Наличные без ккм. Нужен ли для ООО кассовый аппарат? Штраф за отсутствие кассового аппарата. Как зарегистрировать кассовый аппарат для ООО. Какие требования предъявляются к ККТ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель любой проверочной закупки — найти нарушения и использовать их против нас и нашей компании. Следовательно, будьте уверены, что проверяющие (сотрудники милиции, ФНС, торговой инспекции или другого органа) сделают все, чтобы вы допустили те самые нарушения, которые дадут им возможность в полной мере реализовать свои законные права.

Практика складывается так, что зачастую сами сотрудники милиции или налоговой инспекции провоцируют продавца на совершение нарушений. Например, отказываются принимать на руки кассовый чек, просят оформить корешок приходного кассового ордера вместо кассового чека или вообще кладут деньги на прилавок, забирают товар и быстро уходят в надежде, что продавец не станет пробивать кассовый чек.

Бывали даже случаи, когда предварительно в течение месяца сотрудники милиции регулярно покупали в одном и том же магазине различные товары, превращаясь тем самым в постоянных покупателей, после чего провоцировали персонал магазина на совершение каких-либо нарушений.

Главное правило в этом случае — никогда не терять бдительности и не поддаваться на провокации!

Нарушения и ответственность

Одним из самых распространенных нарушений, выявляемых в ходе осуществления сотрудниками государственных органов проверочных закупок, является нарушение кассовой дисциплины (неприменение ККМ, нарушение порядка ведения кассовых операций и т.д.).

Контрольно-кассовую технику вы должны применять всегда, когда речь идет о реализации товаров, работ или услуг за наличный расчет либо с использованием платежных карт (ст. 2 закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Причем речь здесь идет абсолютно обо всех организациях, в том числе и об оптовых фирмах, которые в единичном случае отпустили товар за наличность.

Штрафы за неприменение ККМ налагаются как на должностных лиц в размере от 1 000 до 4 000 рублей, так и на сами юридические лица в размере от 10 000 до 40 000 рублей (ст. 14.5 и 14.15 КоАП РФ).

Когда без ККМ не обойтись, а когда…

Если ваша организация занимается розничной торговлей товаров, выполняет работы или оказывает услуги физическим лицам, то вам лучше сразу купить, зарегистрировать и установить контрольно-кассовую машину. Кроме того, необходимо подробно проинструктировать продавцов-кассиров, как себя вести во всех ситуациях, которые могут возникнуть на практике. Поскольку сотрудники контролирующих (правоохранительных) органов теперь станут для вас постоянными гостями.

Если же доля клиентов, рассчитывающихся наличными деньгами, невелика, и если они для организации являются скорее разовыми, чем постоянными, то трудностей с покупкой, регистрацией, установкой, обслуживанием ККМ и повышенным вниманием со стороны налоговых и правоохранительных органов можно избежать. Естественно, ни о каком нарушении законодательства и речи быть не может.

Договор между гражданами

Есть несколько законных способов принять наличную выручку без использования ККМ, которые мы хотим вам предложить.

Одним из них является прием выручки по договору между двумя физическими лицами. Этот способ хорошо применим для организаций, которые занимаются оказанием услуг (выполнением работ). Однако способ этот применим только в отношении нелицензируемых услуг и работ. Суть его заключается в том, что одной из сторон договора выступает не наша организация, а наш сотрудник как самостоятельное физическое лицо, которое заключает договор и будет лично оказывать услуги. Оплату за оказание услуг (выполнение работ) сотрудник будет принимать сам, выдав при этом соответствующий документ (расписку о получении денег).

При использовании данного метода обратите внимание на следующие особенности.

Во-первых, залогом успешной его реализации будет являться правильно составленный договор (договор купли-продажи, договор оказания услуг, договор подряда или иной договор). Пусть ваш юрист для этих целей разработает специальный договор, в котором укажет все необходимые условия (в том числе оказание услуг или выполнение работ лично).

Во-вторых, деньги берите в руки только после того, как клиент подпишет два экземпляра договора (один из которых тут же заберите себе), а также после того, как клиент возьмет в руки вашу расписку о получении денег (обязательно составьте второй экземпляр расписки, который будет храниться у вас на всякий случай).

