы! Пусть то будет косарь на ниве… или кузнец вокруг горящего горна, а или садовник вокруг посаженного им деревца, или бессонный композитор, который где-то на рассвете создает песню свою, или поэт, который дарит нам огонь в одежде слова. Нет ничего прекраснее, как Человек в мысли, в действии, в творчестве…»

Нам есть у кого учиться работать. Довольно только мысленно обратиться к тем благородным людям в белых халатах, которые вырывают из смерти для человечества «миллионы солнечных дней», к нашим учителям, которые зажигают огонек познания в наших глазах ежедневно, они, как те чародеи, открывают для нас все новые и новые миры глубоких и основательных знаний; к тем людям, у кого руки пахнут хлебом.Мы учим в народе:

* …Нет мудрее, чем народ учителей;
* У него каждое слово - это жемчужина,
* Это - работа, это - вдохновение, это - человек…

Так метко заметил великий поэт, который оставил по себе огромный задел - свое творческое наследство. Человек смертный, но творение рук, ума его, остаются. Именно за тем, что оставляет человек в процессе своей работы, определяется ее значимость и сущность.

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства

производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором!

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на сред

ства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них -- собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу, в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли -- тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства -- это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры -- уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки -- вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

используя текст приведите три объяснения идеи автора о том,что хозяин рынка-потребитель

Рассказать друзьям