В-третьих, если данный клиент обернулся проверяющим и сообщил вам о проверочной закупке, не нервничайте и ведите себя спокойно. Закон на вашей стороне. При составлении акта проверочной закупки обязательно укажите в нем, что между вами и данным физическим лицом был заключен соответствующий договор, копию которого вы можете предоставить в любой момент. Деньги при этом можете не возвращать, они после подписания договора принадлежат вам.

В-четвертых, если все хорошо и клиент не обернулся в проверяющего, не спешите выкидывать ваш экземпляр договора. Положите его в надежное место, и пусть он полежит какое-то время. Мало ли что может случиться.

Договор поручения

Другой способ приема наличных денег без использования ККМ связан с искусственным исключением оборота наличных денег, даже если клиент принес к вам в офис целый чемодан наличности. Суть его — заключение между клиентом и вами (сотрудником вашей компании) договора поручения на внесение денежных средств через банк на расчетный счет компании (путем перечисления денежных средств без открытия банковского счета). Эти правоотношения регламентируются главой 49 Гражданского кодекса.

В данном случае клиент (как юридическое или физическое лицо) заключает с другим физическим лицом (нашим сотрудником) договор, в рамках которого поручает последнему совершить определенные юридические действия — внести денежные средства на указанный расчетный счет без открытия банковского счета. Наш же работник, по тому самому договору, после осуществления операции обязан предоставить клиенту квитанцию либо платежное поручение с отметкой банка о перечислении денег по указанным реквизитам. Такая возможность для банков предусмотрена пунктом 2 статьи 863 Гражданского кодекса, а также положением Центробанка от 09.10.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

С подобными операциями мы сталкиваемся каждый месяц, когда производим оплату за квартиру, за домашний телефон, коммунальные платежи и т.п.

Ключ к успешному оформлению данной сделки — правильно оформленный договор, в котором, помимо всего прочего, следует обязательно указать, что поручение будет исполнено поверенным лично и что договор является безвозмездным. Кроме того, никаких сроков исполнения поручения в договоре указывать не нужно, ведь такой договор будет бессрочным, а значит, никто не будет интересоваться, почему деньги не переведены на расчетный счет организации, а лежат в сейфе (п. 2 ст. 971 ГК РФ).

Деньги принимайте (берите в руки) только после того, как клиент подпишет данный договор в двух экземплярах (один из них сразу же заберите себе и положите его в сейф), а также после того, как передадите клиенту расписку о получении денег по договору.

Даже если он достанет из кармана служебное удостоверение сотрудника милиции или Федеральной налоговой службы, а также постановление или другой документ на проведение проверочной закупки, вы в любом выше­стоящем органе, суде докажете, что деньги у данного товарища принимались не за реализацию товаров (работ, услуг), а по договору поручения.

В любом случае помните: сотрудник милиции или налоговой инспекции, понимая последствия данных правоотношений, не будет подписывать подобные документы и под мягким предлогом откажется от заключения такой сделки. Зачем же ему просто так терять свои деньги!


Пройдите тест и узнайте, какая онлайн-касса подойдёт именно для Вашего бизнеса!

Закон ограничивает прием наличных без кассового аппарата. Касса фиксирует выручку, которую получил предприниматель и передает данные в налоговую. Так государство следит, сколько денег заработал ИП и рассчитывает налоги. Разобрались, как работать без кассы, чтобы не получить штраф от налоговой.

Может ли ИП брать наличные деньги без кассы

Предприниматель может получать оплату от клиентов разными способами:

  • на расчетный счет (не лицевой!);
  • электронными деньгами;
  • на личный счет физического лица;
  • наличными.

По закону ИП может получить любую сумму наличными от физлица. От других ИП и организаций можно принимать не более 100 000 рублей по одному договору.

Предприниматель, который берет наличные, подтверждает сделку кассовым или товарным чеком , либо бланком строгой отчетности.

ИП принимает деньги без кассового аппарата, если работает на ЕНВД и ПСН.

ИП без кассы: прием наличных

ИП на УСН принимают наличные за товары и услуги и выдают кассовый чек.

ИП на ЕНВД могут работать без кассы. Если покупатель требует квитанцию об оплате, ему выдают товарный чек в свободной форме. За оказанные услуги всем клиентам выдают кассовый чек или документ на бланке строгой отчетности.

ИП на УСН или ЕНВД , могут ничего не выдавать клиенту в особых случаях. Например, если:

  • торгует на рынке или ярмарке;
  • продает газеты и журналы;
  • продает на разнос еду и напитки.

Наличные без кассы: какие документы выдавать

Если получена отсрочку по кассам, покупателям выдают документ, подтверждающий оплату. Разработать шаблон можно самостоятельно, но нельзя распечатать на обычном принтере. Предприниматель может заказать индивидуальные бланки в типографии.

Готовые бланки продают в магазине канцтоваров.

Можно напечатать бланк во время продажи, если стоит специальное программное обеспечение. В этом случае система автоматически ведет учет бланков и формирует чек в момент покупки.

В товарном чеке предприниматель указывает информацию:

  • название компании, адрес регистрации, ИНН;
  • номер бланка;
  • дату покупки;
  • название товара с артикулом;
  • количество;
  • цену за одну единицу;
  • общую стоимость покупки цифрами и прописью;
  • имя и подпись продавца.

Пример товарного чека:

Бланк строгой отчетности отличается от товарного чека тем, что на нем есть уникальный серийный номер. Предприниматель заполняет чек в двух экземплярах: один для покупателя, а второй хранит в течение пяти лет на случай налоговой проверки.

Многие индивидуальные предприниматели после регистрации задаются вопросом - нужен ли им кассовый аппарат. Согласно закону о контрольно-кассовой технике, все предприятия должны применять ККМ. Однако в любом правиле есть исключения.

Касса и система налогообложения: есть ли связь

Новый порядок применения контрольно-кассового оборудования сегодня отличается для каждой из категорий предпринимателей в зависимости от выбранного налогового режима. Ранее многие бизнесмены могли не пользоваться кассовым аппаратом, оформляя продажи лишь бланками строгой отчётности или товарными чеками. В связи с тем, что на патенте и ЕНВД при взимании налога учитывается возможная годовая прибыль, все торгующие на данной системе могли не применять ККМ.

В 2018 году ФНС не регистрирует кассы старого образца

По-другому обстоят дела с упрощённой системой налогообложения, ОСНО и ЕСХН, поскольку для расчёта облагаемого налога используются реальные данные о доходах организации. Ранее вся необходимая информация фиксировалась в памяти ЭКЛЗ кассового аппарата. По новым законам организации с ОСНО и УСН обязаны использовать онлайн-кассы.

Применение онлайн-касс на ЕНВД и патенте необязательно до 1 июля 2018 года. Эти же категории бизнесменов (ИП и юрлица) вправе не использовать ККТ до 1 июля 2019 года, если они:

  • оказывают бытовые или ветеринарные услуги,
  • занимаются ремонтом, мойкой или техническим обслуживанием автомототранспортных средств,
  • распространяют наружную рекламу и пр. (см. пп. 1–5, 10–14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Для индивидуальных предпринимателей (ЕНВД и патент) существует возможность не применять ККТ до 01.01.2019 года в следующих случаях:

  • ИП не имеет работников по трудовым договорам и занимается:
    • розничной торговлей,
    • оказанием услуг общественного питания,
    • иной деятельностью, перечисленной в пп. 6–9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и в пп. 45–48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ .
  • ИП занимается (требования к наличию/отсутствию сотрудников не установлены):
    • ремонтом, чисткой, окраской и пошивом обуви;
    • оказанием парикмахерских или косметических услуг;
    • оказанием фото услуг;
    • ремонтом мебели;
    • прочими видами деятельности, перечисленными в пп. 1–15, 18–28, 30–44, 49–58, 60–63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ .

Видео: о необходимости применения ККМ

Категории предпринимателей, которые могут не приобретать кассовый аппарат

Согласно нормативному акту №54-Ф3 любая организация, осуществляющая продажу услуг или товаров за наличный, безналичный или электронный расчёт, должна применять кассовый аппарат. В том же законе приведён ряд исключений, согласно которым не применять ККМ можно:

  • если организация оказывает услуги населению, но в этом случае предусмотрены условия - организация должна быть обеспечена БСО в соответствии с требованиями Правительства РФ;
  • при ЕНВД и патенте, однако предприниматель обязан выписать товарный чек или иной документ по требованию покупателя (условие действительно до 1.07.2018 и до 01.07.2019 гг., как уже упоминалось выше);
  • организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в соответствующем перечне (при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета);
  • в случае, если вид деятельности предпринимателя приведён в перечне ниже.

Любая платная предоставляемая услуга или продукция должна быть зафиксирована посредством ККМ

И также освобождены от обязательного применения кассовых аппаратов предприниматели, осуществляющие деятельность по:

  • продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утверждён органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учёт торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведётся раздельно;
  • реализации ценных бумаг;
  • продаже лотерейных билетов;
  • реализации проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечению питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведённых для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определённых условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищённых от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой плёнкой, парусиной, брезентом);
  • продаже в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утверждённом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговле из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приёму от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях, и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продаже по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Видео: использование ККМ

Штраф за отсутствие кассового аппарата

Если индивидуальный предприниматель не применяет кассовый аппарат в процессе своей деятельности, это влечёт за собой штраф в определённом объёме. Ранее штраф для ИП варьировался от 4 000 до 6 000 рублей. На данный момент всё стало более серьёзно и неиспользование ККТ может быть чревато для индивидуального предпринимателя даже приостановлением деятельности.

За нарушения закона о применении контрольно-кассовой техники предусмотрены штрафы

Таблица: штрафы за неправильную работу с ККМ

Нарушение Наказание
Продажа товаров, продуктов без онлайн-кассы в тех случаях, когда онлайн-касса обязательно должна применяться. Правонарушение совершено впервые. Штраф на должностное лицо (директор, замдиректора), а также на ИП: От 25 до 50% суммы, на которую продали товаров, продуктов, услуг без применения онлайн-кассы. Но не меньше 10 000 рублей.
На ООО штраф будет следующий: От 75 до 100% суммы выручки, полученной без применения онлайн-кассы. Но не менее 30 000 рублей.
Повторное нарушение: неприменение онлайн-кассы, когда она должна применяться строго по закону. При этом сумма выручки без кассы должна быть от 1 миллиона рублей и больше. Должностные лица (директор, замдиректора) – дисквалификация, то есть, запрет занимать эту должность на срок от 1 до 2 лет. ООО и ИП: приостановка деятельности на срок до 90 дней. В том случае, когда выручка без онлайн-кассы при повторном нарушении не превысила 1 миллиона рублей, скорее всего, придётся второй раз заплатить штраф, указанный в предыдущем пункте, так как в КОАПП это чётко не прописано и не конкретизировано.
Применение онлайн-кассы с нарушениями. Такими нарушениями могут быть:
  • онлайн-касса не зарегистрированная, как положено на сайте ФНС;
  • онлайн-касса, в которой нет фискального накопителя или этот фискальный накопитель есть, но он вовремя не заменён;
  • кассовый аппарат не имеет возможности печатать кассовые чеки с QR-0 кодом и ссылками на интернет-ресурс по проверке кассовых чеков;
  • другие аналогичные нарушения.
Предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей.
ИП и ООО должны предоставлять в электронном виде через кабинет контрольно-кассовой техники в налоговую службу определённые документы. Если эти документы не предоставлены, это карается штрафом. Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей.
ООО или ИП не предоставили покупателю кассовый чек в электронном виде или в бумажной форме. Предупреждение или штраф в 2000 рублей.

Штрафы за продажу алкогольной продукции без кассового аппарата

Сегодня каждый бизнесмен обязан применять онлайн-кассу в случае, если одним из направлений деятельности является продажа алкоголя.

Продажа алкогольной продукции без применения ККМ карается штрафом

Нельзя продавать без кассы не только крепкие спиртные напитки, но и пиво. За нарушение правил использования ККТ предусмотрены наказания:

  • для индивидуального предпринимателя и юридических лиц - 75–100 процентов от расчётной суммы, но не менее 30 000 руб.;
  • для иных должностных лиц - 25–50 процентов от расчётной суммы, но не менее 10 000 руб.

Безусловно, покупка, регистрация и обслуживание кассового аппарата обходятся недешево, однако нарушение закона о применении ККМ влечёт за собой более серьёзную ответственность. Размеры штрафов могут в несколько раз превышать сумму, которую вы потратите на обслуживание контрольно-кассовой техники, поэтому не следует рисковать.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Закон ограничивает прием наличных без кассового аппарата. Касса фиксирует выручку, которую получил предприниматель ипередает данные в налоговую. Так государство следит, сколько денег заработал ИП и рассчитывает налоги.

Учет выручки без применения кассового аппарата

Разобрались, как работать без кассы, чтобы не получить штраф от налоговой.

Можетли ИП брать наличные деньги без кассы

Предприниматель может получать оплату от клиентов разными способами:

  • на расчетный счет;
  • электронными деньгами;
  • на личный счет физического лица;
  • наличными.

По закону ИП может получить любую сумму наличными от физлица. От других ИП и организаций можно принимать не более 100 000 рублей по одному договору.

Предприниматель, который берет наличные, подтверждает сделку кассовым или товарным чеком, либо бланком строгой отчетности.

ИП принимает деньги без кассового аппарата, если работает на ЕНВД и ПСН.

ИПбез кассы: прием наличных

ИП на УСН принимают наличные за товары и услуги и выдают кассовый чек.

ИП на ЕНВД могут работать без кассы.

Если покупатель требует квитанцию об оплате, ему выдают товарный чек в свободной форме. За оказанные услуги всем клиентам выдают кассовый чек или документ на бланке строгой отчетности.

ИП на УСН или ЕНВД , могут ничего не выдавать клиенту в особых случаях. Например, если:

  • торгует на рынке или ярмарке;
  • продает газеты и журналы;
  • продает на разнос еду и напитки.

Наличные без кассы: какие документы выдавать

Если получена отсрочку покассам, покупателям выдают документ, подтверждающий оплату. Разработать шаблон можно самостоятельно, но нельзя распечатать на обычном принтере. Предприниматель может заказать индивидуальные бланки в типографии.

Готовые бланки продают в магазине канцтоваров.

Можно напечатать бланк во время продажи, если стоит специальное программное обеспечение. В этом случае система автоматически ведет учет бланков и формирует чек в момент покупки.

В товарном чеке предприниматель указывает информацию:

  • название компании, адрес регистрации, ;
  • номер бланка;
  • дату покупки;
  • название товара с артикулом;
  • количество;
  • цену за одну единицу;
  • общую стоимость покупки цифрами и прописью;
  • имя и подпись продавца.

Пример товарного чека:

Бланк строгой отчетности отличается от товарного чека тем, что на нем есть уникальный серийный номер. Предприниматель заполняет чек в двух экземплярах: один для покупателя, а второй хранит в течение пяти лет на случай налоговой проверки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Добрый день! Если погашение дебиторской задолженности связано с реализацией товаров (работ, услуг), организации необходимо использовать ККТ.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Случаи, когда организации освобождаются от обязанности применения ККТ, перечислены в этой же статье.

Пунктом 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Пунктом 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ разрешено не применять ККТ организациям в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения. Основания для неприменения ККТ, предусмотренные этим пунктом, в основном касаются деятельности по осуществлению торговли специфическими товарами различного назначения. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Кроме того, от обязанности применения ККТ по соответствующим видам деятельности освобождены плательщики ЕНВД, не подпадающие под действие двух предыдущих пунктов (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

В постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 (далее — постановление N 16) разъясняется, что Закон N 54-ФЗ регулирует наличные денежные расчеты вне зависимости от того, кто и в каких целях совершает покупки. При этом под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).

Таким образом, организация, не освобожденная от обязанности применения ККТ в соответствии с Законом N 54-ФЗ, обязана пробить и выдать кассовый чек даже и в единичном случае расчета наличными средствами за товары (работы, услуги).

Согласно ст. 1 Закона N 54-ФЗ под наличными денежными расчетами понимаются произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Погашение дебиторской задолженности в общем случае представляет собой окончательный расчет за ранее предоставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Соответственно, если погашение дебиторской задолженности связано с реализацией товаров (работ, услуг), организации необходимо при принятии в кассу наличных денежных средств использовать ККТ.

К сведению:

За указанное нарушение (неприменение ККТ, в том числе из-за ее отсутствия) организация может быть привлечена к административной ответственности. Согласно ч.

Может ли ИП брать наличные деньги без кассы

2 ст. 14.5 КоАП РФ за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин налагается штраф на должностных лиц организации в размере от 3 000 до 4 000 руб. и на организацию — от 30 000 до 40 000 руб.

Однако, если в течение двух месяцев со дня, когда были произведены наличные расчеты без применения ККТ, налоговые органы не выявили указанное нарушение и не назначили административный штраф, организация и ее должностные лица освобождаются от штрафа. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ (смотрите также п. 8 постановления N 16) постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой машины не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.

Оказанная услуга является бесплатной и предоставляется по заданию Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 №282-п.

Еще статьи по теме

Прием наличных без кассового аппарата

Рассказать друзьям